I Определение миссии и цели организации
Жизнь любой организации начинается с определения ее предназначения или видения того чем она должна стать для потребителей ее продукции или услуг, для региона в пределах которого организация действует и для общества в целом. Видения определяются обычно на 10-20 лет. Его формулировку осуществляет высшее руководство или учредители компании j ставят перед собой следующие вопросы:
1. Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем
2. В чем состоит наш бизнес сейчас и каким он будет в будущем
3. Кто является потребителем нашей продукции и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем
4. Какими способами мы собираемся увеличиваться
Миссия корректирует видение организации, давая представления о философии, концепции и смысле ее Е. Может выражаться в 3-х формах: а) сленг; б) девиз; в) описание истории, принципов
Ф. Карлет отмечает, что миссия должна разрабатываться с учетом 5-ти факторов:
1) История фирмы
2) Е стиль поведения и способы действия собственника по управлению персоналом
3) Состояния среды обитания организации
4) Рес j организация м. привести в действия для достижения своих целей
5) Отличительная особенность j обладает организация
По поводу определения миссии Е следующие рекомендации:
1) Миссия не д. зависеть от текущего состояния деятельности организации и методов ее работы, т.к. она устремлена в будущее и показывает на что будут направляться усилия и какие ценности б. для организации более важными.
2) В миссии не принято указывать количество полученной прибыли
3) М/у миссией организации и отдельных ее частей не д.б. противоречий
В миссии j предназначена для формирования имиджа предприятия, для привлечения покупателей необходимо отражать 3 аспекта:
1) Направление деятельности
2) Принципы работы
3) Потребителей продукции или услуг
# миссия коммерческого банка – Содействие становлению и развитию среднего бизнеса в России, путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, сотрудников и клиентов.
# миссия ювелирно-художественной фирмы – Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней доступных широкому кругу покупателей с разными достатками.
Миссия образует фундамент для всей организации, а также ее подразделений и f –ых под{.
Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательными и на достижение которых направлена ее деятельность
Требования и разработка целей организации:
1) Четкие временные рамки на которые устанавливаются цели
2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей
3) Непротиворечивость и согласие с др. целями, а также с рес. необходимыми для их достижения
4) Адресность (кто?, когда?, где?)
5) Возможность осуществления контроля входа организационной цели
Классификация целей:
1) По периоду времени:
a) Стратегические
b) Тактические
c) Оперативные
2) По содержанию:
a) Экономические
b) Социальные
c) Организационные
d) Экологические
e) Технические
f) Научные
g) Политические
3) По деловой среде:
a) Внутренние
b) Внешние
4) По функциональным подсистемам:
a) Пр-во
b) Финансы
c) Маркетинг
d) Инновации
e) Персонал
f) Менеджмент
5) По степени повторяемости:
a) Постоянно разрабатываемые / решаемые
b) Разовые
Для установления общих целей М, определения взаимосвязи м/у ними используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей
Дерево целей – описание иерархии целей, задачи и их взаимосвязи
При построении дерева целей необходимо учитывать следующие принципы:
1) Гл. цель д. содержать описание конечно результата
2) При развертывании гл. цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило – реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения целей предыдущего уровня
3) Кол-во уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, а также принятой в организации структуры и иерархии М
4) При формировании целей разных уровней следует отражать желаемые результаты, а не способы их достижения
5) Подцели каждого уровня д.б. независимы др. от др.
6) Фундамент дерева целей д. составлять задачи представляющие собой формулировку работ которые и.б. выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.
Вывод: Целевая модель явл. исходной базой для определения V и видов управленческих работ в j обеспечивается их достижение.
Установление целей предполагает прохождение 4-х этапов:
1) Выявление и анализ тенденций наблюдаемых в среде организации
2) Установление общих для организации целей
3) Построение иерархии целей
4) Установление индивидуальных целей
Вывод: Миссия и цели организации определяют содержание М., а содержание М состоит из f М.
II Функции менеджмента
f(лат. –круг деятельности, назначение, роль)
В политэкономии под f понимается – конкретная форма проявления сущности
f (философия) – внешнее проявление свойств какого-либо φ в определенной ситуации
f (математика) – зависимость одной переменной от др.
Большой вклад в развитие f управления внес А. Файоль. Он выделил 6 f / серий операций осуществляемых компанией:
1) Техническая (пр-во)
2) Коммерческая (закупка, продажа)
3) Учет
4) Финансовая
5) Обеспечение безопасности (сохранность мат. благ и персонала)
6) Административная
Именно административной f Файоль уделил особое внимание определив ее роль след. образом. Предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.
В М f применяются как к φ, так и к S управления. f применяемые к φ управления наз-ся бизнес f.f применяемые к S управления наз-ся f М (это разработка управленческих решений: организация пр-ва и планирование).
В зависимости от решаемых задач выделяются 2 группы f М:
1) Общие f М (основные) – те j решают общие задачи управления:
a. Планирование
b. Регулирование, координация
c. Организация
d. Стимулирование, мотивирование
e. Учет и контроль
2) Конкретные f М – те j направлены на решение конкретных задач М.
В качестве φ управления могут выступать следующие элементы: рес. → процессы → результаты. φ конкретных f организации включают свою классификацию f М.
1) По ресурсам:
a. Управление запасами
b. Управление финансами
c. Управление персоналом
2) По процессам:
a. Управление основным пр-вом
b. Управление вспомогательным пр-вом
c. Управление обслуживающим пр-вом
d. Управление материально-технической подготовкой пр-ва
e. Управление сбытом
f. Управление маркетингом
3) По результатам:
a. Управление качеством
b. Управление пр-вом
c. Управление затратами
d. Управление доходами
f М– совокупность однородных видов работ направленных на решение определенных задач.
Соотношение общих и конкретных f управления:
1) Каждая конкретная f явл. интегральной по отношению к общим f М.
2) Каждая конкретная f обслуживает определенный сегмент управления, а общая f реализуются на всей { М.
Практическое значение: f М применяются при разработке нормативных материалов, а также при совершенствовании прочеса разделения и кооперации труда и при разработке ОСУ.