Три этапа анализа проблем управления персоналом.

  1. Концептуализация проблемы
  2. Моделирование проблемы
  3. Составление программы изучения и решения проблемы

Выбор методов исследования

6. Концепция – определенный способ понимания, объяснения какого-либо явления или процесса, основная точка зрения на проблему, ведущий замысел.

7. Гипотеза – научное допущение или предположение, истинное значение которого носит неопределенный, вероятностный характер.

8. Модель – аналог оригинала определенного фрагмента управленческой деятельности (схема, структура, знаковая система).

9. Организация исследования – порядок проведения обследования системы управления, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

10. Ресурсы исследования – средства и возможности, которые используются для достижения конкретных результатов.

11. Объект исследования – система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем.

12. Предмет исследования – конкретная проблема, решение которой требует проведения конкретного исследования.

13. Система управления – сложная сеть связей и взаимодействий подсистем, структур и элементов, обеспечивающих единство управленческих функций; совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей (Э.М.Коротков).

Домашнее задание 3. Дать развернутую характеристику пяти режимов мышления (по Д.Метчэтту). Цель: конкретизация фундаментального метода Д.Метчетта.

Оформление: Объем – 2-3 стр.,TimesNewRoman, 12, полуторный интервал, имя автора в правом верхнем углу в родительном падеже.

Содержание

1. Раскрытие темы;

2. Хорошее знание материала;

3. Стройная система аргументов;

4. Четкая структура работы;

5. Логичность и последовательность изложения.

Семинар 3.Перспективные технологии изучения управленческих проблем

Holmes,R. Michael; Bromiley,Philip; Devers,Cynthia E.; Holcomb,Tim R.; McGuire,Jean B.Management Theory Applications of Prospect Theory: Accomplishments, Challenges, and Opportunities// FollowJournal of Management, Volume 37 (4): 1069SAGE– Jul 1, 2011

Moliterno,Thomas P.; Mahony,Douglas M.Network Theory of Organization: A Multilevel Approach//FollowJournal of Management, Volume 37 (2): 443
SAGE– Mar 1, 2011

Mathieu,John E.; Chen,Gilad.The Etiology of the Multilevel Paradigm in Management Research// FollowJournal of Management, Volume 37 (2): 610
SAGE– Mar 1, 2011

Are You Willing and Able? Roles of Motivation, Power, and Politics in Career Growthby Liu,Yongmei; Liu,Jun; Wu,Longzeng// FollowJournal of Management, Volume 36 (6): 1432 SAGE – Nov 1, 2010

Образовательные технологии – презентация, 17 слайдов с продолжением

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов) в КРАГСиУ, п.6.

Три этапа анализа проблем управления персоналом. - student2.ru

Три этапа анализа проблем управления персоналом. - student2.ru

Примерные вопросы к зачету по курсу

  1. Чем отличаются общенаучные и конкретно-предметные методы изучения персонала?
  2. Принцип функциональной эквивалентности Л.Берталанфи.
  3. Логические правила анализа Р.Декарта.
  4. Логическая экспертиза понятий, суждений и умозаключений в текстах документов.
  5. Модель когнитивных автопойетических систем У.Матурана-Ф.Варела.
  6. Парадигма научного исследования ресурсов управления.
  7. Практическая и когнитивная актуализация проблем теории и практики менеджмента.
  8. Чем отличается структура управления от системы управления?
  9. Модель социальных изменений П.Штомпки.
  10. Измерения событий (масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции).
  11. Исследование элементов перемен (инициаторы, участники, причины, исследователь).
  12. Режимы восприятия и оценки состояния человеческих ресурсов организации.
  13. Персонал как модель проблемных взаимоотношений между менеджерами по УП и «практиками» (по Дж.Иванцевич).
  14. Позитивизм и эволюционизм в исследованиях персонала организации.
  15. Метод структуризации проблемного исследования.
  16. Люди в организации: рациональность и иррациональность (экономический, органический и гуманистический подходы).
  17. Функциональный подход в исследовании менеджмента организации.
  18. Целевой подход в изучении задач менеджмента.
  19. Структурно-диагностический подход.
  20. Методика актуальной оценки Турчинова.
  21. Основы компаративной техники изучения систем управления.
  22. Формы работы с фактологическим материалом.
  23. Типологическая группировка эмпирического материала.
  24. Методики опроса, наблюдении, контент-анализа, интервью.
  25. Стратегия и тактика проектной деятельности в сфере управления персоналом.
  26. Матричный метод отображения причинных зависимостей.
  27. Численная оценка персонала: шкалирование, ранжирование, измерение, семантический дифференциал.
  28. Комплексная оценка персонала организации.
  29. Методика определения лидерства в группе.

