По решению задач школьного курса математики.
Ф 27-019
Учреждение образования
“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета математики и информатики ___________________ ____________ _____________ _____ г. Регистрационный № УД- _____/р. |
ПРАКТИКУМ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ.
МОДУЛЬ І. ЧИСЛА И ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И БИНОМ НЬЮТОНА
Учебная программа для специальности:
(рабочий вариант)
1-31 03 01-02 Математика (научно-педагогическая деятельность)
Факультет математики и информатики
Кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики
Курс 3
Семестр 5
Лекции | Экзамен | |||
(количество часов) | (семестр) | |||
Практические (семинарские) занятия | Зачет | |||
(семестр) | ||||
(количество часов) | ||||
Лабораторные занятия | ||||
(количество часов) | ||||
Всего аудиторных часов по дисциплине | Форма получения высшего образования | дн | ||
(количество часов) |
Составила старший преподаватель Н.П.Хорощева, магистр педагогических наук
2010 г.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Практикум по решению задач школьного курса математики. Модуль I»для специальности
1-31 03 01-02 (Протокол № 9 от 23.05.2007)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики
26.06.2010 г., протокол №10
Заведующий кафедрой
____________________ А.А. Гринь
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии специальностей факультета математики и информатики
29.06.2010 г., протокол № 6
Председатель
_______________ Ю.Я. Романовский
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета математики и информатики
30.06.2010 г., протокол № 6
Учёный секретарь
_______________ __________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс – первый модуль практикума по решению задач, предлагающегося студентам специальности 1-31 01 01-02 – Математика в 5-9 семестрах.
Цель практикума – повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов. Практикум призван максимально содействовать восстановлению и развитию устойчивых навыков решения задач школьной математики, доведению их до уровня необходимого для квалифицированного преподавания математики в учреждениях среднего образования любого типа.
Прохождение практикума должно актуализировать знания, умения и навыки, приобретенные студентами в процессе изучения высшей математики, укрепить внутрипредметные связи, продемонстрировать преемственность различных разделов математической науки. Предполагается также, что курс будет способствовать созданию предметной основы для изучения методических дисциплин и прохождения педагогической практики.
Особенностью практикума является его опора на новые белорусские учебники математики, что позволит студентам познакомится с их научной, методической и дидактической системами, подготовит к использованию этих учебников в дальнейшем в преподавательской деятельности. Программа курса отражает и всё возрастающие запросы современной конкурсной математики.
Практикум конструируется согласно линейно-концентрическому принципу. Его дидактическая система имеет модульную структуру и предоставляет возможность включения в процесс обучения на различных этапах. Цельность дисциплины достигается согласованностью всех его модулей на основе единообразного подхода к их структуре и содержанию, а также методическим приемам, применяемым при обучении и контроле.
Практикум отличает содержательный, качественный характер предлагаемых задач и методов их решения. С учётом имеющегося у студентов математического факультета опыта, упор делается на их самостоятельную практическую работу под руководством преподавателя. В то же время, обучение дисциплине предполагает организацию систематизированного обобщающего повторения теоретического материала, главным образом – через решение целесообразно подобранных задач.
В процессе преподавания рекомендуется использовать разнообразные эвристические методики, аналитические и синтетические подходы. Структура содержания практикума позволяет реализовать принципы вариативного, дифференцированного, развивающего обучения, а также деятельностный подход. Наряду с традиционными формами и методами контроля предполагается применять и тестовые.
Программа практикума охватывает все основные вопросы современного школьного курса математики. Указанные в ней теоретические понятия и факты должны реализовываться в процессе преподавание через системы соответствующих задач. В модуле І представлены две темы – «Числа и числовые последовательности», «Элементы комбинаторики и бином Ньютона».
Задачи изучения модуля I:
- актуализация знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения высшей математики по темам числа и числовые последовательности, элементы комбинаторики и Бином Ньютона;
- укрепление внутрипредметных связей, демонстрация преемственности различных разделов математической науки;
- создание предметной основы для изучения методических дисциплин и прохождения педагогической практики.
Требования к уровню освоения дисциплины.
Студенты должны
знать:
– основные теоретические сведения по темам числа и числовые последовательности, элементы комбинаторики и Бином Ньютона;
Уметь:
– использовать теоретический материал для решения задач программного курса математики средней школы, конкурсных и олимпиадных задач, задач централизованного тестирования;
Требования к компетенциям
академическим:
– знание основных определений по темам числа и числовые последовательности, элементы комбинаторики и Бином Ньютона
социально-личностным:
– умение работать в команде при выполнении учебных задач;
– умение работать с учебной и научной литературой, проводить анализ прочитанного, резюмировать полученную информацию.
