Организации управления силами РСЧС и ГО
В трудах видных теоретиков, на заре создания теории организация управления определялась как: определение местоположения и порядка перемещения в ходе действий, создание системы наблюдательных пунктов руководителей, установление устойчивой связи с подчиненными, вышестоящим руководством и соседями и др.
Видный теоретик Г.С. Иссерсон в труде «Эволюция оперативного искусства» писал: «Управление заключается, прежде всего, в ее организации. Само управление как искусство управления становится в современных условиях, прежде всего, организаторским искусством – умением правильно рассчитать, четко организовать и твердо направить.
Штаб сил должен быть четким и гибким аппаратом управления…
Внутри штаба должна быть налажена уверенная, слаженная работа, с четким разделением труда. Это касается не только работы внутри данного штаба, но и его взаимной работы, как со специальными штабами, так и со штабами младших сил. В силу этого в области штабной работы, то есть в области оперативной, связи, разведки, внутреннего распорядка, дежурств и пр., должна быть проведена строгая соподчиненность и ответственность штабов».
Управление организуется и осуществляется на основе решения руководителя. Руководитель несет личную ответственность за принимаемые решения, применение подчиненных сил РСЧС и ГО и выполнение поставленных им задач. Управление он осуществляет лично, через штаб, а также своих заместителей, начальников управлений, отделов и служб в соответствии с приказами, директивами, указаниями вышестоящих начальников, штабов и принятыми решениями.
Для обеспечения эффективного функционирования системы управления силами РСЧС и ГО необходимо:
приведение ее в соответствие предъявляемым к управлению требованиям;
постоянное поддержание количественно-качественных показателей ее функционирования в оптимальных пределах в ходе ведения спасательной операции (выполнения поставленной задачи).
Организация управления заключается в целенаправленной деятельности руководителей, штабов и других органов управления по:
– созданию (развертыванию) системы управления;
– обеспечению устойчивого, непрерывного функционирования и живучести системы управления;
– поддержанию системы управления в постоянной готовности;
– упорядочению работы органов управления при подготовке и в ходе спасательной операции.
Создание (развертывание) системы управления заключается во внесении изменений в структуру управления в соответствии с целями и задачами управления, развертывании на местности в соответствии с планом спасательной операции системы связи, средств автоматизированного управления и пунктов управления, занятие их оперативным составом органов управления с документами по управлению силами РСЧС и ГО.
При внесении изменений в структуру управления в соответствии с целями и задачами управления:
· распределяется (перераспределяется) оперативный состав органов управления по рабочим и оперативным группам, пунктам управления в соответствии с объемом решаемых задач и функциями управления;
· уточняются задачи, функции, права и ответственность структурных подразделений и вновь созданных в соответствии с задачами управления органов управления;
· уточняются режимы работы в соответствии с введенной степенью готовности и условиями обстановки;
· ограничивается круг должностных лиц, привлекаемых к разработке документов.
При развертывании системы управления в соответствии с планом:
· приводятся в готовность органы управления;
· развертываются и занимаются оперативным составом с документами по управлению пункты управления;
· наращивается емкость стационарной сети связи, развертываются полевые узлы и линии связи;
· осуществляются мероприятия по подготовке к работе систем и средств автоматизации управления силами РСЧС и ГО;
· организуются защита и охрана пунктов управления, элементов системы.
Готовность системы управления определяется:
· развертыванием пунктов управления в запланированных районах и занятием их оперативным составом органов управления;
· наличием всех видов связи, необходимых для управления подчиненными силами РСЧС и ГО, организации и поддержания взаимодействия;
· наличием и готовностью к работе документов по управлению силами РСЧС и ГО, определяемых полученной задачей и складывающейся оперативной обстановкой.
Документы, относящиеся к деятельности сил РСЧС и ГО подразделяются на оперативные и административно-организационные.
Оперативные документы:
· планирующие (решения, планы) и директивные по управлению силами РСЧС и ГО (оперативные директивы, приказы, распоряжения, и др.);
· отчетно-информационные (донесения, сводки, информационные сообщения, отчеты, журналы действий, отчетные карты и др.);
· справочные(расчеты, ведомости, таблицы, схемы, справки, описания и др.).
Обеспечение устойчивого, непрерывного функционирования и живучести системы управления достигается проведением комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на повышение ее способности выполнять свои функции в условиях внешнего воздействия и естественных помех.
