Задачи кинематического исследования

Основным назначением механизмов является выполнение необходимых движений, которые описываются посредством его кинематических характеристик. К ним относятся траектории движения точек и звеньев механизма, координаты точек, перемещения точек и звеньев, их скорости и ускорения. К числу кинематических параметров относятся также и такие, которые не зависят от закона движения ведущего звена, а определяются только строением механизма, размерами его звеньев и, в общем случае, зависят от положения ведущего звена. Это аналоги скоростей и ускорений или передаточные функции.

По кинематическим характеристикам можно сделать вывод о том, насколько успешно выполнена одна из основных задач проектирования механизма – выбор структурной схемы и определения размеров звеньев.

Знание кинематических характеристик важно также для динамических расчетов.

Существует несколько методов определения кинематических характеристик:

1. Графические

2. Аналитические

3. Экспериментальные

1. Кинематическое исследование методом планов скоростей и ускорений.

Графические методы расчетов обладают наглядностью и отличаются удобством контроля. Иногда только графические методы дают наиболее простое решение. Точность графических методов 0,3…0,5% (при большом желании) достаточно для решения многих практических задач. Использование компьютерной графики позволяет повысить точность расчётов на порядок.

Следствие из принципа Ассура.

Если при кинематическом исследовании рассматривать вначале ведущее звено, затем первую присоединенную группу, затем по группам в порядке их присоединения, то в каждой группе будут известными кинематические параметры любой точки, принадлежащей свободным элементам кинематических пар группы.

Действительно, так как свободные элементы в кинематических парах группы присоединяются к ведущему звену и к стойке, кинематические параметры которых известны.

Т.е. каждая группа будет кинематически определимой цепью.

Лемма 1.

(Гречес. вспомогат.

предложение, помо-

гающ. при док-ве)

При кинематическом исследовании будем считать поперечные размеры звеньев не ограниченными
Если два звена связаны вращательной кинематической парой, то точки разных звеньев расположенных на оси вращательной кинематической пары имеют одинаковые скорости и ускорения.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

VBiAi – относительная скорость при движении точки В, расположенной на I – ом звене относительно точки А на I – ом звене
Лемма 2. Если две точки расположены на одном звене, то скорости этих точек связаны теоремой о сложении скоростей, а ускорения - о сложении ускорений.

.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru Лемма 3. Если два звена связаны поступательной кинематической парой, то угловые перемещения, скорости и ускорения этих звеньев равны между собой, а относительные скорости и ускорения двух точек, расположенных одна над другой имеют направления коллинеарное с направлением оси поступательной пары.

φi = φk ωi = ωk εi = εk

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Для определения направления вектора Кариолисова ускорения нужно вектор относительной скорости повернуть на 900 по направлению угловой скорости переносного движения.

1.1. Построение планов скоростей и ускорений для механизмов с группой 1 вида, 2кл., 2 пор.

Планом скоростей (ускорений) называется система векторов скоростей (ускорений), характерных точек механизма, отложенных из одной точки (полюса), в данном его положении.

Построение планов скоростей и ускорений, руководствуясь следствием из принципа Ассура, начинаем с ведущего звена. При этом принимаем ω1 = const (угловая скорость ведущего звена) и, соответственно, ε1 = 0.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Полюс плана скоростей обозначается латинской буквой p, а плана ускорений греческой буквой π. Концы векторов на планах скоростей и ускорений обозначаются теми же буквами, что и точки, только строчными.

Скорость точки А, принадлежащей первому звену, определяется по выражению Задачи кинематического исследования - student2.ru и направлена перпендикулярно АО1, в сторону вращения ведущего звена.

План скоростей первой присоединённой группы строится на основании леммы 1 и леммы 2.

Задачи кинематического исследования - student2.ru По лемме 1: Задачи кинематического исследования - student2.ru По лемме 2 :

Ускорение точки А, принадлежащей первому звену, определяется по выражению Задачи кинематического исследования - student2.ru , так как ε1 = 0и, следовательно, Задачи кинематического исследования - student2.ru и направлено параллельно АО1, в сторону центра вращения ведущего звена.

Векторные уравнения планов ускорений составляются в соответствии с векторными уравнениями планов скоростей.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Планы положений механизма, планы скоростей и ускорений чертятся с определённым масштабным коэффициентом, а не рисуются. При выборе масштабных коэффициентов руководствуются теми же принципами, что и при выполнении любых чертежей – наилучшее использование поля чертежа.

При выполнении планов положений рекомендуется брать стандартный масштаб. При построении планом скоростей и ускорений масштабный коэффициент может быть любой, удобный для пользования.

Задачи кинематического исследования - student2.ru , Задачи кинематического исследования - student2.ru

Из плана скоростей можно определить величину и направление угловых скоростей 2-го и 3-го звена.

