Тиристорный преобразователь 2РЕВ16
Кафедра Электроэнергетики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам
«Исследование статических режимов разомкнутой системы ТП-ДНВ»
«Исследование динамических режимов разомкнутой системы ТП-ДНВ»
«Исследование системы импульсно-фазового управления тиристорного преобразователя»
по курсу «Теория электропривода»
для студентов очной и заочной форм обучения
специальности 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»
Тюмень 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель работы 1
2. Приборы и оборудование 2
3. Основные технические данные 3
4. Теоретические сведения 4
5. Описание лабораторного
стенда 24
6. Указания по выполнению
лабораторной работы 27
7. Указания по оформлению
отчета 37
8. Контрольные вопросы 38
9. Список использованной
литературы 39
смвс - 1
1 .Цель работы
Изучение принципов действия тиристорных преобразователей, режимов работы и динамических характеристик тиристорных электроприводов постоянного тока.
смвс - 1
2.Приборы и оборудование
Лабораторный стенд СМВС-1 в составе: стойки управления с
тиристорным преобразователем КЕМЕК и
электромеханического агрегата, состоящего из двух
встречновключенных высокомоментных электродвигателей
постоянного тока типа 1ПИ 12.11-11 202 МОН.
Дополнительно необходим двухлучевой осциллограф типа
С1-83 и, в вариантном исполнении, персональная ЭВМ.
смвс - 1
3.Основные технические данные
Электропривод комплектный "КЕМЕК"
• номинальный момент, Нм 4,7/2,8
• максимальная частота вращения, рад/с 209
• диапазон регулирования > 2000
• напряжение питания В 3x380 +10%, -15%, 50 Гц ± 2%
• частота питающего напряжения, Гц 50
• управляющее напряжение, В 10
Тиристорный преобразователь 2РЕВ16
• номинальный ток, 20 А
• максимальный кратковременный ток (200 мс), А 80
• управляющее напряжение, В 10...0,2
• масса, кг 6,5
Трансформатор типа ТПЕВ-Вхп 380/105/32-1,7 кВА
• номинальная мощность, кВА 1,7
• номинальная частота, Гц 50
• номинальное первичное напряжение, В 3-380
• номинальное вторичное напряжение, В 3-105
• номинальный ток первичной обмотки, А 2,7
• номинальный ток вторичной обмотки, А 9,8
• масса, кг 18
Высокомоментныи двигатель постоянного тока 1ПИ 12.11-11 202 МОН
• номинальный момент, Нм 4,7
• номинальная частота вращения, рад/с 105
Тахогенератор
• крутизна характеристики, в/рад/с 20/105
смвс - 1
4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Широко распространенные в промышленности комплектные тиристорные электропривода с двигателями постоянного тока состоят из тиристорного преобразователя и двигателя постоянного тока (ДПТ), оснащенного необходимыми датчиками.
Тиристорный преобразователь (далее ТП)предназначен для преобразования напряжения переменного тока в напряжение постоянного тока, регулируемое по величине за счет соответствующего изменения угла включения вентилей в проводящей части периода переменного напряжения.
ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ
ТП обладают рядом достоинств, к которым можно отнести:
· высокий КПД, за счет низкого падения напряжения в тиристорах;
· высокое быстродействие;
· высокая надежность при выполнении ТП в модульно-блочном исполнении.
К недостаткам ТП можно отнести:
· низкий коэффициент мощности при глубоком регулировании напряжения;
· искажение напряжения сети, вносимое работой ТП;
· повышенный уровень излучаемых радиопомех.
ТП бывают однофазными и многофазными, реверсивными и нереверсивными.
РАБОТА ОДНОФАЗНОГО ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ
Одна из простейших машинно-вентильных систем на базе однофазного тиристорного преобразователя и двигателя постоянного тока с независимым возбуждением приведена на рис.1.а..