Организационные мероприятия:
· создание разветвленной системы связи;
· рассредоточение и фортификационное оборудование районов развертывания пунктов управления и других элементов системы управления;
· проведение мероприятий по защите системы управления от внешнего воздействия и противодействию техническим средствам разведки;
· планирование и осуществление периодической смены районов пунктов управления;
· организация защиты пунктов управления от внешнего воздействия и радиоэлектронная защита средств управления силами РСЧС и ГО;
· создание резерва сил и средств управления;
· определение порядка передачи управления в случаях выхода из строя пунктов управления;
· организация радиационной, химической и медико-биологической разведки (наблюдения) в районах развертывания пунктов управления;
· проведение мероприятий по обеспечению скрытности управления силами РСЧС и ГО.
Технические мероприятия:
· уменьшение уязвимости антенных устройств;
· защита линий связи от различных внешних воздействий и помех;
· увеличение надежности и ресурса работы средств связи и автоматизации;
· организация применения автоматизированной системы управления и средств скрытой связи и др.;
· организация защиты информации на объектах вычислительной техники и других технических средствах передачи и обработки информации;
· установление режимов работы средств связи;
· выявление и закрытие каналов утечки информации.
Мероприятия по защите государственной тайны и скрытому управлению силами:
· установление единого порядка использования и режима работы средств связи и автоматизации и других технических средств управления силами РСЧС и ГО;
· определение перечня лиц, имеющих право работы на средствах скрытой связи;
· организация комплексного использования средств связи;
· строгое ограничение круга лиц, допущенных к документам;
· организация работы по повышению бдительности личного состава и воспитанию у него личной ответственности за сохранение государственной тайны и служебной информации ограниченного распространения;
· обеспечение контроля за выполнением мероприятий по скрытому управлению, режиму секретности и информационной безопасности в средствах массовой информации;
· обеспечение подчиненных и взаимодействующих штабов документами для осуществления засекреченной, шифрованной, кодированной связи и защиты информации;
· разработка, издание и рассылка документов кодированной связи и распоряжений по скрытому управлению;
· контроль выполнения мероприятий по скрытому управлению.
Поддержание системы управления в постоянной готовности достигается:
· поддержанием необходимой укомплектованности органов управления, сил обеспечения и охраны подготовленным личным составом, обеспечением их техническим средствами управления и транспортом;
· слаженностью органов управления;
· заблаговременной регламентацией управленческих процессов;
· организацией и несением дежурства на пунктах управления и узлах связи;
· упреждающим по отношению к силам РСЧС и ГО развертыванием пунктов управления, системы связи и средств автоматизации.
· заблаговременной разработкой мероприятий по поддержанию постоянной готовности к обеспечению устойчивого, непрерывного функционирования и быстрого восстановления системы управления;
· своевременной подготовкой оперативного состава к выполнению функций управления и служебных обязанностей, постоянным совершенствованием умений грамотного использования положений науки управления при осуществлении организационных мероприятий и навыков выполнения необходимых управленческих операций.
Упорядочение работы органов управления заключается в определении целей и задач управления в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой, установлении приоритетности и последовательности их решения, распределении задач управления между различными уровнями и звеньями управления, перераспределении (уточнении) должностных и специальных обязанностей между оперативным составом, уточнении порядка и методов работы при выполнении мероприятий подготовки спасательной операции и решении оперативных задач в ходе ее проведения.
Организация работы обеспечивает:
· согласованную деятельность всех управлений, отделов и служб;
· рациональное использование оперативного состава;
· своевременное принятие решений, постановку задач силам РСЧС и ГО, полное и качественное планирование спасательной операции (выполнение поставленных задач);
· предоставление возможно большего времени силам РСЧС и ГО для подготовки к действиям, своевременное реагирование на изменение обстановки и выполнение поставленных задач в установленные сроки.
Порядок и методы работы зависят от характера спасательной операции, складывающейся обстановки, наличия времени, уровня подготовки и слаженности органов управления.
Порядок работы на определенный период уточняется руководителем на основе уяснения задачи, с учетом проведенного расчета времени, установленных сроков представления решения, постановки задач, завершения планирования и времени, необходимого для непосредственной подготовки к действиям во всех звеньях до подразделения включительно.
Работа органа управления осуществляется в соответствии с расчетом, которым определяется:
· распределение оперативного состава по пунктам управления;
· решаемые задачи управлениями, отделами и службами;
· состав оперативных групп, высылаемых во взаимодействующие штабы и силы РСЧС и ГО;
· состав рабочих групп, создаваемых для выполнения отдельных задач.
В штабе сил РСЧС и ГО создаются:
· группа командования;
· группа общего оперативного планирования;
· группа планирования сил РСЧС и ГО;
· группа направлений.