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Где (b2a2) и (b3o3) – отрезки, измеряемые на плане скоростей в мм, а lAB и lBO3 – действительная длина звеньев.

Направление угловых скоростей можно определить, если вектора относительных скоростей, мысленно, перенести на план положения механизма в точку В.

Зная угловые скорости звеньев, можно определить нормальные ускорения точки В относительно А и О3.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Нормальные ускорения обозначаются буквой ncиндексом того звена, по которому они направлены (см. рисунок). Тангенциальные (касательные) ускорения не обозначаются.

Из плана ускорений можно найти величину и направление угловых ускорений звеньев.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Направления угловых ускорений можно определить, если мысленно перенести тангенциальные ускорения на план положения механизма в точку В.

Скорость и ускорение точки Сможно построить, используя теорему о конгруэнтности.

Теорема: Если три точки расположены на одном звене, то концы векторов скоростей и ускорений тех же точек располагаются на вершинах конгруэнтных треугольников (обход вершин совпадает, а одноимённые углы равны).

1.2. Построение планов скоростей и ускорений для механизмов с группой 2 вида, 2кл., 2 пор.

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

ω1 = const, ε1 = 0. Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

       
    Задачи кинематического исследования - student2.ru
 
a1, a2
 

p(b0)
a1, a2

       
   
n2
 
b2,b3
 

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Скорость и ускорение центра масс второго звена (S2) можно определить из конгруэнтных треугольников AS2B и as2b

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Где длина отрезка (ab) измеряется непосредственно на плане скоростей (ускорений).

Направление угловой скорости и углового ускорения шатуна (звено 2) определяется так же, как и в предыдущей группе.

1.3. Построение планов скоростей и ускорений для механизмов с группой 3 вида, 2кл., 2 пор.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Векторные уравнения для построения планов скоростей и ускорений и формулы для определения промежуточных кинематических параметров

ω1 = const, ε1 = 0. Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Скорость и ускорение точки В можно построить, используя теорему о конгруэнтности по которой

Задачи кинематического исследования - student2.ru

1.4. Построение планов скоростей и ускорений для механизмов с группой 4 вида, 2кл., 2 пор.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Векторные уравнения для построения планов скоростей и ускорений и формулы для определения промежуточных кинематических параметров

ω1 = const, ε1 = 0. Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru так как ω3 = 0

1.5. Построение планов скоростей и ускорений для механизмов с группой 5 вида, 2кл., 2 пор.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Векторные уравнения для построения планов скоростей и ускорений механизма с группой 5 вида и формулы для определения промежуточных кинематических параметров

ω1 = const, ε1 = 0. Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Задачи кинематического исследования - student2.ru так как ω3 = 0

Задачи кинематического исследования - student2.ru так как ω3 = 0

Обобщая вышеприведенные построения планов скоростей можно увидеть, что векторные уравнения для планов скоростей составляются для точек, скорости которых неизвестны и обязательно связанных с вращательными кинематическими парами. Векторные уравнения для планов ускорений составляются по векторным уравнениям для планов скоростей и, как правило, это больших трудностей не вызывает.

Порядок кинематического исследования механизмов методом планов скоростей и ускорений.

1. Построить кинематическую схему механизма для заданного положения ведущего звена (вычертить точно по размерам в каком то масштабе).

2. Провести структурный анализ механизма.

3. Для каждой группы составить векторные уравнения планов скоростей и планов ускорений.

4. Построить план скоростей ведущего звена.

5. По векторным уравнениям построить план скоростей первой присоединённой группы, затем второй и т.д. по группам в порядке их присоединения.

6. Построить план ускорений ведущего звена.

7. По векторным уравнениям построить план ускорений первой присоединённой группы, затем второй и т.д. по группам в порядке их присоединения.

8. Определить кинематические параметры, указанные в задаче.

Рассмотрим построение плана скоростей и ускорений на примере механизма поперечно-строгального станка.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Строим план скоростей

Строим план скоростей для ведущего звена, для которого ω1 = const, ε1 = 0. Задачи кинематического исследования - student2.ru . Вектор скорости точки А направляем в сторону угловой скорости первого звена перпендикулярно отрезку АО1. Длина вектора (ра1) c учётом выбранного масштабного коэффициента μv Задачи кинематического исследования - student2.ru будет равна

(ра1) = Задачи кинематического исследования - student2.ru [мм]

Строим план скоростей для первой присоединённой группы (группа 3 вида, 2 класса, 2 порядка).

