Цель и задачи лабораторной работы № 1

Подлежит возврату

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Методические указания

по выполнению лабораторных работ

для студентов, обучающихся

по специальности 220200

МОСКВА 2002

Составитель В.В. Баранюк

Редактор

Методические указания по выполнению первой и второй лабораторных работ по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" содержат определение целей и задач работ, указания по порядку их выполнения и защиты, сроки выполнения, общие требования к структуре и содержанию отчетов по работам, а также список литературы.

Методические указания предназначены для студентов пятого курса факультета "Кибернетика".

Печатаются по решению редакционно-издательского совета Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета).

Рецензенты: С.Б. Тарасов,

Т.Л. Мартынова

© Московский государственный

институт радиотехники,

электроники и автоматики

(технический университет), 2002



ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАДАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Выполнение всех лабораторных работ по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" поручается группе студентов в составе до трех-четырех человек как коллективу разработчиков автоматизированной системы.

Состав группы студентов, вид автоматизируемой организации (фирмы, предприятия и др.), направление ее деятельности, а также распределение задач между студентами-исполнителями лабораторных работ, предлагаются студентами, согласовываются и утверждаются преподавателем-руководителем лабораторных работ. При этом предпочтение отдается, как правило, вариантам организаций и направлениям их деятельности, соответствующим предполагаемой работе студентов после окончания МГИРЭА.

Все лабораторные работы выполняются коллективно как единое целое. Каждый студент-исполнитель, согласовывая свои материалы с другими членами группы, лично выполняет свою часть работы, однако должен знать и быть готовым обосновать и отстоять содержание и выводы всех разделов лабораторных работ.

Задание на лабораторные работы выдается преподавателем-руководителем в начале 10 семестра.

2.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тематика и отчетность по результатам

Лабораторной работы № 1

Тема первой лабораторной работы по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" для всех студентов, проходящих обучение по кафедре "Интеллектуальные технологии и системы", формулируется как "Проведение предпроектной стадии создания автоматизированной системы управления организацией".

Результаты выполнения первой лабораторной работы должны быть представлены преподавателю-руководителю работы в виде общего отчета, включающего ряд разделов. Материалы отчета должны быть сброшюрованы и отпечатаны (по возможности).

Типовой структурой общего отчета по первой лабораторной работе следует считать:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Введение.

3. Обследование организационной структуры организации.

4. Обследование функциональной структуры организации.

5. Информационное обследование.

6. Выбор первоочередных объектов автоматизации.

7. Выводы.

В разделе Введение приводится общая характеристика организации (фирмы, предприятия и др.), для которой будет разрабатываться автоматизированная система управления. При этом отражается сфера деятельности, масштаб и основная цель функционирования организации. Кратко представляются возможные пути повышения эффективности управления организацией. Обязательно должна быть сформулирована цель создания автоматизированной системы управления.

В разделе "Обследование организационной структуры организации" приводится краткий анализ общей структуры организации, отдельных ее подразделений и их взаимосвязей.

В качестве исходных данных для анализа организационной структуры организации могут использоваться перечень подразделений (отделов, служб и др.), штатные расписания, организационно-штатная структура организации и др. Результаты анализа представляются в виде схемы, на которой отмечаются подразделения организации с указанием административной подчиненности. Анализ организационной структуры организации должен позволить выработать обоснованные предложения по ее совершенствованию. Они могут касаться сокращения числа ступеней управления, объединения отдельных подразделений в более крупные, разбиения подразделений с соответствующим перераспределением функций, уточнения численного состава персонала подразделений и т.д. В выводах по разделу обязательно должны быть указаны выявленные недостатки существующей структуры и рекомендации по ее совершенствованию.

В разделе "Обследование функциональной структуры организации" приводится анализ функций управления, выполняемых в подразделениях организации.