Рассмотрим работу схемы в режиме непрерывных токов/1/. Тиристоры VI и VЗ находятся в открытом состоянии и соединяют ДПТ с независимым возбуждением (НВ) с сетью в течение периода а < ωt < π+а. В момент времени π+αV2 и V4 переходят в открытое состояние, при этом к тиристорам VI и VЗ через открытые V2 и V4 прикладывается напряжение обратной полярности и закрывает их. Такая коммутация называется естественной. Ток якоря ДПТ, протекавший ранее через VI и VЗ, далее будет протекать через тиристоры V2 и V4.В течении фазового интервала,заключенного от а до π, энергия из сети передается ДПТ и наоборот в течении интервала, заключенного между πи π+а, часть энергии из якорной цепи возвращается в сеть, т.к. напряжение сети U и ток якоря I имеют разные знаки,определяющие направление потока энергии от двигателя к сети.
Диаграммы напряжений и токов системы в двигательном и инверторном режимах представлены на рис.1.б и рис.1.в.
При синусоидальной форме напряжения сети, когда u = 2*U*sin(ωt), среднее значение напряжения якорной цепи может быть
определенно по выражению:
Зависимость Ud от величины угла α представлена на рис.2, из
смвс - 1
которого видно, что инверторному (генераторному) режиму работы ТП соответствуют углы 90°<α< 180°.
Уравнение механической характеристики ДПТ в системе с однофазным ТП имеет вид:
где С = кФн - коэффициент э.д.с. ДПТ.
Из последнего уравнения видно, что при различных углах а можно получить семейство механических характеристик параллельных друг другу. Следует учесть, что это имеет место только для режима непрерывных токов в якорной цепи, который, однако, маловероятен при малых токах якоря, когда запасенной в якорной цепи электромагнитной энергии будет недостаточно для поддержания непрерывного тока якоря.
В случае прерывистых токов скорость вращения двигателя будет резко возрастать, что искажает линейность механических характеристик.
ТРЕХФАЗНЫЕ ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ
Для уменьшения пульсаций выпрямленного напряжения в промышленности чаще применяются многофазные тиристорные преобразователи, подразделяющиеся на схемы с нулевым выводом и мостовые. Рассмотрим работу простейшего трехфазного ТП, работающего на ДПТ с НВ [2, 3], электрическая силовая схема которой представлена на рис.3.
В мостовых схемах якорь ДПТ подключается с одного конца к анодному узлу, а с другого конца к катодному узлу тиристоров.В таких схемах в каждой фазе используется обе полуволны напряжения, поэтому их часто называют шестипульсными. ЭДС в фазах вторичной обмотки трансформатора сдвинуты друг относительно друга на угол 2π/m, где m-число полуволн выпрямленного напряжения (в мостовой схеме m = 6).
В трехфазной мостовой схеме одновременно работают два тиристора: один из катодной (нечетной) группы, другой из анодной (четной) группы. Нагрузка в любой момент времени присоединена к двум фазам вторичной обмотки трансформатора. Номера тиристоров на рис. 3а соответствуют последовательности включения их в работу. Отпирающие импульсы на тиристоры нечетной группы подаются с опережением на 180° по отношению к тиристорам четной группы, присоединенным к тем же выводам вторичной обмотки, так как первые работают при положительных значениях фазных напряжений на анодах, вторые - при отрицательных на катодах. Общий вывод катодной группы является положительным полюсом для внешней цепи, а общий вывод анодной группы - отрицательным полюсом.
В катодной группе вентилей при α=0 в течении каждой трети периода работает вентиль с наиболее высоким потенциалом анода. В анодной группе в данную часть периода работает тот вентиль, у которого катод имеет наиболее отрицательный потенциал по отношению к общей точке анодов.
