Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Основные признаки рыночной экономики.

Основные признаки рыночной экономики.

Уровни управления. Субъект и объект управления.

Менеджмент как социальное управление.

Условия, предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента.

Школа научного менеджмента.

Школа человеческих отношений.

Школа административного менеджмента.

Управленческие концепции (40-60-е годы)

Процессный подход в менеджменте.

.Cистемный подход

Ситуационный подход в менеджменте.

Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью эффективного выполнения стоящих перед производством задач. Предметом управления производством является процесс воздействия на коллективы предприятия и его подразделений с целью получения высоких конечных результатов.

Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики. В менеджмент входят след.составные части: 1. Управление трудовыми ресурсами (человек). 2.Управление научными исследованиями и разработками (технология). 3.Управление процессом производства (производство). 4.Маркетинг (рынок). 5.Управление финансами («кровеносная система»).

Основные признаки рыночной экономики.

Выделяют 5 основных черт рыночной экономики: 1.Свобода предпринимательства, разрешается все, кроме запрещенных законом сфер. 2.Конкуренция, ограждаемая законом. 3.Движение капитала в целях получения максимальной прибыли в соответствии с изменением спроса. 4.Рыночная деятельность, кот. должна базироваться на всесторонней и объективной информации. 5.Автономное принятие решения хозяйствующими субъектами рынка.

Элементы рыночной экономики: 1.экономические законы, 2.рыночный механизм, 3.участников рынка, 4.комплексный рынок, 5.рыночную психологию.

Рыночный механизм состоит из: рыночных инструментов (цена, спрос, предложение) и рыночных регуляторов (налоги, сборы, тарифы и т.д.).

3. Уровни управления. Субъект и объект управления.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления: институциональный (высшее звено), управленческий (среднее звено), технический (низшее звено). Высший уровень может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, правлением. Они вырабатывают политику организации и способствует ее практической реализации. Руководители среднего звена обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это руководители отделов, директора предприятий, начальники функциональных отделов. Низший уровень представлен младшими начальниками. Это мастера, бригадиры, администраторы, ответственные до исполнителей. Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Объект – отдельная структура либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

Школа научного менеджмента.

Ф.Тейлор возглавил движение научного управления, что и положило начало развитию школы научного управления. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Эта давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Планирование как функция менеджмента.

Планирование как функция управления состоит в обособленном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование – это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность. Поскольку такие решения влияют друг на друга, они нуждаются во взаимной увязке.Планирование связано с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле.В узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В планах отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Планирование включает определение конечных и промежуточных целей предприятия, определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Планирование в организации помогает выполнить следующее:

*устранять отрицательный эффект неопределенности;

*сосредоточить внимание на главных задачах;

*добиться эффективного функционирования;

*обеспечить контроль.

Задачи планирования формулируются следующим образом:

1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период.

2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия.

3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований).

4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.

5. Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции.

6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).

7. Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Принципами планирования являются следующие:

*непрерывность;

*участие максимального числа сотрудников;

*гибкость;

*экономичность;

*многовариантность и оптимальность;

*координации и интеграции плановой деятельности и др.

Содержание и особенности управленческого труда.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приёмами труда, его техническим оснащением, взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций.

Управленческий труд имеет свои особенности:

*он участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц

*в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нём

*его результатом являются управленческие решения

*средствами труда служит организационная и вычислительная техника

*это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов

Главная особенность управленческого труда состоит в том, что задачи развития и совершенствования организации руководитель решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые непосредственно должны решать эти задачи

Основные виды коммуникаций.

Виды коммуникации организации:

1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)

С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.

2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Основные виды коммуникаций.

Виды коммуникации организации:

1) Коммуникации между организацией и ее средой(Средства коммун.организации с элементами внешнего окружен)

С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа орг-циии на местном, общенациональном и международном уровне. Осуждения, собрания, переговоры, отчеты циркулирующие внутри орг-ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.

2) Коммуникации внутри организацииМежуровневые ком-циии - перемещение инф-ции в рамках вертикальной ком-ции. Может происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом решении) и восходящим (отчеты, предложения, объяснительная записка). Ком-ции между различными отделами или горизонтальные. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Коммуникации «руководитель-подчиненный». Связанный с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задачи; оповещением подчиненного о грядущем изменении. Ком-циии между руководителем и рабочей группой. Позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные ком-ции. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, так как по каналам слухов информация передается немного быстрее, чем по каналам формального сообщения, иногда руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Наши рекомендации