В качестве исходных данных при функциональном обследовании могут использоваться перечни задач, выполняемых в организации в ходе реализации основных видов управляющей деятельности, распределение функций управления между структурными подразделениями и др. При анализе принятого порядка функционирования уточняется перечень, содержание и периодичность выполнения функций, выявляются наиболее трудоемкие процессы, подлежащие автоматизации, исследуется взаимосвязь задач, вырабатываются рекомендации по упорядочению последовательности их выполнения.

Результаты обследования оформляются в виде текстового материала. В описании указываются выявленные недостатки функционирования организации с соответствующими обоснованиями, а также предлагаемые пути их устранения.

В разделе "Информационное обследование" приводится краткий анализ состава и перемещения информации, необходимой для выполнения функций управления в организации.

В качестве исходных данных при проведении информационного обследования могут служить количество и состав разрабатываемых в подразделениях документов, основные потоки входящей и исходящей информации, порядок движения документов по подразделениям, состав нормативно-справочной информации и др. При анализе выявляются используемые в организации внешние и внутренние документы, определяются информационные потребности и источники информации, уточняются информационные связи между подразделениями и составляется схема информационных потоков. Эта схема может быть разработана на основе схемы, представленной в разделе "Обследование организационной структуры организации". Уровень детализации схемы информационных потоков должен позволять составить общую картину движения документов и информации в организации. Схема должна позволить определить требования к совершенствованию документооборота и информационных взаимосвязей в организации.

В разделе "Выбор первоочередных объектов автоматизации" приводится перечень структурных подразделений (отделов, служб и др.), которые целесообразно автоматизировать как можно раньше.

Выбор объектов автоматизации осуществляется на основе проведенного обследования, выбранного направления автоматизации и целесообразного объема автоматизируемых функций управления.

Выбор первоочередных объектов производится с учетом важности и приоритета задач, решаемых в различных подразделениях организации, необходимой оперативности и качества их решения, влияния решения отдельных задач на эффективность управления организацией и на улучшение деятельности организации в целом.

Выводы по разделу должны содержать обоснование выбора первоочередных объектов автоматизации, включающее перечисление задач, позволяющих улучшить деятельность организации и снизить трудоемкость управленческих работ. Обязательно должны быть указаны причины выбора задач, названных первоочередными.

В разделе Выводы указываются выявленные в ходе обследования основные недостатки организационной и функциональной структуры организации, порядка документооборота и др. Формулируются предложения по их устранению и общие рекомендации по совершенствованию деятельности организации. Приводятся предложения по повышению эффективности и качества управления (оперативности управления, качества разрабатываемых планов, принимаемых решений и др.).

В выводах обязательно должна быть обоснована целесообразность (нецелесообразность) создания автоматизированной системы управления рассматриваемой организации.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Лабораторной работы № 2

Тема второй лабораторной работы по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" формулируется как "Разработка функциональной модели деятельности организации".

Вторая лабораторная работа является продолжением работ по автоматизации выбранной организации. Исходными данными для функционального моделирования должны являться результаты, полученные при выполнении первой лабораторной работы.

Результаты выполнения второй лабораторной работы должны быть представлены преподавателю-руководителю работы в виде общего отчета, включающего ряд разделов. Материалы отчета должны быть сброшюрованы и отпечатаны (по возможности).

Типовой структурой общего отчета по лабораторной работе № 2 следует считать:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Введение.

3. Дерево процессов.

4. Контекстная диаграмма.

5. Диаграммы декомпозиции.

6. Выводы.

В разделе Введение приводится общая характеристика деятельности рассматриваемой организации (фирмы, предприятия и др.). Определяются основные исходные данные для построения функциональной модели.

Обязательно должна быть сформулирована цель разработки функциональной модели.

В разделе "Дерево процессов" приводится структурированный перечень функций управления, выполняемых в организации.

