Усложненные задачи транспортного типа
Мы рассмотрели метод потенциалов для решения классической транспортной задачи. В действительности, в сфере экономики и сервиса встречается много задач, имеющих математические модели, похожие на транспортную, но не являющиеся задачами о перевозках. Или это могут быть транспортные задачи с какими-либо дополнительными ограничениями в некоторых усложненных ситуациях. Рассмотрим несколько типов.
1. Отдельные поставки от отдельных поставщиков должны быть исключены (по причине недоверия, отсутствия необходимых условий хранения и т. п.). Это ограничение означает, чтоб в таблице перевозок определенные клетки должны оставаться свободными. Для этого необходимо в этих клетках стоимость перевозок искусственно завысить, положить равной значению заведомо больше всех, с которыми придется сравнивать в процессе решения задачи.
2. В качестве цели стоит определение минимальных затрат на производство (оказание услуг) и транспортировку. В таких задачах в качестве стоимостей берут сумму затрат на производство и транспортировку.
3.Некоторые маршруты перевозки имеют ограничения по пропускной способности. Например, по пути из в можно доставить только единиц груза. Тогда столбец разбивается на два столбца. В первом столбце потребность определим равной ограничению , и стоимость оставим прежней, во втором столбце потребность равна разности , затраты на перевозку искусственно завысим, как в 1-ом пункте – клетка блокируется.
4. Поставки по определенным маршрутам обязательны, вне зависимости от того выгодны они по стоимости или нет. Для этого от запаса поставщика и потребности потребителя вычитают эту необходимую поставку и решают обычным образом задачу с измененным спросом и предложением, затем ответ корректируют на величину этой поставки.
5. Задачи об эффективном распределении имеющегося оборудования, кадров по определенным типам работ. После построения модели решаются обычным методом потенциалов.
6. Транспортные задачи, в которых целевая функция максимизируется. Решаются методом потенциалов, но сначала при поиске первоначального плана заполняются клетки с наибольшей стоимостью. При проверке на оптимальность надо, чтобы сумма потенциалов была больше стоимости: и из тех клеток, где это условие не выполнено, выбирают ту, в которой минимальное отрицательное.
Приведем примеры таких задач.
3.1. Имеются два сервисных цеха обслуживания швейных машин, которые выполняют обслуживание и ремонт для трех предприятий. Стоимость ремонта, затраты на транспортировку в цех и обратно, производственные мощности, прогнозируемое количество ремонтов указаны в таблице. Требуется определить, какое количество машин из каждого предприятия надо отправить в каждый цех, чтобы суммарные расходы на ремонт и транспортировку были минимальными.
Цех | Стоимость ремонта одной машины | Затраты на транспортировку | Произв. мощность | ||
1 предпр. | 2 предпр. | 3 предпр. | |||
I | |||||
II | |||||
Прогноз. ремонт |
3.2. Необходимо распределить четыре станка по шести типам работ. Пусть имеются 30, 45, 25, 20 станков соответствующих типов. Шесть типов работ характеризуются 30, 20, 10, 40,10 и 10 операциями соответственно. На станке 3 не может выполняться работа 6. В таблице указаны коэффициенты стоимости операции, исходя из которых, следует оптимально распределить работы по станкам.
Тип станков | Тип работ | |||||
- | ||||||
3.3. В данной задаче суммарный спрос превосходит объем производства. Пусть штрафы за недопоставку к потребителям 1, 2, и 3 равны 6, 4 и 2. Найти оптимальное распределение.
Заводы | потребители | Объем производства | ||
I | ||||
II | ||||
III | ||||
потребность |
3.4. Пусть в задаче 3.4 не введены штрафы, а спрос 1-го потребителя должен быть полностью удовлетворен. Измените модель задачи и постройте оптимальный план.
3.5. Имеется несбалансированная транспортная задача, в которой назначается плата за хранение каждой единицы невывезенного груза. Пусть коэффициенты стоимости хранения груза равны соответственно 5, 6 и 2. Найти оптимальный план, если весь объем груза пункта 2 должен быть вывезен, чтобы освободить место для новой продукции.
Пункты хранения | Потребители | Запасы продукции | ||
спрос |
3.6. Три нефтеперерабатывающих завода с суточной производительностью 10, 8 и 6 млн галлонов бензина снабжают три бензохранилища, спрос которых составляет 6, 11, 7 млн галлонов. Бензин транспортируется по трубопроводу, стоимость перекачки на 1 км составляет 5 д.ед. на 100 галлонов. Завод 1 не связан с хранилищем 3. Расстояние от заводов до бензохранилищ следующее:
Заводы | Бензохранилища | ||
- | |||
Построить модель и решить задачу на минимум издержек.
3.7. Пусть в задаче 3.6. производительность завода 1 снизилась до 8 млн галлонов, кроме того, обязательно выполнение спроса 2 бензохранилища. Недопоставки в хранилища 1 и 3 штрафуются на сумму 8 д.е. за каждый галлон. Составьте новую модель задачи и решите. Найти оптимальный план с минимумом издержек.