Результаты работы по организации управления отражаются в решении руководителя на спасательную операцию (выполнение поставленной задачи), в плане (плановой таблице) взаимодействия с графиком управления, в календарном плане подготовки спасательной операции (к выполнению поставленных задач), в плане управления, в плане связи, в директивах, приказах и распоряжениях.
Отдельно разрабатываются: расчеты распределения оперативного состава (оперативных групп) по пунктам управления; графики (алгоритмы) работы соответствующих органов управления; планы (графики) перемещения и развертывания пунктов управления; расчеты инженерного оборудования районов развертывания подвижных пунктов управления; план организации охраны пунктов управления и план применения средств автоматизации.
Контрольные вопросы
1. Какова главная цель управления силами РСЧС и ГО?
2. Требования к управлению силами РСЧС и ГО?
3. Основные принципы управления силами РСЧС и ГО?
4. Охарактеризуйте организацию управления силами РСЧС и ГО, в чем ее особенности?
Глава IV. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СИЛАМИ РСЧС И ГО
4.1. Сущность и содержание государственного управления
силами РСЧС и ГО
Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и управления по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в его отдельных частях.
Природа государственного управления объясняется его особой социальной функцией, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Объяснение природы и содержательной сущности государственного управления предполагает его рассмотрение и как системы, и как процесса.
Система государственного управления включает:
– систему и структуру субъектов (органов государственного управления) государственно-управленческой деятельности;
– совокупность их функций и полномочий, подчиненность друг другу и взаимосвязи;
– порядок создания и кадрового обеспечения;
– формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм государственного управления (исполнительной власти);
– прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целесообразную управленческую деятельность субъектов публичной власти, связанную с реализацией государственно-властных полномочий, реализуемых посредством выполнения функций управления, регламентированных юридическими нормами.
Функциональное содержание процесса управления раскрывается через осуществление основных управленческих функций государства, таких как:
· прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий на основе наличной информации, в том числе и научной;
· планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управленческой деятельности;
· организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления, определение их функций), подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.);
· правовое регулирование – установление правового режима деятельности и функционирования соответствующих структур;
· общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
· предварительная и текущая координация (согласование) действий различных должностных лиц, органов управления и объединений;
· контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер, в том числе к нарушителям установленного порядка;
· учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, ее конечных результатов;
· информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
· методическое руководство;
· кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
Организация государственного управления делится на три направления управленческой деятельности:
– управление в экономической сфере, которое включает управление государственным имуществом, осуществление антимонопольной политики и поддержка предпринимательства, управление промышленным, военно-промышленным, агропромышленным, транспортно-дорожным, строительно-жилищным и экологическим комплексами, финансами и другими отраслями экономического комплекса;
– управление в социально-культурной сфере, включающее такие отрасли, как образование, культура, наука, труд и социальное развитие, здравоохранение;
– управление в административно-политической сфере (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).
В зависимости от объекта управления органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой, и межотраслевой компетенции.
Органами общей компетенции осуществляют управление по всем направлениям (функциям) управленческой деятельности.
Отраслевое управление относится к ведению соответствующих министерств.
Министерство– это орган власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности (сфера управления), а также координирующий в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Главы государства и постановлений Правительства, деятельность в этой сфере (отрасли) иных органов исполнительной власти.
Министерство возглавляет управление определенной сферой и действует через свои территориальные органы. Для него характерно то, что в отношении подведомственных объектов, субъекты управления вправе осуществлять все управленческие функции (прогнозирование, планирование, организацию, руководство, регулирование, координацию, контроль и другие), также они осуществляют и межотраслевое управление в отношении организационно не подчиненных им федеральных и их территориальных органов управления. Оно осуществляет межотраслевое управление путем координации деятельности этих органов только в случаях, установленных федеральными законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства и касающиеся сферы деятельности министерства. Для этого министерство наделено надведомственными полномочиями по отношению к объектам, не входящим в его систему управления.
Объектом государственного управления в области гражданской защиты и безопасности в чрезвычайных ситуациях является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Под управлением силами РСЧС и ГО понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами МЧС России в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении задач обеспечения безопасности и гражданской обороны страны.
Его можно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле – управление силами РСЧС и ГО определяется, как совокупность процессов целенаправленного воздействия органов управления МЧС России на силы РСЧС и ГО для гарантированного обеспечения безопасности и гражданской обороны страны.