Как видно из рис. 4а, в фазовый промежуток времени от ωt1до ωt2 ток могут пропускать только тиристоры VI и V6, так как при их открытии э.д.с. фазы А, приложенное к аноду тиристора VI, становится наиболее положительным, т.е. превышает напряжение двух других фаз и запирает тиристоры VЗи V5, а э.д.с. фазы В, приложенное к катоду тиристора V6, становится наиболее отрицательным, т.е. запирает тиристоры V2 и V4. В момент ωt2 э.д.с. фазы В становится равной э.д.с. фазы С, а затем и превышает ее, т.е. с момента ωt2может открыться только тиристор V2, запирая тиристоры V4, V6. При этом э.д.с. фазы А продолжает превышать э.д.с. фаз В и С. Поэтому тиристор VI остается открытым.
Точки пересечения синусоид соответствующие фазовым углам ωt1, ωt2 и ωt3, называются точками естественного открывания тиристоров.
Как видно из рис. 4а, через вступающий в работу тиристор ток может проходить только при условии, если одновременно открывается или уже открыт соответствующий (смежный по порядковому номеру) тиристор другой группы. В противном случае цепь тока не будет замкнута и очередной вступающий в работу тиристор не откроется, если даже на его управляющий электрод будет подан импульс напряжения.
При переходе в режим прерывистых токов (рис. 4б) возможно нарушение указанного выше условия: за время прерывания
тока проводивший ранее тиристор может успеть закрыться. Поэтому на управляющие электроды тиристоров в трехфазной мостовой схеме выпрямления необходимо подавать импульсы Uу шириной больше 60° или два узких импульса с интервалом между ними в 60°. Схема управления выпрямителем (СИФУ) должна быть построена так, чтобы при подаче отпирающего импульса на вступающий в работу тиристор одного плеча моста одновременно осуществлялась бы подача импульса на управляющий электрод тиристора отстающей фазы противоположного плеча моста. Например, для того, чтобы открыть тиристор VI, в момент времени ωt1 необходимо одновременно подать отпирающий импульс и на тиристор V6, после чего оба вентиля будут проводить ток до момента ωt2. В момент времени ωt2 ток в цепи якоря двигателя прекращается, и тиристоры VI и V6 закроются. В момент времени ωt3 должен вступить в работу тиристор V2, который откроется только при условии наличия повторного отпирающего импульса на тиристор VI или при условии, что на управляющий электрод тиристора V1 в момент ωt1 был подан импульс длительностью больше 60°. Тиристоры VI и V2 будут проводить ток до момента ωt4, далее вступит в работу следующая пара тиристоров V2 и VЗ и т. д.
Задержка открывания тиристоров в многофазных системах может осуществляться, только начиная с точек естественного открывания. Смещение управляющих импульсов на угол а задерживает вступление в работу очередного тиристора и продлевает работу предыдущего. Среднее значение выпрямленной ЭДС Еd будет также пропорционально cos α:
где Rт и Хт приведенные к вторичной обмотке трансформатора активное и индуктивное сопротивление рассеяния фазных обмоток трансформатора; R1 - активное сопротивление добавочного дросселя L5; Rя - сопротивление якоря двигателя с учетом сопротивлений щеточного контакта; I - средневыпрямленный ток якоря. |
Уравнение электромеханической характеристики:
Здесь Е2 -действующее значение ЭДС вторичной обмотки трансформатора, Еdо - среднее значение выпрямленной ЭДС при полностью открытых тиристорах. При работе ТП выходное напряжение на его зажимах меньше, чем среднее значение выпрямленной ЭДС. Это объясняется падением напряжения на самом ТП, падением напряжения на активном сопротивлении схемы и падением напряжения, связанном с процессом коммутации вентилей. В реальных ТП процесс коммутации протекает не мгновенно, а в течении некоторого временного промежутка вследствие влияния индуктивности рассеяния вторичных обмоток трансформатора, которая поддерживает ток в вентиле, выходящем из работы и уменьшает ток в вентиле, входящем в работу. В результате в работе ТП существует период, когда ток пропускают два вентиля. Среднее значение выпрямленного напряжения пренебрегая небольшим падением напряжения в тиристорах можно определить по следующему выражению: |
