II Виды и модели менеджмента
Виды М. – специальные обл. управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач:
1. по признаку φ:
А) общий М. Заключается в управлении деятельностью организации в целом
Б) функциональный М. Заключается в управлении отдельными сферами деятельности предприятия (кадровый М, производственный М, инновационный М и т.д.)
2. по содержанию:
А) нормативный. Предусматривает разработку и реализацию философии организации и ее предпринимательской политики, а также определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических направлений
Б) стратегический. Предполагает разработку набора стратегий, их распределение во времени, а так же формирование успеха организации и обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии
В) оперативный. Предполагает разработку тактических и оперативных мер направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации
3. по уровням управления:
А) ТОП М – члены совета директоров, гл. директор и его замы. Они определяют цели и смысл Е организации и принципы ее деятельности. Гл. внимание на вопрос «Что делать»
Б) Мидл М – директора, начальники производства и их заместители. Их гл. задача – определение способов достижения целей, совершенствование процессов, повышение эф. использования рес. предприятия, а также обеспечение, разработки и реализации оперативных планов, реализация решений принятых ТОП М. Гл. внимание на вопрос «Что и как делать»
В) уровень супервайзеров – начальники цехов, бригадиры, мастера. Их гл. задача – непосредственная организация тех, кто своим трудом вносят прямой вклад в достижение целей организации. Гл. внимание на вопрос «Как делать»
Модели менеджмента:
- по особенностям менеджмента
а) модель здравого смысла – учитывает специфику Рос. действительности, нац. особенностей, но в этой модели недостаточно высок проф. уровень
б) западная модель М – у всех работников высокий проф. уровень, но в в этой модели не учитываются особенности Рос. нац. эк.
в) советская модель - учитывает особенности нац. эк., но не учитывает особенности рыночной эк.
г) модель М XXI века – в этой модели д.б. учтены положительные черты всех выше перечисленных моделей
- по особенностям нац. экономик
а) Американская
б) Японская
в) Германская
г) Шведская
Сравнение Американской и Японской моделей М
№ | Япония | США |
{ пожизненного найма | Краткосрочная работа по найму | |
Принцип старшинства при оплате и назначении | Оплата по индивидуальным результатам работы | |
Неформальный контроль | Формальный контроль | |
Нечеткое описание рабочего задания | Четкое описание рабочего задания | |
Согласованные решения | Индивидуальные решения | |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | |
Акцент на координацию и сотрудничество | Акцент на эффективность и результат | |
Обучение без отрыва от производства | Соц. программы повышения квалификации | |
Вербовка новых выпускников ВУЗов | Вербовка новых выпускников и более взрослых квалифицированных сотрудников | |
Долгосрочная ориентация | Повышенное внимание к текущим результатам |
III Принципы менеджмента
Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми действующих закономерностей
Принципы М. – объективные начала (основа) j необходимо учитывать при разработке любого управленческого решения или мероприятий по совершенствованию { управления. Принципы М не являются застывшими догмами. В течении определенного времени принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления. Впервые принципы управления более детально были сформированы А. Файолем
Современные принципы управления:
- Лояльность к работающим
- Ответственность – обязательное условие успешного управления
- Коммуникации пронизывающие организацию сверху - вниз, снизу - вверх и по горизонтали
- Атмосфера способствующая раскрытию способностей работников
- Долевое участие каждого работника в результатах деятельности предприятия
- Своевременная реакция на изменение во внешней среде
- Методы работы с людьми направленные на создание удовлетворенности от работы
- Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условия согласованности и слаженности
- Умение контактировать с поставщиками и исполнителями
- Честное отношение и доверие к людям
- Этика бизнеса
- Использование в работе фундаментальных основ М
- Четкое представление о роли и месте организации в будущем
- Качество личной работы и постоянное самосовершенствование