Факторы, влияющие на процесс принятия и реализации управленческих решений
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
Управленческое решение нельзя рассматривать как произвольное действие. Предпосылкой его подготовки и принятия всегда является проблема, несоответствие между фактическим и желательным состоянием деятельности управляемого производственного объекта, несоответствие, которое препятствует заданному бесперебойному и эффективному функционированию, а также развитию этого объекта.
Возможность принятия решения возникает лишь тогда, когда есть несколько альтернатив, из которых работник, который принимает решение, должен выбрать наиболее приемлемую. Для нахождения наиболее приемлемых вариантов решения необходимо, чтобы подготовка и принятие решения велись с учетом системы определенных критериев.
Для подготовки и принятия эффективного управленческого решения необходимо своевременно получить исчерпывающую информацию о внутренних и внешних условиях деятельности управляемого объекта. Качество управленческого решения во многом определяет конечные результаты управления.
1. Факторы, обусловленные особенностью организации (цели организации, организационная культура, степень централизации и децентрализации, организационная система сбора и обработки информации)
2. Факторы, обусловленные особенностями лиц, принимающих решение ( характеристика мышления и тип личности руководителя, стиль управления, личные цели, соц. Стереотипы, уровень знания)
3.Факторы, связанные с особенностями решаемой проблемы ( наличие альтернатив, время решения, ресурсы, направленные на решение проблемы, степень риска)
7. Эволюция менеджмента как науки. Современные подходы к управлению
Поскольку общественные и личные потребности многочисленны и разнообразны, труд стал специализированным, появляются различные профессии, в том числе и управленца. Задачи управленца заключаются в планировании, организации, согласовании, регулировании и контроле деятельности работников, занятых в трудовом процессе.
Менеджмент – специальная область знаний и практической деятельности, направленное на лучшее использование имеющихся ресурсов для обеспечения эффективного функционирования и развития организаций различного типа.
Сущность менеджмента состоит в том, чтобы делать правильные вещи» и «делать вещи правильно». Менеджмент – не набор истин и инструкций по выполнению работ, а набор подходов, инструментов, позволяющий понять эти истины.
Предпосылки появления менеджмента:
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие
годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном
эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения,
которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-
экономических отношений.
За начало отсчета истории менеджмента считают зарождение письменности в древнем Шумере, которое относится к V тысячелетию до н. э. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особенной прослойки жрецов, которые вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая".
Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. Именно потому вторую управленческую революцию считают "светско-административной".
Третья управленческая революция известна как "производственно-строительная". Она предполагала сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и произошла во времена правления Навуходоносора (605—562 гг. до н. э.).
Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.
Пятая управленческая революция (конец XIX — начало XX вв.) известна под названием бюрократической, ее теоретической платформой стала концепция "рациональной бюрократии". Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров.
Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходило в основном эволюционным путем. Оно характеризуется непрерывностью, отражающей логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, но и во всей системе социально-экономических отношений.
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Школы менеджмента:
- Школа научного управления;
- Классико–административная школа;
- Школа человеческих отношений;
- Школа поведенческих наук (бихевиористская школа);
- Количественная школа.
по желанию расшифровка
1) Школа научного управления
Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности.
Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства.
2)Классико-административная школа
Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
3)Школа человеческих отношений
Возникновение доктрины "человеческих отношений" обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера. Представители школы "человеческих отношений" рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав "благосклонности людей".
4) Школа поведенческих наук
Представителями этой школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
5)Количественная школа
Наиболее известными представителями этой школы является Д. Марч, Г. Смои, Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Томпсон, Н. Лоуре.
Представители количественной школы считали управление как определенно логический процесс, который можно отобразить с помощью соответствующих математических моделей и на основе этого обеспечить принятие оптимальных управленческих решений