Уравнение механической характеристики:
Необходимо отметить, что приведенные уравнения получены в предположении непрерывности тока якоря ДПТ. Однако при уменьшении нагрузки имеет место режим прерывистых токов, который искажает линейность механических характеристик. Режим прерывистых токов обуславливается в этом случае тем, что энергии, запасенной в индуктивностях якорной цени ДПТ оказывается недостаточно для поддержания тока при отрицательных напряжениях на аноде тиристоров, что приводит к увеличению выпрямленного напряжения Ud, а, следовательно, к возрастанию угловой скорости вращения ДПТ в разомкнутых системах регулирования скорости вращения электроприводов. |
Графические изображение механических характеристик трехфазного тиристорного нереверсивного мостового электропривода представлено на рис.5.. Пунктирной линией выделен режим гранично – непрерывного тока,
слева от которого имеет место режим прерывистых токов, а справа режим непрерывных токов. Видно, что, регулируя угол запаздывания открывания тиристоров - можно получить семейство параллельных в режиме непрерывных токов линейных, характеристик. Данный привод допускает работу в 1 и 4 квадрантах. Двигатель может работать как в двигательном режиме (зона, ограниченная на рис. 5 осями координат и характеристикой при α=0, так и в тормозных режимах: противовключения (зона, отмеченная на рис. 5 наклонной штриховкой), рекуперации (зона, отмеченная вертикальной штриховкой), и динамического торможения (характеристика, соответствующая а=π/2}.
ДВУХКОМПЛЕКТНЫЕ ТРЕХФАЗНЫЕ ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ
Рассмотренные выше тиристорные преобразователи относятся к нереверсивным. Для изменения направления вращения ДПТ с НВ, питающегося от нереверсивного ТП, необходимо либо при помощи контакторов изменить полярность подводимого к якорю ДПТ напряжения, либо изменить направление тока в его обмотке возбуждения. Оба этих способа заметно снижают быстродействие электропривода, поэтому значительно чаще применяются реверсивные схемы ТП, которые фактически состоят из двух нереверсивных ТП, поэтому их часто называют двухкомплектными ТП. Необходимо учитывать, что схемотехнических вариантов двухкомплектных ТП достаточно много. Тиристорный преобразователь, используемый в стенде СМВС-1 является именно двухкомплектным реверсивным мостовым ТП. Электрическая принципиальная схема этого преобразователя представлена на рис.6. Как видно, в данном ТП
два однокомплектных преобразователя включены встречно по отношению к нагрузке. При этом появляется возможность изменения направления тока в якоре двигателя и, тем самым, осуществления работы ДПТ во всех четырех квадрантах механической характеристики.
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХКОМПЛЕКТНЫМИ ТИРИСТОРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
Существуют два способа управления двухкомплектными реверсивными ТП /4/:
• раздельное управление;
• совместное управление.
При совместном управлении управляющие сигналы подаются на оба комплекта вентилей. В этом случае возникает задача ограничения уравнительных токов, протекающих между двумя комплектами вентилей за счет разности мгновенных значений их э. д. с. С этой целью в цепи преобразователей включают уравнительные реакторы L1... L4, как это показано на схеме на рис. 6. Вид механических характеристик электропривода существенно зависит от способа согласования углов управления обоими комплектами вентилей. При линейном согласовании исходят из равенства нулю среднего значения уравнительного напряжения. В этом случае должно соблюдаться соотношение α1 + α2 = π (7)
Соответствующие регулировочные и механические характеристики показаны на рис. 7а. Жесткость механических
характеристик в этом случае определяется как и для однокомплектного преобразователя.
Недостатком линейного согласования является наличие уравнительных токов, дополнительно нагружающих вентили и трансформатор, необходимость введения в связи с этим уравнительных реакторов, что несколько снижает быстродействие системы электропривода, а также неполное использование трансформатора.