Задания для контроля самостоятельной работы

Составьте синквейн на «метод»-«способ»

В каких случаях используются правила Р.Декарта?

Значение фундаментального метода Д.Метчэтта

Диагностическая модель Иванцевича-Лобанова

Методика А.Я.Кибанова

Методика постепенного приближения В.Смирнова

Системная и процессная модели в изучении персонала

Графические методы представления информации

Морфологический метод в изучении системы управления персоналом

Диаграммы Парето, Исикавы

Три этапа анализа проблем управления персоналом. - student2.ru Приложение. Задача А.Эйнштейна.

1. Есть пять домов – желтый, белый, голубой, красный и зеленый.

2. В них живут – немец, англичанин, швед, датчанин и норвежец.

3. Каждый разводит – кто-то лошадей, кто-то собак, птиц, кошек, рыб.

4. Каждый курит определенный сорт сигарет – Мальборо, Данхилл, Роттманс, Уинстон, Пэлл Мэлл.

5. Каждый пьет определенный напиток – воду, молоко, пиво, чай, кофе.

Вопрос: у кого живет рыба, если известно, что:

- в красном доме живет англичанин

- собака живет у шведа

- чай пьет датчанин

- зеленый дом стоит слева от белого и в нем пьют кофе

- птица живет у того, кто курит Пэлл Мэлл

- в среднем доме пьют молоко

- в желтом доме курят Данхилл

- в первом доже живет норвежец

- около дома того, кто держит кошку, живет тот, кто курит Мальборо

- около дома того, кто курит Данхилл, живет тот, кто держит лошадь

- кто курит Уинстон, предпочитает пиво

- около голубого дома живет норвежец

- немец курит Роттманс

- около того, кто пьет воду, живет курильщик Мальборо.

Три этапа анализа проблем управления персоналом. - student2.ru

Что можно изменить в этой модели, чтобы конкретизировать протекание бизнес-процесса?

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

а) основная литература:

Берталанфи, Л. Общая теория систем: критических обзор // Исследования по общей теории систем. – М.: Прогресс, 2009.

Джонс,Дж. Методы проектирования/ Дж.Джонс. –М.: Мир, 1986.

Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие / В.Н.Лавриненко, Л.М.Путилова. –М.: Вузовский учебник, 2004. -184 с.

Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.Магура, М.Курбатова. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 376с.

Социальная психология. Хрестоматия. Уч.пособие для студентов вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. –М.: Аспект Пресс, 2000. -475 с. Раздел «Социальная психология групп» (стр.175-326).

Технология управления персоналом: настольная книга менеджера/ Журавлев В.П., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. – М.: Экзамен, 2000. – 576с.

Плотинский, Ю. М.Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов / Ю. М. Плотинский ; Ин-т 'Открытое общество' . – М. : Логос, 1998 . – 280 с.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. – М.: Логос, 2001.

Рой, О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / О.М.Рой. –М.-СПб.: Питер, 2004. -364 с.

Теория и методы в социальных науках / ред.С.Ларсен. –М.: РОСПЭН, 2004. -288 с.

б) дополнительная литература:

Гутгарц, Р.Д. Методы кадрового проектирования/ Р.Д.Гутгарц//Справочник по управлению персоналом. -2004. -№12. –С.104-115.

Давыдов, А.А. Вейвлет-анализ социальных процессов//Социологические исследования. 2003. № 11.

Дьяконов, В. П. Вейвлеты. От теории к практике / В. П. Дьяконов. – М.: СОЛОН-Р, 2002. – 448 с.

Жданов Д.А., Данилов И.Н. Организационная эволюция корпораций. М.: «Дело» АНХ, 2011.

Кривов, В.Д. Социально-экономические исследования в органах государственной власти. –М.: ТЕИС, 2011. Его же: Обоснование государственных решений: методологический подход// Проблемы теории и практики управления, 2011, №3, с.8-18.

Кунц, Г. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1-2 / Г.Кунц, С.О`Доннел. -М.: Прогресс, 2001.

Литвак, Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. пособие / Б.Г.Литвак. –М.: Дело, 2004.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 1993.

Моделирование социально-политической и экономической динамики. – М.: РГСУ, 2004.

Настольная книга кадровика. 6-е изд./Редактор Касьянова Г. Ю. –М.: АБАК, 2011 г. -496 с.

Нефедов С.А. Концепция демографических циклов. - Екатеринбург: Изд. УГГУ, 2007.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. - М.: Мир, 1979.

