Виды и критерии оценки эффективности управления .

В современных условиях следует оценивать следующие виды эффективности управления :

- общественную (социально-экономическую) эффективность, которая учитывает и социально-экономические результаты управления для общества в целом, в том числе экономическую, экологическую и социальную эффективность, как непосредственные результаты и затраты организации, и "внешние" затраты и результаты в секторе экономики, экологические и социальные эффекты.

- коммерческую эффективность, которая учитывает финансовые результаты как для самой организации, так и для внешнего окружения, и определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности;

- бюджетную эффективность, которая отражает финансовые результаты деятельности организации с точки зрения доходов и расходов соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Для того чтобы осуществлялась эффективная деятельность, необходимо учитывать противоречивые интересы множества участников, заинтересованных в эффективной работе, но имеющих свое понимание, свои критерии и показатели для ее оценки, свой способ влияния (прямой или косвенный) на составляющие эффективности управления. Поэтому критерии эффективности управления постоянно меняются, отражая изменения в составе участников и их интересах.

Критерии оценки эффективности управления:

- действенность (effectiviness);

- экономичность (еfficiency);

- качество (quality);

- прибыльность (доходы/расходы) (profitability/benefitburden);

- производительность (productivity);

- качество трудовой жизни (qualityofworklife);

- нововведения (innovation).

Действенность - это степень достижения поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Измерение действенности (объективно в явном виде, либо субъективно в неявном) направлено на оценку как отдельного работника, так и более высоких уровней (единиц) анализа в организации. Наиболее распространенный метод измерения расчет индексов действенности, показывающих степень активности в одном периоде по сравнению с другим.

Экономичность - это степень использования необходимых ресурсов. Ее можно выразить отношением ресурсов, подлежащих потреблению для достижения определенных целей, к ресурсам, фактически потребленным. Величина, стоящая в числителе, находит отражение в сметах, нормативах, оценках, прогнозах, проектировках и т.п. Фактическое потребление ресурсов определяется по данным бухгалтерского учета, отчетности, оценок и т.д. В отечественной практике управления экономичность как метод измерения и оценки организации в отношении затрат был наиболее распространен.

Качество - это степень соответствия управления требованиям спецификаций и ожиданиям. Традиционные определения качества включают соответствие спецификациям и своевременность выполнения работ (в сроки и в то время, которое удобно для потребителей). Методы измерения качества, направленные на оценку конкретных свойств продукта (услуги), могут быть как технико-экономическими (методы квалиметрического оценивания), так и социально-психологическими (удовлетворенность потребителей).

Прибыльность - это соотношение между валовыми доходами (или сметой) и суммарными издержками (или фактическими расходами). Методы ее измерения различны. Традиционные финансовые измерители эффективности именуют операционными или финансовыми коэффициентами. Полученные финансовые коэффициенты используют для измерения финансового состояния организации. Конкретными показателями прибыльности являются : уровень прибыли, определенный по объему продаж; отношение прибыли к совокупным активам; отношение прибыли к собственному капиталу.

Производительность - это соотношение количества продукции и количества затрат труда на выпуск соответствующей продукции (если разложить приведенное определение, то можно увидеть, что в его числителе содержится элемент действенности, а в знаменателе присутствует элемент экономичности). Она может определяться путем деления объемных показателей продукции, услуг, удовлетворяющих требованиям качества на фактически потребленные ресурсы. Методы измерения данного критерия широко применимы и известны в отечественной практике управления.

Качество трудовой жизни - это престижность работы, чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работников, включая управленческий персонал. Методы измерения направлены на определение степени соответствия личных представлений работников о социально-психологических условиях в трудовом коллективе с фактическим состоянием условий труда и быта.

В управлении организацией следует учитывать принцип взаимосвязи экономической и социальной составляющих: чем более развита экономическая сфера, тем эффективнее работает социальная система. Основываясь на рыночных тенденциях в процессе управления, необходимо учитывать, что повышение трудовой активности работников достигается мотивацией на такие общечеловеческие ценности, как признание работников основным ресурсом организации, повышение качества жизни, учет социокультурных традиций, удовлетворенность трудом, справедливое вознаграждение, здоровый образ жизни.

Цели и траектория экономической эффективности управления отражаются в производительности труда. Отличительной чертой эффективного управления является трудовая активность, которая достигается посредством мотивации, служащей связующим звеном между влиянием факторов, системы ценностей и эффективностью управления организацией. Совокупность выявленных социально-экономических факторов: заработная плата, безработица, увольнение и абсентизм, образование и квалификация, условия труда и быта - характеризуется значимостью, нормативностью, активностью и интенсивностью. Это значит, что данные факторы соотносятся с понятием ценности и приобретают форму отношения между организацией и работниками. В зависимости от степени удовлетворения потребности в процессе мотивации труда факторы переходят в категорию ценностей организации.

Виды и критерии оценки эффективности управления . - student2.ru

Используя предложенную схему функционального представления об объекте исследования, можно сказать, что эффективность управления как процесс имеет функции, подфункции, в котором социально-экономические факторы представляют собой процедуры, состоящие из множества операций.

Операции в процессе эффективного управления включают конкретные действия, направленные на достижения ценностного уровня в динамике социально-экономических факторов.

Достижение эффективного уровня заработной платы предполагает: форму, систему, размер заработной платы; тарифные ставки, должностные оклады, доплаты, надбавки, премирование, вознаграждения, гонорары, льготы и компенсации, стипендии, участие в акционерном капитале, выплаты социального характера (оплата медицинских услуг, оплата санаторных и туристических путевок, возмещение расходов за пребывание детей в детских садах и яслях, оплата проезда к месту работы, ссуды на строительство жилья и т.д.).

Эффективное управление организацией предполагает существование оптимального уровня безработицы, стимулирующего трудовую активность работников организации, способствующего обновлению кадров. Организация может влиять на уровень безработицы посредством сокращения работников или созданием дополнительных рабочих мест.

Действия, направленные на снижение увольнения и абсентизма, предполагают укрепление трудовой дисциплины, вознаграждения за отсутствие пропусков рабочих дней, наличие характеристики с предыдущего места работы, учет простоев оборудования, беседы с работниками и др.

Достаточный уровень образования и квалификации достигается определением потребности в кадрах, организацией системы обучения, переобучения, повышения квалификации кадров, созданием учебных центров, колледжей на предприятии, применением квалификационных требований к должностям, повышением тарифных разрядов по итогам повышения квалификации.

Для улучшения условий труда и быта необходимо технико-технологическое перевооружение производственного процесса, соблюдение норм техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, использование нормирования труда, чередование режима труда и отдыха, наличие бытовых помещений, выдача фирменной одежды, разработка фирменного стиля, создание системы питания, организация центров здоровья и досуга, комнат психологической разгрузки, ведение подсобного хозяйства, организация летнего оздоровительного отдыха работников и членов их семей, страхование работников предприятия и др.

Повышение социальной ответственности работников и руководителей организации достигается распределением ответственности, созданием центров ответственности, принятием кодекса социальной ответственности, проведением мероприятий для ветеранов, женщин, молодежи.

Перечисленные процедуры достижения эффективного уровня заработной платы, оптимального уровня безработицы, снижения уровня увольнения и абсентизма, достижения достаточного уровня образования и квалификации, улучшения условий труда, быта и повышения социальной ответственности работников и руководителей организации разрабатываются в программах, моделях и прогнозах.

Особенностью социально-экономического развития предприятий в рыночных отношениях является разработка и реализация социальных программ экономического роста. Представляется, что эти программы должны быть направлены на анализ социально-экономических результатов и определение соответствующих стратегических направлений роста эффективности управления. К таким программам следует отнести: совершенствование оплаты труда, развитие техники и технологии, совершенствование работ по обеспечению основными и вспомогательными материалами, эффективное использование теплоэнергоресурсов, создание службы качества, совершенствование системы управления, повышение производительности труда за счет проведения организационных мероприятий, проведение ремонтно-строительных работ, развитие маркетинговой деятельности, развитие корпоративной культуры, переобучение работников, охрана здоровья, социальное и медицинское страхование.

Наши рекомендации