В рамках построения функциональной модели производится:

анализ деятельности структурных подразделений организации;

анализ функционального взаимодействия подразделений;

анализ внутреннего документооборота подразделений;

анализ информационных потоков и информационного взаимодействия подразделений;

анализ применяемых в настоящее время средств автоматизации как в отдельных подразделениях, так и в организации в целом.

В качестве исходных данных для построения дерева процессов могут служить результаты функционального обследования, проведенного при выполнении первой лабораторной работы. Основой функционального моделирования является анализ процессов, а также объектов, информационных ресурсов, средств, методов и др., необходимых для их выполнения.

Необходимо учитывать задачи, выполняемые в организации в ходе реализации основных видов управляющей деятельности, их взаимосвязь и распределение функций управления между структурными подразделениями.

Следует выделить основные процессы и подпроцессы управления, систематизировать и упорядочить их.

Результаты должны быть оформлены в графическом виде в соответствии с нотацией IDEF0.

В разделе "Контекстная диаграмма" приводится анализ основного процесса управления, выполняемого в организации.

Контекстная диаграмма является обзорной диаграммой всей функциональной модели и должна представлять собой основной блок с множеством дуг, входящих и выходящих из него.

При построении контекстной диаграммы за основу следует взять главный элемент функционального моделирования SA-блок, представляющий собой "черный ящик" (рис. 1).

Цель и задачи лабораторной работы № 1 - student2.ru

Рис. 1. SA - блок.

Входные дуги (Входы) изображают объекты, используемые и преобразуемые процессом (функцией).

Управляющие дуги (Управление) представляют собой информацию, влияющую на выполнение процесса, ограничивающую или предписывающую условия его выполнения.

Выходные дуги (Выходы) отображают объекты, в которые преобразуются входы при выполнении процесса.

Дуги исполнителей (Исполнители) отражают, с помощью каких ресурсов, методов и средств может быть выполнен процесс.

С помощью контекстной диаграммы функциональной модели деятельности организации должен быть графически представлен главный единственный процесс и его взаимодействие с внешним миром. В описательную часть следует включить комментарии к контекстной диаграмме и обоснование ее построения.

В разделе "Диаграммы декомпозиции" приводится совокупность иерархически связанных диаграмм первого уровня и их декомпозиция в процессе итеративного рецензирования.

На этом уровне функциональной модели должны быть отражены основные выбранные процессы деятельности организации и их взаимосвязи. Каждый из процессов должен быть детализирован на подпроцессы и представлен совокупностью диаграмм, каждая из которых описывает отдельный процесс в виде разбиения его на шаги или подпроцессы. С помощью соединяющих дуг описываются объекты, данные и ресурсы, необходимые для выполнения процессов.

Блоки на диаграммах должны быть размещены по "ступенчатой" схеме в соответствии с их доминированием, которое понимается как влияние, оказываемое одним блоком на другие. Номера блоков должны служить однозначными идентификаторами для процессов.

Взаимодействие блоков может выражаться либо в пересылке Выхода к другому процессу для дальнейшего преобразования, либо в выработке управляющей информации, предписывающей, что именно должен делать другой процесс. Таким образом, построенные диаграммы должны являться предписывающими диаграммами, указывающими как преобразования между Входом и Выходом, так и правила, ограничения и способы этих преобразований.

Следует учитывать, что в методе SADT используется пять типов взаимосвязей между блоками для описания их отношений: Управление, Вход, Управленческая обратная связь, Входная обратная связь, Выход - Исполнитель. Отношения Управления и Входа являются простейшими, поскольку они отражают интуитивно очевидные прямые воздействия. Отношение Управления возникает тогда, когда Выход одного блока непосредственно влияет на блок с меньшим доминированием. Отношение Входа возникает, когда Выход одного блока становится Входом для блока с меньшим доминированием. Обратные связи более сложны, поскольку они отражают итерацию или рекурсию - Выходы из одного процесса влияют на будущее выполнение других процессов, что впоследствии влияет на исходный процесс. Управленческая обратная связь возникает, когда Выход некоторого блока влияет на блок с большим доминированием, а отношение Входной обратной связи имеет место, когда Выход одного блока становится Входом другого блока с большим доминированием. Отношения Выход - Исполнитель отражают ситуацию, при которой Выход одного процесса становится средством достижения цели другого процесса.

