Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ
Особенности той или иной организации (главным образом ее размер, цели и назначение) в целом определяют и весь характер структуры ее управления.
Варианты динамики ОСУ будут зависеть и от возможностей организации (в первую очередь финансовых) сформировать то или иное подразделение.
Важную роль в формировании новых подразделений играет достигнутый методический, кадровый потенциал, который влияет на степень участия внешних консультативных фирм в реализации той или иной целевой задачи.
Организационная структура должна быть построена так, чтобы добиться одновременного функционирования отдельных частей системы, обеспечивающего более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.
ОСУ формируется и проектируется с учетом условий.
1. Организационная структура предприятия должна стремиться к оптимальной координации и контролю использования всех вводимых ресурсов, что обеспечивает экономичность работы.
2. Организационная структура должна быть пригодна для классификации инвестиционных и производственных издержек и определения расходов по каждому подразделению предприятия.
3. Разработка организационной структуры включает этапы:
· установление целей и задач деятельности организации;
· определение функций, осуществляемых организацией для достижения поставленных целей (общее руководство, финансы, финансовый контроль, управленческий и бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, закупки и сбыт, производство, планирование, экономический анализ);
· группировка и (или) взаимоувязка функций;
· выявление структурных подразделений, отвечающих за реализацию конкретных функций;
· анализ, планирование и описание всех основных видов работ;
· составление программы набора и обучения персонала для новых подразделений.
Организационное проектированиеведется с соблюдением следующих правил.
1. Все функции организации должны быть закреплены за конкретными подразделениями или отдельными работниками.
Если не будет звена или человека, отвечающего за осуществление какой-либо функции (например, администратора банкетной службы в ресторане), ее выполнение всегда будет связано с потерями ресурсов, прежде всего времени, на решение возникающих проблем.
2. Каждую функцию должно осуществлять только одно подразделение или исполнитель.
В противном случае возникает проблема дублирования функций, что также приводит к непроизводительным расходам и вызывает потерю управляемости. Например, в ресторане за банкетную службу отвечает и главный администратор, и шеф-повар.
Важным этапом построения организационных структур управления является предварительное формирование состава ее подсистем.
Под подсистемой ОСУможно понимать подразделения (ряд подразделений) или должностное лицо, реализующие определенную цель посредством выполнения функций управления.
Задачи и возможности организации предопределяют тип ее ОСУ.
Например, при малочисленности персонала и соответственно незначительной суммарной трудоемкости функций системы управления выполнение руководителем стоящих перед ним задан осуществляется лично, возможно лишь с одним-двумя помощниками, без создания специальной управленческой структуры, к примеру — на этапе оформления регистрации вновь созданного малого предприятия.
Интересным представляется рассмотрение формирования внутренней ОСУ каждым функциональным подразделением.
Данный процесс включает следующие этапы:
1. Структуризация целей системы управления каждого функционального отдела организации.
2. Определение состава функций управления анализируемого отдела, позволяющих реализовать цели системы.
3. Формирование состава подсистемы организационной структуры управления.
4. Установление связей между подсистемами ОСУ.
5. Определение прав и ответственности каждой функциональной подсистемы.
6. Расчет трудоемкости функций и численности каждой функциональной подсистемы.
7. Построение конфигурации ОСУ всей организации с учетом согласования и взаимодействия всех ее функциональных подсистем.
Важным этапом в процессе построения ОСУ является формирование связей между ее подсистемами.
При этом четко должны формулироваться вид связи, ее содержание, периодичность, материальные носители.
Можно выделить четыре вида структурной связи:
• линейное (непосредственное административное) подчинение;
• функциональное руководство (методическое обеспечение, консультирование смежного подразделения);
• соисполнительство (совместное выполнение работ);
• функциональное обслуживание (подготовка информации или иная работа смежного подразделения по обеспечению процесса принятия решения).