Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры.

  • Линейная
  • Функциональная
  • Линейно-штабная
  • Линейно-функциональная
  • Девизиональная (?)

Гибкие структуры:

  • Бригадная
  • Бригадо-матричная
  • Перевернутая пирамида

Принципы построения структур.

  1. Принцип единоначалия
  2. Принцип первичности функции и вторичности структуры
  3. Принцип функциональной замкнутости: каждая функция стремится к своему организационному оформлению и желательно, чтоб она выполнялась в рамках одного подразделения.
  4. Принцип функциональной интеграции: для средних и малых предприятий допускается объединение разных функций в рамках одного подразделения или у одной должности, при этом следует объединять близкие по содержанию функции управления
  5. Соблюдение норм управляемости (масштаб контроля) : сколько подчиненных должно быть у одного руководителя при нормальных условий труда
  6. Нормальная норма управляемости равно 7+-2
  7. Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственностей у каждого звена
  8. Принцип соответствия компетенции (прав, обязанностей и ответственностей) взаимодейтсвующих структурных звеньев
  9. Принцип обязательной регламентации прав, обязанностей и ответственности каждого звена
  10. Принцип экономичности
  11. Принцип гибкости и адаптивности (умение перестраиваться в зависимости от изменения разных условий)

Норма управляемости зависит от

  • От характера разнообразия и сложности выполняемых работ
  • Географической разбросанности
  • Уровень технической оснащен носит управляющих
  • Квалификация, личностные качества, опыт руководителей.

Факторы формирования структуры управления:

  1. Факторы производства (тип производства (массовое - девизиональная, серийное, единичное);
  2. Номенклатура и сложность запускаемой продукции
  3. Производственная структура
  4. Технологичность процессов
  5. Стоимость основных производственных фондов
  6. Численность производственных рабочих
  7. Географическая разбросанность

Структурирование всех миссий, а затем их разбивка по уровням.

Мотивация.

Рычагами мотивации выступают мотивы и стимулы. Мотив - это внутренняя побудительная причина к действию, стимул - внешняя побудительная причина. В основе мотивации лежат потребности человека. Потребность - нужда в чем-либо.

Можно выделить следующие группы потребностей:

  • Биологические
  • Социальные (в общении, в уважении, в признании)
  • Духовные
  • Потребность в организации своего жизненного и рабочего пространства

Западные специалисты выделяют две группы теории мотивации (школа социальных систем):



  1. Содержательные теории мотивации. Исследуют потребности, которые движут людьми и заставляют их действовать вполне определенным образом. Иерархия (пирамида) Маслоу, теория ERG Лейтана Альдерфера, теория трех приобретенных потребностей Макклелланда, двухфакторная теория мотивации Герцберга.
  2. Процессуальное теории мотивации. Исследуют как ведут себя люди в зависимости от из познания и восприятия (поведенческие аспекты). Теория целеполагания, теория Х и Y Дугласа МакГрегора, теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.

Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры. - student2.ru

Маслоу.

ERG: потребность в существовании, в связи, в росте.

Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры. - student2.ru

Теория Макклелланда: в причастности, в успехе (достижимости), во власти.

Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры. - student2.ru

Теория Герцберга.

Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры. - student2.ru

Теория Целеполагания. Основывается на том, что участие каждого человека в процессе постановки целей мотивирует его на более оперативное и качественное достижение этой цели.

Теория Х.

  • Люди не любят трудится и по возможности стремятся избегать любой работы
  • Люди стремятся избегать какой-либо ответственности
  • Управлять такими людьми следует используя угрозу, страх, принуждение

Теория Y.

  • Люди стремятся к труду, для них труд такая же жизненноважная потребность, как потребность в сне, отдыхе и тп
  • Люди хотят брать на себя ответственность, стремятся к ней
  • Они считают, что из творческий потенциал используется не полностью
  • Управлять такими людьми следует используя демократичный подход, следует как можно чаще привлекать их к процессу решения, делать их "соучастниками" процесса управления.

Наши рекомендации