Оператор присваивания, процедуры ввода-вывода

С помощью оператора присваивания переменной или функции присваивается значение выражения. Для этого применяется знак «=», слева от которого записывается имя переменной или функции, а справа – выражение, значение которого вычисляется перед присваиванием. Структура оператора в С++ записывается в виде

<идентификатор> = <выражение>;

Допускается для идентификаторов использовать любой тип, за исключением файлового, причем тип идентификатора и тип выражения должны быть совместимы.

В выражениях могут использоваться математические (библиотека math.h), логические операции и операции отношения (табл. 5).

Таблица 5.

Обращение Выполняемая функция Тип
Аргумента Функции
abs(x) fabs(x) |Х| |Х| Целый вещественный Целый вещественный
sin(x) cos(x) log(x) exp(x) sqrt(x) atan (x) asin(x) acos(x) log10(x) pow(x,y) sin X cos X ln (X) ex оператор присваивания, процедуры ввода-вывода - student2.ru arctg X arcsin x arcos x lg x xy   Целый или вещественный   вещественный

В C++ предусмотрено использование таких математических констант как M_Pi=3.1415926535897932385, M_Pi_2,M_Pi_4 и M_E=2.7. Более сложные математические функции получаются путем комбинации базовых, которые перечислены выше.

При использовании стандартных функций ввода/вывода в выполняемой программе указывается библиотечный файл stdio.h. Вывод результатов (по формату) на экран осуществляется с помощью функции:

printf(“строка форматов”, [список выводимых аргументов]

Пример. printf (“Итого %d\n”, y);

При вызове printf() обязательно передается в качестве аргумента хотябы одна строка, например printf (“Введите число”);. Строка форматов состоит из символов, которые выводятся без изменения, и символов, задающих преобразование данных. Спецификации преобразования формата имеют вид:

% [флаг] [ширина] [.точность]символ формата

Пример. printf(“х=%+3.2f\n y=%5d\a”, x, y);

Флаг может принимать следующие значения, записанные в табл. 6.

Таблица 6.

Значения флага Описание
- Выравнивание по левому краю
+ Всегда выводить знак (+ или -)
Заполнять лишнее пространство нулями вместо пробелов
# Выводить 0 перед восьмеричными и 0х перед шестнадцатеричными константами

Ширина – это минимальный размер поля вывода. Точность – это число цифр после десятичной точки для вещественных переменных.

Управляющие символьные константы (табл. 7) или escape-символы применяются для представления символов и чисел, которые нельзя непосредственно ввести с клавиатуры. Еscape-последовательность начинается с косой черты \ и заключается в кавычки.

Таблица 7.

Символьная константа Описание
\n Переход на новую строку
\a Звуковой сигнал
\t Горизонтальная табуляция
\v Вертикальная табуляция
\b Возврат на символ
\r Возврат на начало строки

Символы формата определяют тип аргумента (табл. 8).

Символьная константа Описание
символ
%d целое десятичное число
%i целое десятичное число
десятичное число в виде х.хх е+хх
%f десятичное число с плавающей занятой хх.хххх
%g %f или %е, что короче
восьмеричное число
%s строка символов
шестнадцатеричное число 5a5f
указатель

Функция формализованного ввода scanf() предназначения для чтения данных из входного потока и интерпретации их в соответствии со строкой управления форматом.

scanf(“%строка форматов”, &имя переменной);

После преобразования данные записываются в область памяти определенными аргументами, которые следуют за строкой управления форматом. Каждый аргумент списка должен быть указателем на переменную, тип которой соответствует типу, указанному в строке управления форматов, т.е. перед именем аргумента должен указываться символ & (“взять адрес”).

Пример. scanf (“%d %f”, &x, &y);

Пример. Вычислить площадь треугольника по формуле Герона , если длины его сторон А, В и С вводятся с клавиатуры.

Алгоритм программы показан на рис. 1. Листинг программы на языке С++:

#include <stdio.h> // библиотека, содержащая описание

// операторов ввода/вывода

# include <conio.h> // библиотека, содержащая описание

// операторов для работы с экраном

# include <math.h> // библиотека, содержащая описание

//математических операторов

void main() // заголовок главной функции программы

{ int a, b, c; // описание целочисленных идентификаторов

float p, s; // описание вещественных идентификаторов

clrscr (); // процедура очистки экрана

printf(“Vvedite dliny storon a, b, c \n”); // вывод информационного

// сообщения

scanf (“%d%d%d”, &a,&b,&c); // ввод значений a, b и с

p=(a+b+c)/2; // вычисление полупериметра

s=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)); // вычисление площади

printf (“Ploshad S=%4.2f\n”, s); // вывод результата

getch(); // процедура задержки экрана,

// пока не нажата любая клавиша

}

В результате работы программы на экран выводится сообщение:

Ploshad S=……

оператор присваивания, процедуры ввода-вывода - student2.ru

Рис. 1.

Лабораторная работа 2

Наши рекомендации