В широком смысле – деятельность Главы государства и других органов управления по определению целей и задач, строительству и развитию сил РСЧС и ГО, организации применения сил РСЧС и ГО, поддержание их в необходимой готовности к применению, организации управления и осуществлению всестороннего обеспечения, а также руководству ими в их повседневной деятельности и при выполнении задач по обеспечению безопасности и гражданской обороны страны.
Цель управления заключается в создании оптимальных условий для достижения определенного уровня состояния организации сил РСЧС и ГО государства в соответствии с предназначением и намеченными перспективами ее развития.
Уровни управления силами РСЧС и ГО:
– общего руководства организацией РСЧС и ГО (органы общей компетенции);
– функционального управления организации РСЧС и ГО;
– непосредственного управления силами РСЧС и ГО.
Общее руководство организацией РСЧС и ГО в мирное и военное время осуществляет Глава государства лично и через подчиненные ему органы государственного управления.
Правительство организует обеспечение системы РСЧС и ГО специальной техникой, материальными средствами, ресурсами, а также осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории в интересах функционирования РСЧС и ГО.
При введении военного положения указом Главы государства может создаваться орган управления ГО, обеспечивающий деятельность Главы государства.
Функциональное управление системой РСЧС и ГО заключается в координации деятельности органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, координации деятельности и организации взаимодействия по выполнению задач в области гражданской обороны.
Координация деятельности по вопросам строительства и развития системы РСЧС и ГО, заказам на технику возложена на МЧС России. Оно также разрабатывает, с участием соответствующих органов власти, концепцию развития специальной техники и государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.
МЧС России является основным органом управления силами РСЧС и ГО. Оно координирует деятельность и организует взаимодействие по выполнению задач в области РСЧС и ГО. При введении военного положения МЧС России становится органом управления войсками ГО, воинскими формированиями и органами, поступившими в его оперативное подчинение.
Направления управления, требующие координации и оперативного управления:
· разработка применения сил РСЧС и ГО, государственной программы вооружения и государственной программы оперативного оборудования территории в целях гражданской обороны;
· координация органов исполнительной власти, органов самоуправления, сил РСЧС и ГО, формирований и органов по вопросам технического прикрытия, восстановления, поддержания требуемой степени готовности мощностей, предназначенных для технического прикрытия инфраструктуры страны, обеспечения ее устойчивой работы в целях обороны и безопасности государства;
· организация подготовки к совместным действиям в целях гражданской обороны;
· участие в подготовке граждан к гражданской обороне;
· обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территории и по подготовке коммуникаций в целях гражданской обороны;
· осуществление взаимодействия и предоставления информации по вопросам организации гражданской обороны;
· организация подготовки сил РСЧС и ГО.
В целях централизованного руководства осуществляется единое планирование строительства системы РСЧС и ГО.
Руководство силами РСЧС и ГО включает:
в мирное время – деятельность органов государственной власти по строительству и развитию сил РСЧС и ГО, всестороннему обеспечению их жизнедеятельности и подготовки, по организации выполнения возложенных на них задач и поддержанию в готовности к применению в соответствии с предназначением;
в военное время, кроме того, деятельность высших органов управления по руководству действиями сил РСЧС и ГО и выполнению задач в соответствии с Планом их применения.
Главная цель управления силами РСЧС и ГО состоит в создании условий для гарантированного обеспечения безопасности и гражданской обороны страны, а также эффективного выполнения силами РСЧС и ГО поставленных задач.
Управление силами РСЧС и ГО – это целенаправленная деятельность высшего руководства и других органов управления МЧС России по проведению в жизнь решений Главного Командования и органов государственной власти по:
– строительству и развитию сил РСЧС и ГО и их всесторонней подготовке;
– поддержанию в высокой готовности сил РСЧС и ГО и их всестороннему обеспечению;
– руководству силами РСЧС и ГО при выполнении ими задач в соответствии с предназначением.
Частные принципы управления силами РСЧС и ГО:
· единство государственного (политического) управления;
· подконтрольность органов управления силами РСЧС и ГО высшим органам государственного управления;
· единоначалие и централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы и самостоятельности в определении способов выполнения поставленных задач;
· разграничение функций и ответственности, согласованность действий различных органов управления;
· личная ответственность руководителей за принимаемые решения и выполнение подчиненными своих функциональных обязанностей (поставленных перед ними задач);
· твердость и настойчивость в проведении в жизнь планов и принятых решений;
· высокая компетентность, профессионализм и организаторские способности руководителей всех рангов;
· оперативность и гибкость реагирования на изменения обстановки, постоянная готовность к решению внезапно возникающих задач.