Новоселова И.А. Социально-экономическое развитие и оценка конкурентоспособности регионов: Центральный федеральный округ. –Муром: изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010.

Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. – М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000.

Пантин В.И. Циклы и ритмы истории. - Рязань: Аракс, 1996.

Парсаданов, Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны: Теоретико-методологические аспекты. Уч.пособие / Г.А.Парсаданов. - М.: ЮНИТИ, 2010. -223 с.

Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко. –М., 2009.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.

Процесс социального исследования. М., 2005. -576 с.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. – М.: Прогресс, 2002.

"Колеса" профессора В.Б.Тихомирова // Диалог. 1991. №3.

Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В.Травин, В.А.Дятлов. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.

Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы / Под ред.академикаД.С.Львова. - М.: Экономика, 2002. -702 с.

Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер.с нем. М.: АспектПресс, 1996.

Щедровицкий Г.П., Дубровский В.Я. Общая концепция методики. // Теоретические и методологические исследования в дизайне. – Труды ВНИИ технической эстетики, вып.61, ч.II. –М., 1990.

Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. // Системные исследования: Методологические проблемы. –М., 1981.

Щедровицкий Г.П. // На пути к теории научного знания. –М., 1984.

Collier F.E. Continuous Systems Modeling. N.Y.: Springer, 1991.

Dey I. Qualitative Data Analysis. L.: Routledge, 1993.

Games B. General Systems Research: Quo Vadis// General Systems Yearbook. 1979. Vol. 24. P. 1-9.

Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambridge: Policy Press, 1987.

Gordon W. I. I. Synectics: the development of creative imagination.-New-York, Harper and Row, 1961.

Maruyama M. Interwoven and Interactive Heterogeneity in 21st Century // Technological forecasting and social change. 1994. Vol. 45. №1. P. 93-102.

Matchett E., Briggs A. H. Practical design based on method (fundamental design method) // The design method, Gregory S. (ed), Butterworths, London, 1966.

Matchett E., FDM - A means of controlled thinking and personal growth// Proceedings of the State Czechoslovakian Confederation of Designers.-Prague, 1967.

Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative Data Analysis. L.: Sage, 1994.

Prince G. M. The practice of creativity.-New-York, Harper and Row, 1970.

Samuelson P. Foundations of Economic Analysis. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1948.

Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 1-4, N.Y.: American Book Company, 1937-1941.

Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana: University of Illinois Press, 1979 {1955}.

The Dynamic of Social Systems / Ed. P. Colony. L.: Sage, 1992.

Tafte E.R. The Envision Information. N.Y., 1991.

Tafte E.R. The Visual Display of Quantitative Information.N.Y., 1983.

Vago S. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1989.

Zeigler B.P. Theory of Modeling and Simulation. N.Y.: Willey. 1976.

Luhmann N. Essays on self-reference. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1990.

Sztompka P. Society in Action: The Theory of Social Becoming. Cambridge (Mass.), CUP, 1991.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

РесурсыИнтернет:

HarvardBusinessreview: www.hbr-russia.ru

Журнал Проблемы теории и практики управления: http://www.ptpu.ru

Журнал Менеджмент в России и за рубежом: www.dis.ru/manag/

Российский журнал менеджмента: www.rim.ru

Справочник по управлению персоналом: www.kadrovik.ru

Тор-manager: www.top-manager.ru

The Chief: www.thechief.ru

American Management Association (AMA) http://www.amanet.org/

National Management Association (NMA) http://www.nma1.org/

Human resources management: www/hrm.ru

HR-digest: www.hrdigest.ru

HR-journal.ru

Библиотекаим. ПаулиныДжуниДжорджаПоллака (Paulina June & George Pollak Library) [Интернет-ресурс]

Сайт журнала "Сетевой журнал" (Интернет-версия) [Интернет-ресурс]

Best practices data Change management lessons learned from 575 organizations www.change-management.com

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Ноутбук, мультимедийник, PowerPoint

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

Автор – доцент кафедры УСПП, к.и.н. МОРОЗОВ Н.А.

Программа одобрена на заседании кафедры УСПП 01.09.2011.

протокол № ________.

[1]Афонин, И.В. Инновационный менеджмент. Уч.пособие/ И.Афонин. –М.: Гардарики, 2005. –С.18

[2] Мишель Фуко. Надзор и наказание (1975). Цитируется по: Пер Монсон. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы/ М.Фуко. –СПб.: Нотабене, 1992. –С.359.

[3] Философский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия, 1989. –С.359

Наши рекомендации