Разработка процедуры набора и отбора персонала
Трудно переоценить роль грамотного отбора сотрудников в деятельности компании. Как было бы хорошо, если бы каждый принятый на работу сотрудник идеально подходил для своего рабочего места, команды, компании! Тогда не было бы проблем с увольнением, конфликтами, ненадлежащим выполнением должностных обязанностей, аттестация трансформировалась бы в процедуру выражения благодарности и обсуждения планов развития, а компания шагала бы бодро вперед. Идеал недостижим, но к нему надо стремиться. Именно такие задачи стоят при разработке процедур подбора и отбора персонала или же, как мы чаще говорим, приема на работу.
Процедура — это фактически описание того, как мы хотим осуществлять ту или иную деятельность. Любая процедура должна быть разумной, эффективной, понятной и честной. В зависимости от размера компании и числа вовлеченных в процесс лиц процедура может состоять из десятков пунктов или содержать лишь несколько. Процедура может быть «писаной и неписаной», тем не менее, она в большинстве случаев существует (хаос тоже возможен, но он дорого обходится).
Чтобы построить процедуру, надо ответить на ряд вопросов:
1. Каковы основные ценности нашей компании.
2. Какой персонал и зачем мы хотим у себя видеть, что мы этому персоналу сможем предложить и как мы с ним собираемся обращаться.
3. Каков порядок появления и обоснования вакансии?
Тем самым мы обеспечиваем осмысленность начала работы по поиску персонала.
4. Какова наша политика по поиску кандидатов? Используем ли мы только внешние источники или, напротив, ориентируемся на продвижение действующих сотрудников?
Это очень важный момент. Многие ориентированы на карьерный рост в компании и при открытии вакансии (если это не низшая позиция) рассчитывают, что будет сделано предложение. Надо определиться, имеют ли сотрудники преимущество перед «варягами», участвуют в конкурсе на равных условиях, или же компания заинтересована в притоке «свежей крови».
5. Как определяются требования к кандидату? Каким образом будет корректироваться и утверждаться должностная инструкция (описание и спецификация должности)?
Сформулировав то, что мы хотим, мы с гораздо большей вероятностью сможем это получить.
6. Кто участвует в процедуре и на каких этапах? Кто и в каком случае принимает решение?
Или — какова же роль руководителя в найме персонала?
7. Каковы возможные методы поиска кандидата? Как обосновывается решение?
8. Какой пакет документов готовится?
Используются разные документы — информационные и имиджевые (грамотно подготовленная информация о компании и должности способствует как ясному пониманию того, чего же хочет компания, так и понятному представлению кандидату его будущего в компании).
9. Как компания готовится к приему нового сотрудника? Каков порядок введения в должность?
Испытательный срок — испытание не только для сотрудника, но и для компании. На этом этапе возможно как приобретение преданного сотрудника, так и потеря сотрудника,
в котором компания заинтересована.
10. Каким образом, кем и в какие сроки принимается решение по окончании испытательного срока?
Отвечая на все эти вопросы, стоит задуматься об участниках, лицах, принимающих решение, сроках, стоимости. Безусловно, нельзя «прописать» абсолютно все. Но если в компании хотя бы рамочно заданы правила игры, всем игрокам становится легче и понятнее.
3. Формулирование и описание требований к кандидатам. Подготовка пакета документов
Поиск нужного сотрудника на рынке труда - двусторонний процесс. Одна сторона должна хорошо понимать, что ей требуется, другая - хорошо понимать, что ей предлагают.
Обязательным условием эффективного поиска персонала является наличие реалистичной и работающей должностной инструкции.
Далее необходимо определиться с квалификационными требованиями к новому сотруднику. Какое образование ему необходимо? Какими знаниями он должен обладать? Практика показывает, что иногда существует разрыв между образованием и знаниями. Диплом экономиста, например, в зависимости от того, в каком университете он получен, имеет разное наполнение. Кроме того, диплом не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому часто используются при приеме различные профессиональные тесты, чтобы определить уровень знаний кандидата. Если этих тестов нет, то, как правило, во время собеседования непосредственный руководитель или специалист в данной области «прощупывают» кандидата.
Помимо образования и знаний важен опыт практической работы — какие работы кандидат выполнял лично, в каких проектах и в каком качестве участвовал, в чем заключался его вклад. Если речь идет о приеме руководящего работника, важно понять, каким коллективом он руководил — тремя или тремястами людьми.
Когда мы говорим о знаниях и опыте работы, важно определиться, что же является необходимым, а что — желательным. Иногда в объявлениях пишут: «Опыт работы в такой-то отрасли или наличие водительских прав будут плюсом». То есть мы для себя определяем и даем понять кандидату, без чего нет смысла начинать разговор, а что даст ему определенные конкурентные преимущества.
Едва ли не самое сложное — определиться с поведенческими и личностными качествами кандидата, которые мы хотим видеть. Давно известно выражение: «Мы нанимаем людей за квалификацию, а увольняем их за поведение». Нам нужны хорошие люди, но «хороший человек» — еще не профессия, да и в это понятие каждый вкладывает разный смысл. Результаты нечеткого представления о той личности, которую мы ищем, приводят к субъективизму и сложностям в принятии решения. Естественное желание любого человека — видеть вокруг себя людей, похожих на него по взглядам и убеждениям, темпераменту, манере поведения. Но работать должен зачастую принцип дополнения — многие должности предполагают наличие качеств, прямо противоположных тем, которые есть у лица, принимающего решения.
Традиционный набор из требований быть энергичным, инициативным, уметь работать в команде, преданным компании, как правило, мало что даст при выборе. При найме кандидата нужно определиться с критериями. Основное, что нужно учитывать при описании поведенческих и личностных качеств — ситуацию в организации, реальную и, если мы планируем процесс изменений, желаемую.
Готовых рецептов для определения требований к личностным и поведенческим характеристикам нет. Все зависитне столько от умения, сколько от здравого смысла того, кто формулирует эти требования.
В компаниях, в которых разрабатываются профили компетенции и личностные спецификации т. е. детально описываются требуемые умения и качества работника, обеспечить объективность и прозрачность процесса подбора и отбора значительно легче, чем в компаниях, где такая работа не ведется.
Когда мы формулируем требования к кандидатам в письменном виде и эти требования будут впоследствии являться официальным документом, предлагаемым кандидату для ознакомления или публикуемым в газетах, нельзя забывать о требовании статьи 3 Трудового кодекса РФ. Она гласит, что никто не может быть ограничен в правах и свободах или получать какие-либо преимущества от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Мне не приходилось слышать, чтобы в России имели место иски, возбужденные кандидатами, получившими отказ. Но теоретически многие требования, касающиеся пола, возраста, семейного положения могут быть рассмотрены как дискриминационные. (06.10.2006 года вводится новый Трудовой Кодекс)
Определившись с требованиями к кандидатам, служба управления персоналом может без особых затруднений составить анкету, которая в дальнейшем облегчит систематизацию и анализ полученных резюме.
Наличие анкеты не является обязательным элементом, и ее применение зависит от размера компании, количества заполняемых вакансий и претендентов, путей поиска, позиций, на которые осуществляется поиск, способа и срока хранения информации.