С целью уменьшения уравнительных токов иногда используется нелинейное или неполное согласование, когда
α1 +α2>π (8)
При этом нарушается линейность регулировочных и механических характеристик (рис. 7б). В этом случае переходу от двигательного к тормозному режиму соответствует заметное увеличение скорости. Кроме того, в этом случае значительно ухудшается использование трансформатора и ограничивается изменение углов управления. Поэтому этот способ управления в таком простейшем виде не находит широкого применения. На практике используются системы, в которых значение а изменяется автоматически в функции какого-либо параметра. В частности возможно поддержание заданного уровня уравнительного тока, что позволяет снизить индуктивность уравнительных реакторов при удовлетворительных характеристиках электропривода.
Совместное же управление при линейном согласовании позволяет получить наилучшие динамические показатели и однозначные статические характеристики. В этом случае обеспечивается простой переход из одного режима в другой.
Для полного исключения уравнительных токов используется раздельное управление комплектами вентильных преобразователей. Раздельное управление заключается в том, что управляющие сигналы (импульсы) подаются только на один комплект вентилей. На второй комплект вентилей управляющие импульсы в это время не подаются и он "закрыт". Для изменения режима работы преобразователя используется специальное переключающее устройство, которое при равенстве нулю тока преобразователя сначала снимает управляющие импульсы с ранее работавшего комплекта вентилей, а затем после небольшой паузы (5... 10мс) подает управляющие импульсы на другой комплект. При указанной последовательности переходу электропривода от двигательного режима к тормозному и обратно соответствует режим прерывистых токов преобразователя.
Механические характеристики реверсивного вентильного электропривода с раздельном управлением комплектами существенно зависят от способа согласования углов управления. В частности, при линейном согласовании они будут иметь вид, показанный на рис. 7в.
При раздельном управлении нет необходимости включения уравнительных реакторов в цепи отдельных комплектов, возможно полное использование трансформатора, снижается вероятность опрокидывания инвертора вследствие уменьшения времени работы преобразователя в инверторном режиме, уменьшаются потери энергии и соответственно увеличивается к. п. д. электропривода из-за отсутствия уравнительных токов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что при раздельном управлении предъявляются высокие требования в отношении надежности устройства, переключающего управляющие импульсы с одного комплекта на другой. Кроме того, переход вентильного преобразователя из режима выпрямления в режим инвертирования сопровождается паузой, что увеличивает длительность переходных процессов. Следует также отметить, что раздельное управление не может использоваться для приводов, которые могут работать в режиме идеального холостого хода или близком к нему, например, приводы лифтов, так как малым нагрузкам двигателя соответствует режим прерывистого тока вентильного преобразователя.
СИСТЕМА ИМПУЛЬСНО-ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
При рассмотрении работы ТП предполагалось, что тиристоры должны открываться в требуемые моменты времени, определяемые управляющим сигналом на входе ТП.
Наибольшее распространение нашли преобразователи с системами импульсно-фазового управления (СИФУ), в которых тиристоры включаются в моменты, соответствующие углу а, отсчитываемому от точки естественного открывания. От величины угла запаздывания открывания тиристоров α, который часто называют углом управления или включения, зависит выходное напряжение ТП, определяющее, в свою очередь, скорость вращения ДПТ. В СИФУ ТП распространены два способа управления углом α: линейный и косинусный. Оба они чаще построены по вертикальному принципу управления.
СИФУ С ЛИНЕЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ УГЛОМ α
На рис. 8 представлена функциональная схема, реализующая СИФУ с линейным принципом управления /1/ для однофазного ТП. В этом случае синхронизирующий трансформатор со средней точкой преобразует напряжение сети в два низковольтных сигнала UТ1 и UТ2, сдвинутых по фазе друг относительно друга на 180°.
