Программа введения в должность
Любой нормальный человек хочет знать, где он находится, зачем он здесь находится и как ему себя вести. Поэтому программа введения в должность включает, по крайней мере, три составляющие:
1. Информация об организации (где я?).
2. Информация о выполняемой работе (зачем я здесь?).
3. Информация об отделе / команде / коллективе (как мне себя вести?).
Задача введения в должность носит не только мотивационную, но и экономическую направленность — чем быстрее новичок станет работать так, как требуется в данной должности, тем быстрее он начнет приносить прибыль компании.
Информация об организации (должным образом донесенная) будет содействовать развитию лояльности — ведь каждый человек предпочитает работать в той организации, которой можно гордиться. Эта информация может включать как «идеологические материалы» — описание деятельности организации, историю создания, описание организационной структуры, информацию о ключевых фигурах, ключевые положения, политики и правила организации, образцы внутрифирменных газет, так и «технические материалы» — план территории или офиса (для крупных организаций), телефонные номера, описание компьютерной системы и т. п. Идеологические материалы дают новому сотруднику позитивную информацию о компании, технические помогают не заблудиться. В организациях, где существует так называемая «Книга для сотрудников»,как правило, большинство из этих материалов включение книгу.
Хочу сразу сказать, что данный перечень не является ни необходимым, ни достаточным. Все определяется размером организации, состоянием дел в организации, количеством и уровнем нанимаемых сотрудников и наличием готовых материалов. Данный перечень, скорее, направление, в котором надо двигаться, не превращая создание материалов в самоцель. В ряде крупных организаций при большом наборе персонала практикуются ежемесячные собрания для новичков, где их знакомят с организацией и ключевыми фигурами. Такие собрания могут иметь форму семинара или неформального вечернего чаепития — опять же в зависимости от конкретной ситуации.
Информация о выполняемой работе включает в себя должностную инструкцию, описание задач на испытательный период, описание стандартов выполнения работы и критериев, по которым работа будет оцениваться, информацию о том, как часто новый сотрудник будет встречаться с руководителем (руководителями) для обсуждения успехов и трудностей. Едва ли реально представить всю эту информацию в письменном виде, но, хотя бы в устной форме, большую ее часть надо донести до сотрудника.
Информация об отделе / команде / коллективе содержит описание основных функций подразделения, его роль в организации и взаимодействие с другими подразделениями, организационную структуру подразделения, знакомство с коллегами, в первую очередь с теми, с кем новичок будет работать непосредственно.
Безусловно, для лучшего усвоения информации хорошо, чтобы она была изложена в письменном виде и поддерживалась живыми объяснениями наставника или руководителя. Ведь даже простое запоминание полутора десятков имен и отчеств в течение первого утра работы способно выбить человека из колеи.
Впрочем, это не означает, что на стол нового сотрудника надо выложить несколько ящиков бумаг для изучения. Письменная информация эффективна, только когда она грамотно подготовлена.
Для того чтобы понять, сколь важна программа введения в должность, любому человеку достаточно вспомнить свои ощущения первых дней на новом рабочем месте.
Есть работы, которые связаны с длительным процессом ознакомления и адаптации. Например, работа инженера или менеджера по продажам, связанная со сложным техническим оборудованием. Вне зависимости от образования и опыта, полученного ранее, приходится знакомиться со спецификой оборудования фирм-производителей. К видам деятельности, которые предполагают длительный процесс адаптации, относятся и преподавательская, и консультационная. Иногда организация может ожидать, что сотрудник по объективным причинам начнет эффективно работать только через полгода. В этом случае очень важно поддержать новичка, не дать развиться у него ощущению, что ничего не получается и не получится.
Адаптационный период
Адаптационный период — это испытательный срок, как для кандидата, так и для компании. Компания присматривается к новому сотруднику, проверяет, правильный ли был сделан выбор. Кандидат присматривается к компании и «примеряет» ее на себя. Стоит помнить, что сотрудник, которого мы нашли на рынке труда, по всей видимости, рассылал свое резюме в несколько компаний, и в период испытательного срока к нему могут продолжать поступать предложения от других работодателей.
В первый день сотрудника надо познакомить с коллегами, показать ему офис, разъяснить программу введения в должность, задачи, которые ставятся перед ним, спросить, не появились ли у него вопросы. Идеально было бы назначить наставника — опытного, доброжелательного и лояльного по отношению к компании сотрудника. Руководитель может быть занят, он не всегда в состоянии уделять много внимания новичку. Наставник же будет всегда рядом. Конечно, назначение наставника во многом зависит от должности, возраста, опыта, как нового сотрудника, так и тех, кто его окружает. Для финансового директора единственным подходящим наставником будет генеральный директор.
Важно сообщить новому сотруднику, как и по каким критериям будет оцениваться его деятельность, как часто руководитель будет с ним обсуждать процесс и результаты работы и вносить необходимые коррективы.