Тема: Решение задач математической статистики.

Цели работы: познакомиться с основными понятиями математической статистики, научиться строить статистические ряды, полигоны и гистограммы, находить числовые характеристики выборки.

Краткое изложение темы.

Статистической совокупностью называют множество однородных предметов или явлений. Отдельные элементы, входящие в совокупность, называются членами статистической совокупности, а общее число членов совокупности — ее объемом.

Пусть у данной статистической совокупности изучается некоторый признак, который, вообще говоря, изменяется при переходе от одного члена статистической совокупности к другому. Изменение этого признака называют его вариацией, а значение признака у данного члена статистической совокупности — его вариантой.

Если произвести группировку вариант по отдельным значениям признака (дискретная группировка) или по интервалам изменения признака (интервальная группировка) и результат группировки представить рядом вариант или интервалов вариации, расположенных в порядке их возрастания, и рядом соответствующих частот, то получим вариационный ряд (соответственно дискретный или интервальный).

Под частотой значения признака или интервала понимают число членов совокупности с данной вариантой или соответственно число членов совокупности, варианты которых лежат в данном интервале.

Для наглядного представления статистического распределения пользуются графическим изображением вариационных рядов (полигоном, гистограммой).

Для построения полигона вариационного ряда на оси абсцисс прямоугольной системы координат откладывают интервалы значений признака (отдельные значения признака в случае дискретного распределения), в серединах интервалов восстанавливают перпендикуляры, длины которых пропорциональны соответствующим частотам, затем концы соседних перпендикуляров соединяют отрезками прямых, а концы крайних перпендикуляров соединяют с серединами соседних интервалов, частоты которых равны нулю. В результате получим замкнутую фигуру в виде многоугольника, называемую полигоном.

Для графического изображения интервального вариационного ряда пользуются гистограммой, построение которой осуществляется таким образом. На оси абсцисс откладывают интервалы значений признака, и на каждом из них, как на основании, строят прямоугольник с высотой, пропорциональной частоте интервала.

Мода – это наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду распределения. Для дискретных вариационных рядов мода определяется как значение признака с наибольшей частотой. В случае непрерывной вариации мода вычисляется по формуле

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru ,

где Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - модальный интервал, которому соответствует наибольшая частота Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - ширина интервалов вариационного ряда, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru и Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - частоты, находящиеся в соответствии с интервалами, предшествующими модальному и следующие за ним.

Медианой Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru называется значение признака, относительно которого статистическая совокупность делится на две равные по объему части.

Для дискретного вариационного ряда медиана определяется непосредственно на основании определения.

Если же распределение интервальное, то сначала находят так называемый медианный интервал Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , номер которого вычисляют из неравенств Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , где Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - накопленная частость в точке х.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru ,

где Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - ширина интервалов вариационного ряда, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - объем статистической совокупности, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - накопленная частота до s-го интервала, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru - частота s-го интервала.

Примеры выполнения заданий.

Пример 1. Построить дискретный вариационный ряд и начертить полигон для следующего распределения 45 пар мужской обуви, проданных магазином за день:

         

Решение:

Для построения вариационного ряда различные значения признака располагаем в порядке их возрастания и под каждым из этих значений записываем его частоту.

Полигон этого распределения изображен на рисунке.

 
  Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Пример 2. Наблюдения за толщиной (в мм) 50 слюдяных прокладок дали следующие результаты:

0,021 0,030 0,039 0,031 0,042 0,034 0,036 0,030 0,028 0,031
0,030 0,033 0,027 0,031 0,045 0,028 0,030 0,033 0,027 0,031
0,036 0,028 0,024 0,031 0,040 0,031 0,033 0,031 0,034 0,027
0,030 0,048 0,030 0,046 0,043 0,030 0,033 0,028 0,031 0,051
0,034 0,031 0,036 0,034 0,037 0,030 0,039 0,031 0,042 0,037

Построить по этим данным интервальный вариационный ряд с равными интервалами (первый интервал 0,020—0,024, второй—0,024—0,028 и т.д.) и начертить гистограмму.

Решение:

Для построения вариационного ряда составим таблицу, в первом столбце которой расположим в порядке возрастания интервалы, а во втором займемся подсчетом соответствующих частот:

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Гистограмма этого распределения изображена на рисунке.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Пример 3. Найти моду и медиану распределения:

Интервал 120-140 140-160 160-180 180-200 200-220 220-240 240-260 260-280
Частота

Решение:

Так как наибольшая частота Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru отвечает интервалу 180-200, то Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru =180, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru =19, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru =53 и

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

Для нахождения медианы строим кумулятивный ряд:

 
Интервал 120-140 140-160 160-180 180-200 200-220 220-240 240-260 260-280
Накопленная частота

Номер медианного интервала s определяется из неравенств

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

или, то же самое

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

В нашем случае Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru и Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru . Поэтому медианным интервалом является 200-220, а

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Ответ: Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

Задания для практической работы.

Вариант 1.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 1. Построить дискретный вариационный ряд и начертить полигон распределения 60 абитуриентов по числу баллов, полученных ими на приемных экзаменах:

20 19 22 24 21 18 23 17 20 16 15 23 21 24 21 18 23 21 19 20 24 21 20 18 17 22 20 16 22 18 20 17 17 19 20 20 21 18 22 23 21 25 22 20 19 21 24 23 21 19 22 21 19 20 23 22 25 21 21 25

Вычислить основные числовые характеристики выборки.

2. Наблюдения за процентом жира в молоке 50 коров дали такие результаты:

3,86 4,06 3,67 3,97 3,76 3,61 3,96 4,04 3,84 3,94

3,98 3,57 3,87 4,07 3,99 3,69 3,76 3,71 3,94 3,82

4,16 3,76 4,00 3,46 4,08 3,88 4,01 3,93 3,71 3,81

4,02 4,17 3,72 4,09 3,78 4,02 3,73 3,52 3,89 3,92

4,18 4,26 4,03 4,14 3,72 4,33 3,82 4,03 3,62 3,91

Построить по этим данным интервальный вариационный ряд с равными интервалами (первый интервал 3,45—3,55%, второй 3,55—3,65% и т. д.) и изобразить его графически.

Вычислить основные числовые характеристики выборки.

Вариант 2.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 1. Построить дискретный вариационный ряд и начертить полигон распределения 50 пар женской обуви, проданной в магазине за один день:

37 35 36 35 38 41 40 39 35 37 39 38 41 42 40 39 38 39 40 41 42 38 39 37 39 36 38 39 40 41 38 39 36 37 39 39 38 41 43 41 42 38 39 38 38 38 37 39 39 41

Вычислить основные числовые характеристики выборки.

2. Наблюдения за процентом жира в молоке 60 коров дали такие результаты:

3,86 4,06 3,67 3,97 3,76 3,61 3,96 4,04 3,84 3,94

3,98 3,57 3,87 4,07 3,99 3,69 3,76 3,71 3,94 3,82

4,16 3,76 4,00 3,46 4,08 3,88 4,01 3,93 3,71 3,81

4,02 4,17 3,72 4,09 3,78 4,02 3,73 3,52 3,89 3,92

4,18 4,26 4,03 4,14 3,72 4,33 3,82 4,03 3,62 3,91

3,86 4,06 3,67 3,97 3,76 4,02 3,73 3,52 3,89 3,92

Построить по этим данным интервальный вариационный ряд с равными интервалами (первый интервал 3,45—3,55%, второй 3,55—3,65% и т. д.) и изобразить его графически.

Вычислить основные числовые характеристики выборки.

Приложения.

Решение квадратного уравнения:

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Разложение квадратного трехчлена на множители:

1.Приравниваем к 0 - Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

2. Находим корни уравнения.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

3. Раскладываем на множители: Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

Формулы сокращенного умножения:

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Свойства логарифмов:

1. Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , где Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru и Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

2. Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , где Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

3. Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru .

4. Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Формулы дифференцирования основных функций.

1) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 6) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 11) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru
2) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 7) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 12) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru
3) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 8) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 13) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru
4) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 9) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru    
5) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru 10) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru    

Основные правила дифференцирования

Пусть С – постоянная, Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru , имеющие производные. Тогда:

1) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

2) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

3) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

4) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

5) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

6) Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Основные формулы интегрирования:

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Формула двойного угла:

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Значения тригонометрических функций некоторых углов.

Тема: Решение задач математической статистики. - student2.ru

Наши рекомендации