Сигнал UТ1 поступает (рис.9) на генератор прямоугольных импульсов, предназначенный для преобразования синусоидального напряжения в прямоугольные импульсы U1 точно такой же длительности, что и UТ1. Далее прямоугольный сигнал UI поступает на генератор пилообразного напряжения, в котором UI преобразуется в линейно нарастающий сигнал Uп1 той же длительности. В свою очередь сигнал Uп1 сравнивается на компараторе с напряжением управления Uу. В случае, когда Uп1>Uу на выходе компаратора появляется сигнал Ua, фаза фронта нарастания которого прямопропорциональна напряжению управления Uу и определяет величину угла запаздывания открывания тиристоров а.
Сигнал Ua, применительно к схеме, представленной на рис.8, через формирователь импульсов поступает на управляющие электроды тиристоров VI и V2, регулируя момент их открывания при положительной полуволне питающего напряжения. По аналогии с предыдущим при помощи сигнала UТ2 организуется включение тиристоров VЗ и V4 при отрицательной полуволне питающего напряжения. Для угла α можно записать
α = k*Uy (10)
т.е. видно, что угол управления линейно пропорционален напряжению управления. Выходное напряжение ТП Ud можно представить в виде
Ud= Ed0*cosα = Ed0*cos(kUy) (11)
Из этого выражения следует, что выходное напряжение ТП зависит от величины управляющего напряжения по косинусоидальному закону, т.е. эта зависимость нелинейная, что безусловно является недостатком этого способа управления тиристорами. Тем не менее в таких СИФУ обеспечивается установка угла управления с точностью 1 %.
В отличии от рассмотренного однофазного, для трехфазного ТП с нулевым проводом, который и используется в лабораторном стенде СМВС-1, угол α, или, как уже говорилось, угол управления отсчитывается от точки естественного открывания тиристоров, которая сдвинута от точки прохождения синусоиды напряжения через нуль на угол равный π/6=30°. Поэтому в СИФУ трехфазного ТП необходимо производить предварительный сдвиг фазного напряжения на этот угол с одновременным согласованием сигнала по амплитуде. На электрической принципиальной схеме ТП исследуемого тиристорного электропривода, изображенной на лицевой панели стенда, показаны блоки обработки сигналов СИФУ. Для исключения погрешностей открывания тиристоров при колебаниях напряжения и частоты сети, реальное фазосдвигающее устройство осуществляет сдвиг с некоторым запасом по фазе, а именно на угол 33° (~ 1,8 мс).
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Наибольшее применение в комплектных приводах постоянного тока нашли высокомоментные двигатели постоянного тока, под которыми понимаются достаточно тихоходные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов, усиленными щеточно-коллекторными узлами, обеспечивающие возможность длительной работы с большими перегрузочными моментами, превышающими в 6... 10 раз номинальные значения моментов /3/.
Такие ДПТ могут напрямую подключаться к рабочим механизмам минуя промежуточные механические передачи, что упрощает конструктив рабочих механизмов.
Высокомоментный ДТП оснащается также датчиком скорости (тахогенератором), датчиком положения и, в вариантном исполнении, фрикционным электромагнитным тормозом, т.е. он по сути представляет собой электромеханический модуль максимально приспособленный для использования в рабочих механизмах без переделок и дополнений.
Высокомоментные электродвигатели максимально приспособлены для работы в комплекте с вентильными преобразователями, обеспечивая глубокое регулирование скорости вращения, например, 10000:1. Номинальная скорость вращения высокомоментных двигателей составляет обычно 1000 об/мин и может кратковременно увеличиваться повышением напряжения до 2000 об/мин. Они устойчиво работают при скоростях О,1...1 об/мин. Отсутствие обмотки возбуждения значительно упрощает конструкцию двигателей и увеличивает КПД на 10... 15 %, что в свою очередь стимулирует создание невентилируемых закрытых двигателей, способных стабильно работать на очень низких скоростях вращения. Еще одной отличительной особенностью высокомоментных ДПТ является то, что для уменьшения момента инерции роторов (т.е. для повышения быстродействия) они конструктивно выполняются удлиненными. В таких двигателях нет дополнительных полюсов, что затрудняет коммутацию в них. Для улучшения условий коммутации оказывается необходимым уменьшать число витков в коммутируемой секции и увеличивать число коллекторных пластин.
КОММУТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОМОМЕНТНЫХ ДПТ
В высокомоментных ДПТ имеются два типа коммутационных ограничений. При малых скоростях вращения максимальное значение тока якоря по условиям коммутации может быть больше номинального тока Iн. По мере увеличения скорости это значение должно уменьшаться. В пределах Iн вступает в силу ограничение по скорости.
На рис. 10 показаны области работы высокомоментных ДПТ. Область продолжительного режима работы S1 близка к прямоугольнику. При кратковременном режиме допустимые момент и ток якоря могут быть увеличены. Увеличение допустимого момента должно сопровождаться снижением скорости вращения ротора ДПТ. В комплектных электроприводах должно действовать зависимое токоограничение, уставка которого связана со скоростью вращения двигателя (указанные ограничения связаны с ресурсом щеток и коллектора).
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДПТ ОБРАЩЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ
Конструктивно высокомоментные ДПТ могут выполняться как нормального исполнения, так и обращенного. В данном стенде используются двигатели обращенного исполнения, характерным для которых является размещение постоянных магнитов на роторе, а обмотки якоря в пазах статора.
Обращенная конструкция ДПТ позволяет улучшить условия охлаждения ДПТ за счет передачи тепловой энергии с оребренного корпуса непосредственно в окружающую среду, минуя рабочий зазор, который является в ДПТ нормального исполнения достаточно большим сопротивлением на пути теплопередачи.
Применение обращенной конструкции позволяет увеличить использование активных материалов ДПТ, но при этом необходима перекомпоновка щеточно-коллекторного узла, которая заключается в создании неподвижного коллектора, соединенного с обмоткой якоря, вращающегося щеточного узла и контактных колец, необходимых для подачи напряжения к щеткам. Как видно в целом конструкция обращенного ДПТ достаточно усложнена затейливым щеточно-коллекторным узлом, но чего не сделаешь для повышения технических характеристик двигателей.
ТАХОГЕНЕРАТОР ВЫСОКОМОМЕНТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Важнейшим элементом высокомоментного ДПТ является тахогенератор (ТГ), качество которого во многом определяет свойства всего комплектного электропривода. Прецизионные ТГ должны иметь минимальные низкочастотные полюсные пульсации, высокочастотные зубцовые и коллекторные пульсации. Встраивание ТГ в ДПТ, помимо удобства, направлено на уменьшение низкочастотных пульсаций, которые возникают при соединении ДПТ с автономным ТГ через соединительную муфту.
ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ
Разомкнутые системы регулирования скорости вращения нашли применение лишь в относительно дешевых электроприводах, не требующих высокой точности регулирования. Учитывая высокую стоимость комплектных тиристорных электроприводов с высокомоментными двигателями в них целесообразно производить регулирование скорости исключительно в замкнутых системах автоматического регулирования для создания высокоточных электроприводов. Наибольшее применение в комплектных электроприводах нашел принцип подчиненного управления. Тиристорные электропривода с системой управления, построенной по подчиненному принципу, имеют, как правило, два контура регулирования: контур тока и контур скорости.
Структурная схема /2/ такого электропривода представлена на рис. 11. Подчиненное регулирование основано на том, что
внешний контур вырабатывает сигнал задания для внутреннего контура. Внутренний контур является звеном внешнего контура и его параметры учитываются при оптимизации последнего.
Обаконтура регулирования постоянного тока находятся во взаимодействии и переключения отсутствуют. Применение простых регуляторов возможно только в случае, если регулируемый объект может быть разделен на отдельные блоки и каждый контур может содержать лишь одну постоянную времени, которая должна быть скомпенсирована при коррекции контуров. На рис. 12 приведена схема пропорционально-интегрального (ПИ) регулятора, который используется в исследуемом электроприводе в качестве регулятора тока РТ и регулятора скорости РС.
