Основные этапы проведения ФСА

Подготовительный:

• выбор объекта анализа;

• подбор членов исследовательской рабочей группы для решения поставленных задач;

• определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.

Информационный:

• подготовка, сбор, систематизация информации об объекте ФСА и его аналогах;

• изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить;

• прогнозирование конкурентоспособности объектов;

• изучение объекта и его аналогов;

• изучение условий их эксплуатации;

• изучение технологии создания объекта;

• построение структурно-экономической модели объекта;

• анализ стоимостной информации, определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонт объекта;

• дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информацией;

• выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуе­мом объекте;

• анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.

Аналитический:

• формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;

• классификация функций;

• построение функциональной модели объекта;

• оценка значимости функций экспертным методом;

• определение материальных носителей соответствующих функций;

• оценка связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями;

• построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы объекта, шифры элемен­тов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняемых этими элементами;

• определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;

• формулирование задач совершенствования объекта для после­дующих задач ФСА.

Творческий:

• выработка предложений по совершенствованию объекта;

• анализ и предварительный отбор предложений для реализации;

• систематизация предложений по функциям;

• формирование вариантов выполнения функций.

Исследовательский:

• разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;

• экспертиза подготовленных решений;

• отбор наиболее рациональных вариантов решений;

• создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;

• проведение испытаний;

• окончательный выбор реализуемых решений;

• технико-экономическое обоснование решений.

Рекомендательный:

• рассмотрение представленных технических решений на науч­но-техническом совете;

• принятие решения о возможности их реализации;

• согласование мероприятий по реализации принятых решений.

Внедренческий:

• включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых предложений ФСА в соответствующие планы;

• контроль выполнения планов;

• оценка эффективности реализации планов;

• стимулирование работников за внедрение методов ФСА.

Метод платежной матрицы

Это один из методов принятия управленческих решений, который применяется в условиях, когда:

• число альтернативных вариантов разумно ограничено;

• нет полной определенности в отношении того, что может произойти (неопределенность среды).

В данном случае платеж — это денежное вознаграждение за конк­ретную стратегию (работу) с учетом конкретных обстоятельств.

Если рассматриваемые варианты и платежи представить в виде мат­рицы, то получится платежная матрица. Менеджер (руководитель) должен объективно оценить вероятность совершения события и рас­считать ожидаемое значение вероятности. Вероятность события варь­ируется от 0 (когда событие определенно не произойдет) до 1 (когда оно определенно произойдет). Сумма всех вероятностей равна 1. Вероятность может быть определена на основе экспертной оценки ру­ководителя. Она прямо влияет на определение ожидаемого значения альтернативы. Например (табл. 3.2):

Таблица -Пример определения ожидаемого значения

Вероятность Результат Ожидаемое значение =
0,5 0,3 0,2 20 000 28 000 35 000 = 0,5x20 000 + + 0,3x28 000 + + 0,2x35 000 = 25 400

Ожидаемое значение альтернативы определяется как сумма возмож­ных значений (например, прибыли), умноженных на соответствующие вероятности (оценка эксперта). По полученному максимальному значе­нию при заданных критериях менеджер выбирает наилучший вариант.

Наши рекомендации