В целом функциональная модель должна представлять собой совокупность иерархически связанных диаграмм и комментариев к ним.

В разделе Выводы приводятся результаты анализа функциональной модели. Указываются выявленные в ходе анализа основные недостатки функционирования организации, порядка документооборота и др. Приводятся предложения по их устранению и общие рекомендации по совершенствованию деятельности организации.

На основе анализа функциональной модели могут быть сформулированы предложения, содержащие:

последовательность, формы и способы решения задач, выполняемых структурными подразделениями организации;

обоснование перераспределения сотрудников структурных подразделений в соответствии с задачами, решаемыми в организации;

порядок информационного и организационного взаимодействия структурных подразделений и органов управления.

Кроме того, могут быть представлены предложения:

по совершенствованию деятельности организации, по внесению изменений в процессы планирования, управления, контроля и др.;

по созданию рациональных технологий работы структурных подразделений организации с учетом действующих автоматизированных подсистем;

по созданию перспективной организационно-штатной структуры организации, обеспечивающей реализацию рациональных технологий работы;

по совершенствованию внутреннего и внешнего документооборота и др.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

РАБОТ

Лабораторные работы выполняются в течении десятого семестра. Индивидуальные и групповые консультации и собеседования по лабораторным работам проводятся в течении всего десятого семестра по мере необходимости по просьбам студентов-исполнителей.

Защита лабораторных работ проводится одновременно всем составом группы исполнителей (коллективом разработчиков).

Каждый студент-исполнитель защищает, прежде всего, свою часть лабораторной работы, однако он обязан знать и быть готовым защищать содержание всех остальных разделов работы.

Защита работ проходит во время, выделенное на лабораторные занятия в течение десятого семестра. Все остальные студенты, присутствующие на занятии, должны принимать активное участие в обсуждении представленных материалов.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № ...

по дисциплине

"Проектирование автоматизированных систем

обработки информации и управления "

Тема:

" ... "

Коллектив разработчиков:

Студент:

Студент:

...

Группа:

Руководитель:

МОСКВА 2002

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Основы создания больших АСУ / В.А. Баранюк и др.. — М.: Советское радио, 1979. — 360 с.

2. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ. — М.: Высшая школа, 1987. — 303 с.

3. Модин А.А. Основы разработки и развития АСУ. — М.: Наука, 1981. — 280 с.

4. Методика определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятием. — М.: Статистика, 1979. — 62 с.

5. ГОСТ 34.003—90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. Введ. 01.01.92. — М.: Госстандарт РФ, 1990. — 23 с.

6. Росс Д. Структурный анализ: язык для передачи понимания // Требования и спецификации в разработке программ. — М.: Мир, 1984. с.241-284.

7. Калянов Г.Н. CASE - технологии: Колсантинг в автоматизации бизнес-процессов. — М.: Горячая линия - Телеком, 2000. — 320 с.

8. Конспект лекций по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления».

9. Bpwin 1.5. Руководство по методам и Справочник. — Logic Works Inc., 1995. — 126 с.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общий порядок задания и выполнения лабораторных работ 3

2. Лабораторная работа № 1...................................................... 3

2.1. Цель и задачи лабораторной работы № 1........................ 3

2.2. Тематика и отчетность по результатам лабораторной работы № 1.................................................................................................................. 5

3. Лабораторная работа № 2...................................................... 8

3.1. Цель и задачи лабораторной работы № 2........................ 8

3.2. Тематика и отчетность по результатам лабораторной работы № 2.................................................................................................................. 11

4. Организационные вопросы выполнения и защиты лабораторных работ........................................................................................................ 16

Приложение 1. Пример оформления титульного листа....... 17

Библиографический список....................................................... 18



ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Методические указания

по лабораторным работам

Часть 1

Составитель В.В. Баранюк

Редактор

Литературные редакторы

Изд. лицензия № 020456 от 04.03.97.

