Бюрократические (формализованные/вертикальные) структуры.
- Линейная
- Функциональная
- Линейно-штабная
- Линейно-функциональная
- Девизиональная (?)
Гибкие структуры:
- Бригадная
- Бригадо-матричная
- Перевернутая пирамида
Принципы построения структур.
- Принцип единоначалия
- Принцип первичности функции и вторичности структуры
- Принцип функциональной замкнутости: каждая функция стремится к своему организационному оформлению и желательно, чтоб она выполнялась в рамках одного подразделения.
- Принцип функциональной интеграции: для средних и малых предприятий допускается объединение разных функций в рамках одного подразделения или у одной должности, при этом следует объединять близкие по содержанию функции управления
- Соблюдение норм управляемости (масштаб контроля) : сколько подчиненных должно быть у одного руководителя при нормальных условий труда
- Нормальная норма управляемости равно 7+-2
- Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственностей у каждого звена
- Принцип соответствия компетенции (прав, обязанностей и ответственностей) взаимодейтсвующих структурных звеньев
- Принцип обязательной регламентации прав, обязанностей и ответственности каждого звена
- Принцип экономичности
- Принцип гибкости и адаптивности (умение перестраиваться в зависимости от изменения разных условий)
Норма управляемости зависит от
- От характера разнообразия и сложности выполняемых работ
- Географической разбросанности
- Уровень технической оснащен носит управляющих
- Квалификация, личностные качества, опыт руководителей.
Факторы формирования структуры управления:
- Факторы производства (тип производства (массовое - девизиональная, серийное, единичное);
- Номенклатура и сложность запускаемой продукции
- Производственная структура
- Технологичность процессов
- Стоимость основных производственных фондов
- Численность производственных рабочих
- Географическая разбросанность
Структурирование всех миссий, а затем их разбивка по уровням.
Мотивация.
Рычагами мотивации выступают мотивы и стимулы. Мотив - это внутренняя побудительная причина к действию, стимул - внешняя побудительная причина. В основе мотивации лежат потребности человека. Потребность - нужда в чем-либо.
Можно выделить следующие группы потребностей:
- Биологические
- Социальные (в общении, в уважении, в признании)
- Духовные
- Потребность в организации своего жизненного и рабочего пространства
Западные специалисты выделяют две группы теории мотивации (школа социальных систем):
- Содержательные теории мотивации. Исследуют потребности, которые движут людьми и заставляют их действовать вполне определенным образом. Иерархия (пирамида) Маслоу, теория ERG Лейтана Альдерфера, теория трех приобретенных потребностей Макклелланда, двухфакторная теория мотивации Герцберга.
- Процессуальное теории мотивации. Исследуют как ведут себя люди в зависимости от из познания и восприятия (поведенческие аспекты). Теория целеполагания, теория Х и Y Дугласа МакГрегора, теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.
Маслоу.
ERG: потребность в существовании, в связи, в росте.
Теория Макклелланда: в причастности, в успехе (достижимости), во власти.
Теория Герцберга.
Теория Целеполагания. Основывается на том, что участие каждого человека в процессе постановки целей мотивирует его на более оперативное и качественное достижение этой цели.
Теория Х.
- Люди не любят трудится и по возможности стремятся избегать любой работы
- Люди стремятся избегать какой-либо ответственности
- Управлять такими людьми следует используя угрозу, страх, принуждение
Теория Y.
- Люди стремятся к труду, для них труд такая же жизненноважная потребность, как потребность в сне, отдыхе и тп
- Люди хотят брать на себя ответственность, стремятся к ней
- Они считают, что из творческий потенциал используется не полностью
- Управлять такими людьми следует используя демократичный подход, следует как можно чаще привлекать их к процессу решения, делать их "соучастниками" процесса управления.