Нормативно-правовая регламентация
Организационных отношений
Нормативно-правовая регламентация организационных отношений осуществляется путем принятия и издания в установленном законодательством порядке различных документальных актов: уставов предприятий, положений о структурных подразделениях, правил внутреннего трудового распорядка, уставов внутренней службы, должностных инструкций и др.
Все виды подобных актов целесообразно рассматривать с позиции отношения к ним законодательства. Те документы, которые обязательны с точки зрения соблюдения действующего законодательства, должны составляться с соблюдением требований законов в части их содержания и процедур принятия и утверждения. К ним относятся уставы предприятий и организаций, коллективные договора и ряд других документов. Наряду с этим по ряду документов отсутствуют установленные законом нормы и требования. Их принятие является нормотворчеством администрации и продиктовано стремлением к упорядочению внутренней организации осуществляемой деятельности.
Характерным примером нормотворческих актов является принятие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Формально эти документы не относятся к категории строго обязательных. Однако их составление обычно продиктовано стремлением внести ясность в распределение выполняемых работ, уточнить права и обязанности основных элементов организационной структуры. При этом нередко такие документы составляются на стадии первичного формирования нового подразделения или какой-либо должности, но в последующем теряют практический смысл. Это происходит в силу того, что при составлении таких документов часто проявляется тенденция к их детерминированности, что входит в противоречие со свойством социально-экономических систем выживать и адаптироваться к изменяющимся условиям и обстоятельствам. В первую очередь это относится к должностным инструкциям. Поэтому практика составления должностных инструкций оправдывает себя лишь в тех случаях, когда высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций. В этом случае должностные инструкции выполняют профилактическую роль. Но при этом следует учитывать необходимость резервирования определенной свободы при распределении прав и обязанностей, чтобы не ограничить возможностей для самоорганизации систем управления.
Положения о структурных подразделениях весьма часто являются нижним уровнем нормативной регламентации организационных отношений. Стандарта на их состав и содержание нет. Но имеющаяся практика позволяет дать ряд рекомендаций по этому поводу.
Рассматриваемый документ обычно начинается с раздела «общие положения». В этом разделе дается полное и сокращенное наименование структурного подразделения. Затем приводится характеристика его места в организационной структуре, в том числе: степень самостоятельности; уровень подчинения и вхождения в более крупные структурные блоки; наименование руководящей должности, порядок назначения и освобождения от работы руководителя, перечень подразделений, с которыми данное подразделение сотрудничает в процессе осуществления своей деятельности в особо широких масштабах. Приводится также перечень основных правовых директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми подразделение руководствуется в своей работе.
Далее в документе дается характеристика целей – результатов, достижение которых является необходимым и предопределяет направление и характер деятельности подразделения.
Если подразделение состоит из отдельных подсистем, то в положении следует дать характеристику его внутренней структуры: перечень, полное и сокращенное наименование структурных подразделений; наименование должностей руководителей каждого из подразделений и указания на субъект непосредственного подчинения этих подразделений; наименование (или типы) актов, регламентирующих работу всех или отдельных подразделений (особо указывается, существуют ли отдельные положения для структурных подразделений).
Основным разделом положения о структурном подразделении является изложение функций и задач. В этом разделе дается всесторонняя характеристика деятельности подразделения.
Если подразделение наделяется особыми правами, то их перечень приводится в качестве отдельного раздела. Это могут быть права, которые реализуются руководителем или сотрудниками подразделения по отношению к другим подразделениям. Может быть оговорено право без особой на то доверенности выступать от имени предприятия в вышестоящих организациях по вопросам, касающимся деятельности подразделения.
В ряде случаев целесообразно в положении о подразделении выделить раздел, содержащий характеристику входящей и исходящей информации, которой оно обменивается с другими подразделениями при выполнении наиболее важных и регулярных работ.
Если сотрудники подразделения премируются вышестоящей инстанцией, то в положении имеет смысл дать характеристику критериев стимулирования.
В тех случаях, когда функции руководства подразделением распределены между несколькими лицами, следует дать характеристику позиций, по которым руководитель несет личную ответственность перед вышестоящим руководством, а также конкретизировать ответственность его заместителей.
В положении следует также определить порядок расширения, реорганизации и ликвидации подразделения. Необходимо конкретно указать, кто имеет право принимать решения по этим вопросам.
Кроме изложенного, обычно указывается перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлено положение, а также дата его утверждения и вступления в действие.