Подписано в печать 00.00.0000. Формат 60´84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 0,00.Усл. кр.-отт. 00,00. Уч.-изд. л. 0,00.

Тираж 000 экз. С 00.

Заказ ...... Бесплатно

Московский государственный институт радиотехники,

электроники и автоматики (технический университет)

117454, Москва, просп. Вернадского, 78

Подлежит возврату

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Методические указания

по выполнению лабораторных работ

для студентов, обучающихся

по специальности 220200

МОСКВА 2002

Составитель В.В. Баранюк

Редактор

Методические указания по выполнению первой и второй лабораторных работ по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" содержат определение целей и задач работ, указания по порядку их выполнения и защиты, сроки выполнения, общие требования к структуре и содержанию отчетов по работам, а также список литературы.

Методические указания предназначены для студентов пятого курса факультета "Кибернетика".

Печатаются по решению редакционно-издательского совета Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета).

Рецензенты: С.Б. Тарасов,

Т.Л. Мартынова

© Московский государственный

институт радиотехники,

электроники и автоматики

(технический университет), 2002



ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАДАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Выполнение всех лабораторных работ по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления" поручается группе студентов в составе до трех-четырех человек как коллективу разработчиков автоматизированной системы.

Состав группы студентов, вид автоматизируемой организации (фирмы, предприятия и др.), направление ее деятельности, а также распределение задач между студентами-исполнителями лабораторных работ, предлагаются студентами, согласовываются и утверждаются преподавателем-руководителем лабораторных работ. При этом предпочтение отдается, как правило, вариантам организаций и направлениям их деятельности, соответствующим предполагаемой работе студентов после окончания МГИРЭА.

Все лабораторные работы выполняются коллективно как единое целое. Каждый студент-исполнитель, согласовывая свои материалы с другими членами группы, лично выполняет свою часть работы, однако должен знать и быть готовым обосновать и отстоять содержание и выводы всех разделов лабораторных работ.

Задание на лабораторные работы выдается преподавателем-руководителем в начале 10 семестра.

2.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Цель и задачи лабораторной работы № 1

Основополагающим этапом при проведении работ, связанных с проектированием и созданием автоматизированных систем обработки информации и управления (далее — автоматизированных систем), является тщательное исследование объекта автоматизации. Целями работ, выполняемых на данном этапе, являются:

всестороннее обследование и детальное описание рассматриваемой организации и существующей системы управления;

анализ результатов обследования и выявление факторов, оказывающих влияние на качество реализации задач управления;

выработка рекомендаций по предварительным направлениям совершенствования системы управления обследуемой организации.

Указанный этап имеет первостепенное значение для всей последующей работы по автоматизации процессов управления. Результаты исследований, выполненных на этом этапе, позволяют объективно охарактеризовать и оценить состояние системы управления на момент изучения, сформулировать цели автоматизации, определить масштабы предстоящих работ, предварительно оценить затраты на модернизацию и др.

Обследование должно основываться на анализе назначения и основных принципов структурно-функционального построения рассматриваемой организации, относящихся к формам управления, распределения задач управления между функциональными подсистемами, порядка их взаимодействия, порядка обработки информации и т.д.

Целью первой лабораторной работы, выполняемой по дисциплине "Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления", является закрепление знаний студентов по одному из основных разделов курса, посвященному предпроектной стадии создания автоматизированных систем, и практическое их применение при решении следующих задач самостоятельной работы:

предварительный общий анализ организации, для которой создается автоматизированная система;

проведение обследования организации;

обоснование целесообразности создания автоматизированной системы.

Наши рекомендации