II Виды и модели менеджмента

Виды М. – специальные обл. управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач:

1. по признаку φ:

А) общий М. Заключается в управлении деятельностью организации в целом

Б) функциональный М. Заключается в управлении отдельными сферами деятельности предприятия (кадровый М, производственный М, инновационный М и т.д.)

2. по содержанию:

А) нормативный. Предусматривает разработку и реализацию философии организации и ее предпринимательской политики, а также определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических направлений

Б) стратегический. Предполагает разработку набора стратегий, их распределение во времени, а так же формирование успеха организации и обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии

В) оперативный. Предполагает разработку тактических и оперативных мер направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации

3. по уровням управления:

А) ТОП М – члены совета директоров, гл. директор и его замы. Они определяют цели и смысл Е организации и принципы ее деятельности. Гл. внимание на вопрос «Что делать»

Б) Мидл М – директора, начальники производства и их заместители. Их гл. задача – определение способов достижения целей, совершенствование процессов, повышение эф. использования рес. предприятия, а также обеспечение, разработки и реализации оперативных планов, реализация решений принятых ТОП М. Гл. внимание на вопрос «Что и как делать»

В) уровень супервайзеров – начальники цехов, бригадиры, мастера. Их гл. задача – непосредственная организация тех, кто своим трудом вносят прямой вклад в достижение целей организации. Гл. внимание на вопрос «Как делать»

Модели менеджмента:

  1. по особенностям менеджмента

а) модель здравого смысла – учитывает специфику Рос. действительности, нац. особенностей, но в этой модели недостаточно высок проф. уровень

б) западная модель М – у всех работников высокий проф. уровень, но в в этой модели не учитываются особенности Рос. нац. эк.

в) советская модель - учитывает особенности нац. эк., но не учитывает особенности рыночной эк.

г) модель М XXI века – в этой модели д.б. учтены положительные черты всех выше перечисленных моделей

  1. по особенностям нац. экономик

а) Американская

б) Японская

в) Германская

г) Шведская

Сравнение Американской и Японской моделей М

Япония США
{ пожизненного найма Краткосрочная работа по найму
Принцип старшинства при оплате и назначении Оплата по индивидуальным результатам работы
Неформальный контроль Формальный контроль
Нечеткое описание рабочего задания Четкое описание рабочего задания
Согласованные решения Индивидуальные решения
Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
Акцент на координацию и сотрудничество Акцент на эффективность и результат
Обучение без отрыва от производства Соц. программы повышения квалификации
Вербовка новых выпускников ВУЗов Вербовка новых выпускников и более взрослых квалифицированных сотрудников
Долгосрочная ориентация Повышенное внимание к текущим результатам


III Принципы менеджмента

Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми действующих закономерностей

Принципы М. – объективные начала (основа) j необходимо учитывать при разработке любого управленческого решения или мероприятий по совершенствованию { управления. Принципы М не являются застывшими догмами. В течении определенного времени принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления. Впервые принципы управления более детально были сформированы А. Файолем

Современные принципы управления:

  1. Лояльность к работающим
  2. Ответственность – обязательное условие успешного управления
  3. Коммуникации пронизывающие организацию сверху - вниз, снизу - вверх и по горизонтали
  4. Атмосфера способствующая раскрытию способностей работников
  5. Долевое участие каждого работника в результатах деятельности предприятия
  6. Своевременная реакция на изменение во внешней среде
  7. Методы работы с людьми направленные на создание удовлетворенности от работы
  8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условия согласованности и слаженности
  9. Умение контактировать с поставщиками и исполнителями
  10. Честное отношение и доверие к людям
  11. Этика бизнеса
  12. Использование в работе фундаментальных основ М
  13. Четкое представление о роли и месте организации в будущем
  14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование


Наши рекомендации