Организация как объект менеджмента.

Организация - это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.

Организация - объект и субъект общества. Термин «организация» используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности, область деятельности. С другой стороны, под организацией понимают некоторое социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных хозяйственных, коммерческих или некоммерческих целей.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

· Общественная организация;

· Общественный фонд;

· Общественное учреждение;

· Орган общественной самодеятельности;

· Политическая партия.

Общественная организация

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

Орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Коммерческие организации создаются физическими или юридическими лицами на свой страх и риск для производства продукции с целью получения максимальной прибыли в интересах учредителей.

Бюджетные организации планируют масштаб своей деятельности исходя из выделенных государством средств.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, заключая договора с другими компаниями, в том числе с бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ. В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.

Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции.

Формальные организации - это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях.

Неформальные организации - это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях.

4. Планирование как функция менеджмента.

Планирование – это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Процесс планирования включает следующие этапы:

1. Определение целей планирования.

2. Формулировка и анализ проблемы.

3. Поиск альтернатив.

4. Прогнозирование – формируется представление о развитии планируемой ситуации.

5. Оценка – проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

6. Принятие планового решения.

7. Реализация и контроль достижения поставленных целей.

Основу процесса планирования составляют планы.

План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели, созданный на основе конъюктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Виды планов:

1. По длительности планового периода:

· стратегические планы – подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени;

· тактические планы – содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

· оперативные планы – связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов.

2. По уровням организационного планирования:

· планы для организации в целом;

· планы для бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений);

· планы для функциональных подсистем.

3. По методам реализации плана:

· директивные – предназначаются для безусловного исполнения;

· индикативные – ориентиры экономического развития.

5. Организационные структуры управления.

Организационная структура управления– упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;- функциональная;- линейно-функциональная;- дивизиональная;- проектная; матричная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис).

Организация как объект менеджмента. - student2.ru

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. Функциональная структура управления

На рисунке административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис.).

Организация как объект менеджмента. - student2.ru

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рис. Линейно-функциональная структура управления

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 16 функциональные начальники составляют штаб директора).

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Организация как объект менеджмента. - student2.ru

Наши рекомендации