Сигнал на выходе ПИ-регулятора Uвых пропорционален входному сигналу Uвх и интегралу от входного сигнала по времени. Передаточная функция ПИ-регулятора имеет следующий вид:
Необходимо отметить, что выходное напряжение ПИ-регулятора перестанет изменяться и будет сохранять постоянное значение лишь в случае, когда входной сигнал становится равным нулю, т.е. при помощи ПИ-регулятора достигается принцип астатизма, при котором сигнал управления изменяется до тех пор, пока в системе имеется рассогласование. В системе подчиненного регулирования появляется возможность раздельного регулирования переменных - тока и скорости и их последовательной настройки, начиная с первого внутреннего контура.
Это в значительной степени упрощает расчет таких систем и техническую настройку электроприводов после установки их на рабочих механизмах.
Задающим сигналом для второго внешнего контура является сигнал задания угловой скорости Uзс, а для первого-сигнал с выхода регулятора скорости РС – Uзт.
Настройку каждого контура производят так, чтобы получить технически оптимальный переходной процесс. На рис.13
приведен пример технически оптимального переходного процесса. Настройка на технический оптимум осуществляется так, чтобы время выхода на установившийся режим t1было минимальным при условии, что перерегулирование не будет превышать 4...10%. В результате /5/ реализации системы подчиненного регулирования ДПТ утрачивает свои естественные свойства. Процесс пуска протекает в системе следующим образом. Контур регулирования тока первоначально вынуждает ток ДПТ следовать задающему сигналу, угловая скорость же вращения ДПТ ω устанавливается в соответствии с нагрузкой. Внешний контур осуществляет регулирование ω согласно заданному значению и исходя из ошибки регулирования ω вырабатывает сигнал задания тока Uзт, в соответствии с которым устанавливается ток ДПТ.
Ограничение заданного тока приводит к ограничению тока двигателя. Если заданная ω изменяется скачком на значительную величину, то возникает такая ошибка регулирования, что вступает в действие ограничение задания тока. ДПТ разгоняется при одновременном ограничении тока, пока ошибка регулирования со не уменьшится настолько, что значение тока станет меньше предельно допустимого значения. В связи с этим становится возможным прямой пуск ДПТ без проявлений недопустимых перегрузок привода.
Однако при работе токоограничения фактически размыкается контур регулирования скорости и разгон (торможение) идет с постоянным ускорением, что затягивает переходные процессы.
5. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА
Стенд состоит из приборной стойки с размещенным в нем тиристорным преобразователем и электромеханического агрегата, состоящего из двух высокомоментных электродвигателей, один из которых исследуемый, а другой нагрузочный.
Питание стенда от трехфазной сети ЗРЕМ~50Гц 380 В.
Выключение стенда к сети осуществляется автоматом, размещенным в нижней части правой боковой панели.
5.1. ПЕРЕВОД ОБОЗНАЧЕНИЙ НА ЛИЦЕВОЙ ПАНЕЛИ СТЕНДА
THYRISTORIZED DC MOTOR DRIVE тиристорный привод постоянного тока
TEST MOTOR исследуемый двигатель ARMATURE VOLTAGE напряжение якоря ARMATURE CURRENT ток якоря
POWER энергия
ON включено
OFF выключено
BRAKE MOTOR нагрузочный двигатель
SPEED скорость, рад/с
REFERENCE VOLTAGE опорное напряжение
BRAKE MOTOR CONTROL управление нагрузочным двигателем HAND CONTROL ручное управление
LOGIC UNIT блок логики
СМРТ компьютер
5.2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ СТЕНДА
Функциональная схема стенда изображена в нижней половине передней панели стенда.
Питание электропривода осуществляется от сети трехфазного напряжения -380 В 50 Гц (фазы R, S и Т). На силовой трансформатор это напряжение подается через автомат токовой защиты QF. Одна группа вторичн