профессиональным:
– знание основных определений в соответствии с темами учебных программ школьного курса математики;
– умение применять теоретические знания при решении практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой) |
Числа и числовые последовательности. | Натуральные числа. Позиционная форма записи натурального числа. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Взаимно простые числа. Целые числа. Деление целых чисел с остатком. Линейные диофантовы уравнения. Нелинейные диофантовы уравнения. Приложения диофантовых уравнений. Решение неравенств в целых числах. Рациональные числа. Представление рациональных чисел в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Иррациональные числа. Представление иррациональных чисел в виде непериодических десятичных дробей. Доказательство иррациональности чисел. Незамкнутость множества иррациональных чисел относительно операций сложения, вычитания, умножения и деления. Действительные числа. Действительные числа как значения степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций. Преобразование и вычисление значений числовых выражений. Доказательство числовых неравенств. Сравнение чисел. Модуль действительного числа. Целая и дробная части числа. Решение уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком целой или дробной части. Числовые последовательности. Монотонные и немонотонные последовательности. Ограниченные и неограниченные последовательности. Рекуррентный способ задания последовательностей. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Суммирование конечных и бесконечных последовательностей. | |
2. | Элементы комбинаторики и бином Ньютона | Выборки из конечных множеств. Основные правила комбинаторики. Принцип Дирихле. Размещения с повторениями и без повторений. Перестановки. Сочетания. Бином Ньютона. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
№ | Название раздела,темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Мат. обесп. | Лите-ратура | Формы кантроля знаний | |||||||||
Лекцыи | Практич. | Лаборат. | Управ-ляемая сам.раб. | |||||||||||
Тестирование по математике за курс средней школы | Тест | |||||||||||||
Тестирование по теме “Числа и числовые последовательности” | ||||||||||||||
Натуральные числа. Позиционная форма записи натурального числа | ||||||||||||||
Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители | ||||||||||||||
Признаки делимости. Деление с остатком | ||||||||||||||
НОД и НОК. Алгоритм Евклида. Взаимно простые числа | ||||||||||||||
Целые числа. Деление целых чисел с остатком | ||||||||||||||
Линейные диофантовые уравнения. Нелинейные диофантовые уравнения | ||||||||||||||
Решение неравенств в целых числах | ||||||||||||||
Рациональные числа. Представление рациональных чисел в виде бесконечных периодических десятичных дробей | ||||||||||||||
Иррациональные числа. Доказательство иррациональности чисел | ||||||||||||||
Контрольная работа №1 | К.Р. | |||||||||||||
Действительные числа. Преобразование и вычисление значений угловых выражений .Сравнение действительных чисел | ||||||||||||||
Доказательство числовых неравенств | ||||||||||||||
Модуль действительного числа. Целая и дробная части числа. Решение уравнений | ||||||||||||||
Числовые последовательности. Монотонные и немонотонные последовательности. Ограниченные и неограниченные последовательности | ||||||||||||||
Арифметическая прогрессия и ее свойства | ||||||||||||||
Геометрическая прогрессия и ее свойства. Бесконечно убывающая геометрическая последовательность | ||||||||||||||
Суммирование конечных и бесконечных последовательностей | ||||||||||||||
Контрольная работа №2 | К.Р. | |||||||||||||
Выборка из множеств. Простейшие комбинаторные задачи | ||||||||||||||
Основные правила комбинаторики. Принципы Дирихле | ||||||||||||||
Размещение с повторениями и без повторений. Перестановки и сочетания | ||||||||||||||
Бином Ньютона | ||||||||||||||
Игры с числами | ||||||||||||||
Итоговое тестирование . | Тест | |||||||||||||
Анализ результатов тестирования. | ||||||||||||||
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ п/п | Перечень |
Основная литература | |
Рогановский Н.М., Рогановская Е.Н. Элементарная математика. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 580с. | |
Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением математики/ Ананченко К.О. и др. – Мн.: Народная асвета, 1997. – 525с. | |
Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением математики/ Ананченко К.О. и др. – Мн.: Народная асвета, 1995. – 447с. | |
Алгебра: Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением математики/ Ананченко К.О. и др. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 575с. | |
Алгебра: Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением математики / Ананченко К.О. и др. – Мн.: Народная асвета, 1997. – 375с. | |
Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие / Вавилов В.В. и др. – М.: Наука, 1987. – 432с. | |
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989. – 252с. | |
Сборник экзаменационных материалов по математике за курс средней школы / МО РБ; Авт.-сост.: Будников Е.Г., Казаков В.В., Шестаков Ю.Н. – 6-е изд., доп. – Минск: Нар. асвета, 2006. – 319с. | |
Дополнительная литература | |
Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / Цыпкин А.Г., Пинский А.И. – М.:Наука, 1984. – 416с. | |
Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов физико-математических специальностей педагогических институтов. – М., Просвещение, 1991. – 352с. | |
Базылев Д.Ф. Справочное пособие по решению задач: диофантовы уравнения. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 160с. | |
Задачи по математике. Начала анализа: Справочное пособие / Вавилов В.В. и др. – М.: Наука, 1990. – 608с. | |
Математика: Пособие для подготовки к экзамену и централизованному тестированию за курс средней школы / Азаров А.И. и др. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 396с. | |
Сборник задач по математике для поступающих во втузы / Егерев В.К. и др.; Под редакцией М.И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988. – 431с. | |
Сивашинский И.Х. Задачник по элементарной математике. – М.: Наука, 1966. – 512с. | |
Ваховский В.Б., Рывкин А.А. Задачи по элементарной математике повышенной трудности. – М.: Наука, 1971. – 360с. | |
Справочник по математике для средних учебных заведений / Цыпкин А.Г. – М.: Наука, 1984. – 480с. |
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
на ____ / _____ учебный год
№ п/п | Дополнения и изменения | Основание |
Заведующий кафедрой
__________________________ ______________ _______________________
(степень, звание) (И.О.Фамилия)
Ф 27-019
Учреждение образования
“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета математики и информатики ___________________ ____________ _____________ _____ г. Регистрационный № УД- _____/р. |
ПРАКТИКУМ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ.