Горизонтирование главной оси гироскопа должно продолжаться не менее 10 мин.

4. Через 10 мин после погасания табло "Пуск" без ускоренного приведения, переключатель 1SA1 “Подготовка – Работа” устанавливается в положение "Работа'1. В этот момент гаснут табло "Подготовка" приборов ВГ-1Б и ВГ-ЗВ. загораются табло "Гирокомпас" этих приборов, заго­рается табло "Обогрев" прибора ВГ-1Б. Схема начинает функциони­ровать в режиме гирокомпаса.

В режиме гирокомпаса нужно выполнить следующие действия:

  1. Совершая затухающие колебания через некоторое время гирокомпас окончательно устанавливается в меридиане. Это время в основном зависит от величины отклонения гирокомпаса от меридиана в момент перевода схемы в режим "Работа". Если это отклонение не превышает 3х! то ГК будет полностью готов к навигационному использованию примерно через 60 мин, а если не превышает I*1— то сразу после переключения в режим ГК. то есть через 30 мин после включения питания. Время готовности увеличится, если прибор после погасания табло "Пуск" или после окончания ускоренного приведения в меридиан не был выдержан в режиме "Подготовка" в течение 10 мин.
  1. В приборе с правильно подобранным фактором затухания (f > 3) гироблок в режиме ГК должен автоматически устанавливаться в мериди­ан за 6 ч при любом начальном отклонении. После прихода гирокомпаса в меридиан тумблером 2 (6S1) включают интегратор (рис. 7б), а выключателем 3 (3SH2) сельсин 4 (3ВС2) штурманского пульта (рис. 6).
  1. Производится согласование всех сельсинов-приемников гиро­компаса с датчиком курса 1 (3ВС1) в штурманском пульте ВГ-ЗВ. Согла­сование пеленгаторных репитеров и репитера в пульте управления авторулевого производят срочностью ±0,1о.
  1. Проверяют точность согласования записи курса курсовым пером курсографа. Слегка смещая курсовое перо влево и предоставляя ему возможность под действием пружины вернуться обратно, проверяют исправность этого механизма и наносят отметку времени на курсограмме. От отметки времени делают сноску, рядом с которой указывают: судовое время с точностью до минуты, дату, месяц, год. порт и режим функционирования (гирокомпас или гироазимут)
  1. Для определения зоны нечувствительности гирокомпаса необ­ходимо взять 3—4 компасных пеленга с интервалом 30 мин. Максимальная разность между любой парой пеленгов будет определять вели­чину зоны нечувствительности. Она не должна превышать 0.5о. После установления зоны нечувствительности определяют по­правку гирокомпаса.


  1. В режиме ГК гироблок автоматически приходит в меридиан как на неподвижном, так и на движущемся судне. Поэтому, при необходи­мости, можно выходить в море сразу после включения режима "Рабо­та", не дожидаясь окончательного прихода гироблок а в меридиан. В этом случае в течение часа не следует включать интегратор, а к пока­заниям ГК нужно относиться критически.

Включение гирокомпаса в море или при стоянке судна на открытом рейде. Включение компаса при стоянке на якоре на открытом рейде или в море имеет особенность, обусловленную возможными рысканием и качкой судна. Могут появляться утлы рассогласования гиросферы. которая будет уже под питанием, и гироблока, на системы стабилиза­ции которого питание еще не подано. Это может привести к нарушению регулировки чувствительного элемента. Во избежание появления зна­чительных углов рассогласования рекомендуется производить пуск ги­рокомпаса в следующем порядке:

1. После подачи на гирокомпас питания от судовой сети нажать кнопку "Пуск" в приборе ВГ-ЗВ. Убедиться в том. что в приборе ВГ-1 Б загорелись табло "Пуск" и "Подготовка", а на приборе ВГ-2Б — "Аг­регат", "Система", "50 Гц 1 10 В".

2. Убедиться, что загорелось табло "Подготовка" в приборе ВГ-ЗВ.

3. Проверить напряжение в фазах питания гироблока; оно должно составлять 40 ± 4 В.

4. Подключить тестер к гнездам XS5 и XS6 прибора ВГ-2Б.

5. 11римерно через 15 мин после включения питания снять колпак с основною прибора. С момента появления тока в третьей фазе до момента погасания табло "Пуск", прилагая небольшое усилие к вертикальному кардамону кольцу, поддерживать гироблок в неизменном по отношению к горизонту положении, не допуская резких завалов гироблока.'

6. После погасания табло "Пуск" колпак закрыть и далее посту­пать в соответствии с изложенными ранее правилами.

Примечание. При случайном выключении прибери в море, например, из-за перерыва в подаче судового питания, компас необходимо быстро включишь. Для этого переключатель режимов работы в приборе ВГ-1Б установить в положение "Подготовки" и кнопкой "Пуск" прибора ВГ-2А подашь на схему питание. В дальней­шем следует поступать в соответствии с приведенными ранее правилами.

27 Пуск г/к "Вега-М". Контроль за приходом гирокомпаса в

Меридиан.

Включение гирокомпаса может быть штатным, когда судно не подвержено качке, или неординарным, характерным для стоянки судна на якоре на открытом рейде при наличии волнения или если имело место обесточивание судна на время, превышающее 5 с.

Включение гирокомпаса производят в соответствии с приведенными ниже правилами. Если в процессе запуска прибора не сработало в положенное время какое-либо сигнальное табло, или была обнаружена какая-либо неисправность, то дальнейшие действия по включению гирокомпаса следует прекратить до устранения неисправности. Поэтому судовой специалист должен находиться в гиропосту с момента включения

питания до момента перевода схемы в рабочий режим, контролируя процесс запуска гирокомпаса и показания всех сигнальных индикаторов.

Штатное включение гирокомпаса производят в следующем порядке:

Судовыми пакетными переключателями на распределительном щите подают напряжение судовой сети 3~50 Гц, 380 (220) В и -50 Гц 110 В. При этом должны сработать ревун 13 и засветиться красные табло 2 "Неисправность" прибора ВГ-ЗВ (рис.5) и 3 "Откл. питания" прибора ВГ-6 (рис. 7).

Если это не произошло, необходимо снять напряжение судовой сети и обратиться к граф-схемам неисправностей, имеющимся в техническом описании гирокомпаса.

A. Этап форсированного прогрева гироблока.

Нажатием кнопки "Пуск" прибора ВГ-2Б подают питание 127 В 50
Гц на магнитный пускатель ПМТ. Агрегат АМГ-212 начинает
вырабатывать напряжение 3~50 Гц 120 В. При этом должны
загореться табло белого цвета 11 и 10 "Пуск" и "Подготовка"
прибора ВГ-1Б (рис.2); табло зеленого цвета 2 "Агрегат", "50 Гц
НО В" и 9 "Система" прибора ВГ-2Б; белое табло 4 "Подготовка"
прибора ВГ-ЗВ. Табло 3 "Откл. питания" прибора ВГ-6 и 2
"Неисправность" прибора ВГ-ЗВ должны погаснуть. Работа ревуна
13 прекращается.

Замеряют напряжение в фазах питания гироблока с помощью
переключателя 3 "Контроль" прибора ВГ-2Б. На вольтметре этого
прибора должно быть напряжение 40±2В (рис. 4а).

Проверяют наличие питания в усилителях приборов ВГ-ЗВ и ВГ-6,
в блоке питания прибора ВГ-6, в блоке стабилизатора частоты
прибора 23К. Светодиоды этих устройств должны гореть.

Не позднее чем через 15 мин корпус гироблока нагревается до температуры 73°С, при которой срабатывает пусковое термореле 1ВК1. В этот момент заканчивается этап форсированного прогрева гироблока. Система термостабилизации переходит в рабочий режим, а на гироблок поступают вторая и третья фазы.

Б. Этап разгона гироскопа.

Через 5-7 мин гироскоп набирает необходимое число оборотов. Срабатывает реле времени 2КТ, установленное на этот же интервал времени. При срабатывании контактов этого реле табло "Пуск" гаснет и происходит включение систем стабилизации гироблока. На этом завершается этап разгона гироскопа, который автоматически переходит в этап горизонтирования гироблока.

B. На этапе горизонтирования выполняют следующие операции:
1. В момент включения систем стабилизации наблюдается

характерный рывок шкалы курса основного прибора.

Производится оценка величины отклонения гироблока от
меридиана; если отклонение не превышает 3 , то ускоренное
приведение в меридиан производить не следует.

Горизонтирование главной оси гироскопа должно продолжаться
не менее 10 мин.

Через 10 мин после погасания табло "Пуск" без ускоренного
приведения переключатель "Подготовка-Работа" устанавливают в
положение "Работа". В этот момент гаснут табло "Подготовка"
приборов ВГ-1Б и ВГ-ЗВ, загораются табло "Гирокомпас" этих
приборов, загорается табло "Обогрев" ВГ-1Б. Схема начинает
функционировать в режиме гирокомпаса.

Г. При работе прибора в режиме гирокомпаса нужно выполнять следующие действия:

Через некоторое время гирокомпас. Совершая затухающие
колебания окончательно устанавливается в меридиан. Это врремя
в основном зависит от величины отклонения гирокомпаса от
меридиана в момент перевода схемы в режим "Работа". Если это
отклонение не превышает 3° то ГК будет полностью готов к
навигационному использованию примерно через 60 мин, а если не
превышает 1° - то сразу после переключения в режим ГК, то есть
через 30 мин после погасания табло "Пуск" или после окончания
ускоренного приведения в меридиан не был выдержан в режиме
"Подготовка" в течение 10 мин.

В приборе с правильно подобранным фактором затухания ( f >3)
гироблок в режиме ГК должен автоматически устанавливаться в
меридиан за 6 ч при любом начальном отклонении. (рис.7б).

Производится согласование всех сельсинов-приемников
гирокомпаса с датчиком курса 1 (ЗВС1) в штурманском пульте
ВГ-ЗВ. Согласование пеленгаторных репитеров и репитера в
пульте управления авторулевого производят с точностью ±0,1°. В
приборе ВГ-6 включают интегратор и записывают показания.

Проверяют точность согласования записи курса курсовым пером
курсографа. Слегка смещая курсовое перо влево и представляя
ему возможность под действием пружины вернуться обратно,
проверяют исправность этого механизма и наносят отметку
времени на курсограмме. От отметки времени делают сноску,
рядом с которой указывают: судовое время с точностью до
минуты, дату, месяц, год, порт и режим функционирования
(гирокомпас или гироазимут).

Для определения зоны нечувствительности гирокомпаса
необходимо взять 3-4 компасных пеленга с интервалом 30 мин.
Максимальная разность между любой парой пеленгов будет
определять величину зоны нечувствительности. Она не должнапревышать 0,5 . После установления зоны нечувствительности определяют поправку гирокомпаса.

6. В режиме ГК гироблок автоматически приходит в меридиан как на неподвижном, так и на движущемся судне. Поэтому, при необходимости, можно выходить в море сразу после включения режима "Работа", не дожидаясь окончательного прихода гироблока в меридиан. В этом случае в течение часа не следует включать интегратор, а к показаниям ГК нужно относиться критически.

Включение гирокомпаса в море или при стоянке судна на открытом рейде. Включение компаса при стоянке на якоре на открытом рейде или в море имеет особенность, обусловленную возможными рысканием и качкой судна. Могут появляться углы рассогласования гиросферы, которая будет уже под питанием, и гироблока, на системы стабилизации которого питание еще не подано. Это может привести к нарушению регулировки чувствительного элемента. Во избежание появления значительных углов рассогласования рекомендуется производить пуск гирокомпаса в следующем порядке:

После подачи на гирокомпас питания от судовой сети нажать
кнопку "Пуск" в приборе ВГ-ЗВ. Убедиться в том. что в приборе
ВГ-1Б загорелись табло "Пуск" и "Подготовка", а на приборе ВГ-
2Б - "Агрегат", "Система", "50 Гц 110 В".

Убедиться, что загорелось табло "Подготовка" в приборе ВГ-ЗВ.

Проверить напряжение в фазах питания гироблока; оно должно
составлять 40±4 В.

Примерно через 15 мин после включения питания снять колпак с
основного прибора. С момента появления тока в третьей фазе до
момента погасания табло "Пуск", прилагая небольшое усилие к
вертикальному карданову кольцу, поддерживать гироблок в
неизвестном по отношению к горизонту положении, не допуская
резких завалов гироблока.

После погасания табло "Пуск" колпак закрыть и далее поступать в
соответствии с изложенными ранее правилами.

Примечание. При случайном выключении прибора в море, например, из-за перерыва в подаче судового питания, компас необходимо быстро включить. Для этого следует переключатель режимов работы в приборе ВГ-1Б установить в положение "Подготовка" и кнопкой "Пуск" прибора ВГ-2А подать на схему питание. В дальнейшем следует поступать в соответствии с приведенными ранее правилами.

28. Ускоренное приведение гирокомпаса "Вега-М" в меридиан.

Ускоренное приведение гирокомпаса в меридиан осущесгвляется на этапе
горизонгирования чувствигельного элемента. Через 20-22 мин. после
включения прибора гороскоп набирает необходимое число оборотов и
гаснет табло "Пуск" и можно приступать к ускоренному приведению
гирокомпаса в меридиан.

Сначала производится оценка величины отклонения гирокомпаса от
меридиана.

Если отклонение более 3°, приведение гироблока в меридиан обязательно. Для этого определяют истинный курс судна и рукоятку "Скорость приведения " 1 прибора ВГ-1Б (рис.1) поворачивают в нужную сторону от среднего положения на такой угол, при котором движение шкалы курса прибора ВГ-1Б будет происходить со скоростью 5 /с.; при этом процесс горизонтирования гироблока прекращается. По достижении желаемого значения курса рукоятку возвращают в исходное положение. На этом процесс приведение гироблока заканчивается, а горизонтирование возобновляется.

Горизонтирование главной оси гироскопа должно продолжаться не менее
10 мин. Если ускоренное приведение не производится, все равно должен
быть этап горизонтирования. Поэтому и в этом случае в течение 10 мин
сохраняют режим работы "Подготовка".

Через 10 мин после завершения ускоренного приведения, переключатель 3
"Подготовка - Работа устанавливают в положение "Работа". В этот
момент гаснут табло "Подготовка" приборов ВГ-1Б и ВГ-ЗВ, загораются
табло "Гирокомпас" этих приборов, загорается табло "Обогрев" прибора
ВГ-1Б. Схема начинает функционировать в режиме гирокомпаса.

5. Теперь в соответствии с требованиями ИМО определяется зона нечувствительности гирокомпаса и поправка гирокомпаса.

При случайном выключении прибора в море, например, из-за перерыва в подаче судового питания, компас необходимо быстро включить. Для этого следует переключатель режимов работы в приборе ВГ-1Б установить в положение "Подготовка" и кнопкой "Пуск" прибора ВГ-2А подать на схему питание.

После погасания табло "Пуск" в приборе ВГ-1Б можно приступить, если это необходимо, к ускоренному приведению гирокомпаса в меридиан согласно изложенным выше рекомендациям.

29. Выключение гирокомпаса "Вега-М

При подходе к месту приема лоцмана переключатель "Выкл.двиг. ИК" интегратора сигнального прибора ВГ-6 устанавливают в положение "Выключено".

Штатное выключение прибора предусматривает выполнение следующих операций:

На мостике, после окончания швартовки судна, на курсограмме
делают отметку времени. У сноске этой отметки регистрируют
дату, год, название порта. После этого тумблер "Приемник"
прибора 23К устанавливают в положение "Выключено". Затем
берут и записывают пеленг отдельного ориентира. Пеленгаторы
снимают и убирают. Пелорусы с репитерами зачехляют. Тумблер
"Следящая система" в приборе ВГ-ЗВ устанавливают в положение
"Отключено".

В гиропосту переключатель "Подготовка-Работа" основного
прибора устанавливают в положение "Подготовка". В приборах
ВГ-1Б и ВГ-ЗВ гаснут табло "Гирокомпас". Гаснет табло "Обогрев"
в приборе ВГ-1Б. В приборе ВГ-ЗВ зажигается табло "Подготовка",
а в приборе ВГ-1Б - табло "Пуск" и "Подготовка".

Затем в приборе ВГ-2Б следует нажать кнопку "Стоп" и удерживать ее в таком положении не менее 5 с, пока не начнет работать ревун. Тогда же загорятся табло "Неисправность" и "Откл.питания" приборов ВГ-ЗБ и ВГ-6. В приборах ВГ-1, ВГ-2Б и ВГ-ЗВ погаснут табло "Пуск" и "Подготовка", "Агрегат" и "Система", а также "НОВ 50 Гц" и "Подготовка" соответственно.

Затем судовыми пакетниками на распределительном щите снимают питание судовой сети с гирокомпаса. При этом перестает работать ревун. Гаснут табло "Откл.питание" и "Неисправность". Через 15 мин гироскоп останавливается.

После остановки гирокомпаса в формуляр записывают показания счетчика 2РТ прибора 8Г-2Б и показания шкал интегратора в приборе ВГ-6. Устраняют замеченные при работе прибора неисправности и подготавливают его к следующему ПУСКУ.

Выключение гирокомпаса в море. При сильном волнении следует избегать выключения гирокомпаса. Дело в том что при отключении питания система стабилизации гироблока мгновенно обесточивается и перестает функционировать, а гироскоп продолжает вращаться еще около 15 мин. В этих условиях вследствие механического воздействия корпуса гироблока на гироскоп может произойти нарушение балансировки гироблока.

Поэтому нештатное выключение гирокомпаса в море и последующее арретирование гироблока нужно выполнять следующим образом:

Установить переключатель "Подготовка-Работа" прибора ВГ-1Б в
положение "Подготовка". Нажав кнопку "Стоп" обесточить
гирокомпас.

Снять колпак прибора ВГ-1 А. Установочное кольцо с гироблоком
следует до полной остановки гироскопа вручную удерживать в
горизонтальном положении.

Арретирование гироблока производят следующим образом.
Сначала устанавливают штифт 1 (рис.2), затем ввинчивают стойки 2 с закрепленными на них втулками 4. Подняв обе втулки и прижав их снизу к горизонтальному карданову кольцу 3, завинчивают стопорные винты 5 и устанавливают на место колпак. 4. На распределительном щите снимают питание с гирокомпаса. Аналогичным образом, когда это необходимо по техническим причинам, производят выключение гирокомпаса после постановки судна на якорь при выполнении на открытых рейдах.

30. Режим гироазимута г/к "Вега-М", его особенности и рекомендации по применению.

Гирокомпас "Вега-М" имеет два режима работы.

Основной режим – это режим корректируемого гирокомпаса. В этом режиме главная ось чувствительного элемента на ходу судна ориентирована вдоль полуденной линии N-S и, следовательно, располагается как в плоскости истинного меридиана, так и в плоскости истинного горизонта. Поэтому в основном режиме по показаниям гирокомпаса определяют истинный курс судна.

Запасной режим работы прибора – это режим гироазимута. В этом случае ось чувствительного элемента располагается в плоскости истинного горизонта и сохраняет то азимутальное направление, которое имела в момент перевода прибора из режима гирокомпаса в режим гироазимута. Поскольку в режиме гироазимута, в отличие от режима гирокомпаса, прибор не обладает свойством избирательности ни по отношению к плоскости меридиана, ни по отношению к какому-либо другому азимутальному направлению, инструментальные погрешности изготовления прибора вызывают "дрейф" гироскопа и с течением времени точность гироазимута понижается.

К инструментальным относятся погрешности, возникающие из-за неточностей при изготовлении прибора, из-за ухудшения его технического состояния в процессе транспортировке, хранения и эксплуатации.

Дрейф гироскопа может быть вызван и погрешностями входной информации, которые возникают при неточном вводе в гирокомпас данных о широте и скорости судна.

Для повышения точности гироазимута необходимо обеспечивать своевременный ввод точной информации о скорости судна и широте места и принимать специальные меры при эксплуатации гироазимута в судовых условиях.

Поэтому в обязанности вахтенного помощника, касающиеся применения гироазимута с навигационными целями, входят следующие положения:

1. Перед переводом гирокомпаса на режим гироазимута следует проконтролировать с помощью сигнального вольтметра 1 (3РY1) штурманского пульта (рис.5) значение скорости, которая вводится в систему гирокомпаса от лага. Она должна быть возможно ближе по значению к истинной.

2. Установить с помощью ручки 10 на шкале 11 штурманского пульта (рис.5) действительное значение широты.

3. Для перевода прибора с режима гирокомпас на режим гироазимута следует изменить положение рукоятки 12, установив ее в положение "Гироазимут". В этот момент времени погаснут табло "Гирокомпас" в приборах ВГ-1Б и ВГ-3В, а вместо их зажгутся табло "Гироазимут".

4. На курсограмме делается отметка времени, а сноска с отметки должна иметь запись времени (Тс) и указание нового режима работы прибора – "Гироазимут".

5. В этот же момент времени производится сличение показаний магнитного компаса и гироазимута.

В журнале регистрируется факт перехода на режим "Гироазимута" и приводится значение поправок гироазимута и магнитного компаса на момент перехода на новый режим.

6. Ежечастно производится сличение магнитного компаса с показаниями гироазимута. Желательно каждую вахту определять поправку гирокомпаса.

7. Переход на режим гироазимута не препятствует плаванию с применением авторулевого.

8. При длительном плавании по гироазимуту, когда погрешность его показаний может достигать 100 и более рекомендуется временно перейти на ручное управление судном по магнитному компасу, а гироазимут привести в меридиан. Для этого достаточно:

- перевести гирокомпас с режима "Гироазимут" на режим "Подготовка";

- после погасания табло "Пуск" произвести ускорение приведения гирокомпаса в меридиан; через 10 минут перевести прибор вновь на режим "Гироазимут".

9. При переходе с режима "Гироазимут" на режим "Гирокомпас" следует поступать так же и в случае возвращения на режим "Гироазимут".

10. При появлении в схеме прибора такой неисправности, когда он не может использоваться в режиме гирокомпаса, возможен вариант использования прибора в режиме гироазимута в течение неограниченного времени, если ежевахтенно будет производиться "приведение" показаний гироазимута к компасному курсу по магнитному компасу. В этом варианте будет обеспечиваться автоматическое управление курсом судна по магнитному компасу с использованием авторулевого, так как показания магнитного компаса и гироазимута с точностью до собственных колебаний магнитного компаса будут согласованы.

Гирокомпас "Вега-М" имеет два варианта комплектации.

Если в состав комплекта приборов входит штурманский пульт ВГ- 3Б, то этот гирокомпас используется в широтах 0-850 в режиме гирокомпаса, а в широтах 85-900 – в режиме гироазимута.

Если в состав гирокомпаса входит штурманский пульт ВГ-3В, то этот комплект приборов используют для навигационных целей в диапазоне широт от 0 до 800 N(S) в режиме гирокомпаса.

Режим гироазимута применяют при стоянках судна в порту для определения азимутального дрейфа гироблока и его компенсации.

Наши рекомендации