Векторные уравнения для этой группы

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Решаем эту систему векторных уравнений. Скорость точки А2 = А1, т.е. уже отложена. Вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора А2, параллельна оси поступательной пары А, направление пока неизвестно. Скорость точки О3 известна (она равна нулю, т.е. вектор этой скорости начинается и заканчивается в полюсе плана). Вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Задачи кинематического исследования - student2.ru , т.е. в полюсе, перпендикулярен отрезку АО3 и заканчивается на пересечении с относительной скоростью Задачи кинематического исследования - student2.ru . Пересечение относительных скоростей Задачи кинематического исследования - student2.ru и Задачи кинематического исследования - student2.ru даёт конец вектора скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru .

Скорость точки В3 определяем из пропорции (теорема о конгруэнтности)

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Здесь отрезок Задачи кинематического исследования - student2.ru берём из плана скоростей, а отрезки ВО3 и АО3 из плана положений механизма.

Если мысленно перенести вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru в точку А, то можно определить направление угловой скорости третьего звена, величина которой равна

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Строим план скоростей второй присоединённой группы (группа 2 вида, 2 класса, 2 порядка).

Векторные уравнения для этой группы

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Скорость точки В4 известна и равна скорости точки В3. Вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Задачи кинематического исследования - student2.ru , перпендикулярен отрезку АВ, направление пока неизвестно. Скорость точки Со известна (она равна нулю, т.е. вектор этой скорости начинается и заканчивается в полюсе плана). Вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Задачи кинематического исследования - student2.ru , т.е. в полюсе, и параллелен оси поступательной пары С. Пересечение относительных скоростей Задачи кинематического исследования - student2.ru и Задачи кинематического исследования - student2.ru даёт конец вектора скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru .

Если мысленно перенести вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru в точку С, то можно определить направление угловой скорости четвёртого звена, величина которой равна

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Строим план ускорений.

Строим план ускорений ведущего звена, для которого ω1 = const, ε1 = 0.Ускорение точки А, принадлежащей первому звену, определяется по выражению Задачи кинематического исследования - student2.ru , так как ε1=0и, следовательно, Задачи кинематического исследования - student2.ru и направлено параллельно АО1, в сторону центра вращения ведущего звена. Длина вектора (πа1) c учётом выбранного масштабного коэффициента μа Задачи кинематического исследования - student2.ru будет равна (πа1) = Задачи кинематического исследования - student2.ru [мм]

Строим план ускорений для первой присоединённой группы.

Векторные уравнения планов ускорений составляются в соответствии с векторными уравнениями планов скоростей.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Решаем эту систему векторных уравнений. Ускорение точки А2 равно ускорению точки А1, т.е. уже отложено. Вектор ускорения Кориолиса Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора А2 и определяется по выражению Задачи кинематического исследования - student2.ru . Для определения направления этого ускорения необходимо взять (мысленно) вектор относительной скорости Задачи кинематического исследования - student2.ru , совместить его с осью поступательной пары А и повернуть на 900 в сторону угловой скорости ω3. Вектор радиального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Кориолиса, параллелен оси поступательной пары А, направление пока неизвестно. Ускорение точки О3 известно (оно равно нулю, т.е. вектор этого ускорения начинается и заканчивается в полюсе плана). Вектор нормального ускорения, равный Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Задачи кинематического исследования - student2.ru , т.е. в полюсе, параллелен отрезку АО3. Вектор тангенциального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце нормального Задачи кинематического исследования - student2.ru и заканчивается на пересечении с радиальным ускорением Задачи кинематического исследования - student2.ru . Пересечение относительных ускорений Задачи кинематического исследования - student2.ru и Задачи кинематического исследования - student2.ru даёт конец вектора ускорения точки А, принадлежащей третьему звену ( Задачи кинематического исследования - student2.ru ).

Ускорение точки В3 определяем из пропорции (теорема о конгруэнтности)

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

Направление углового ускорения третьего звена, величина которого равна Задачи кинематического исследования - student2.ru , определяется направлением тангенциального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru , приложенного (мысленно) в точке А.

Строим план ускорений для второй присоединённой группы.

Векторные уравнения плана ускорений для второй присоединённой группы

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Ускорение точки В4 равно ускорению точки В3, и уже отложено. Вектор нормального ускорения, равный Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Задачи кинематического исследования - student2.ru , параллелен отрезку СВ. Вектор тангенциального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце нормального Задачи кинематического исследования - student2.ru , перпендикулярен отрезку ВС и его направление пока неизвестно. Ускорение точки С0 известно, так как эта точка принадлежит стойке (оно равно нулю, т.е. вектор этого ускорения начинается и заканчивается в полюсе плана). Вектор ускорения Кориолиса Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора С0 и определяется по выражению Задачи кинематического исследования - student2.ru , так как ω5 = 0. Вектор радиального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru начинается в конце вектора Кориолиса, т.е. в полюсе плана ускорений, параллелен оси поступательной пары С и заканчивается в точке пересечения с тангенциальным ускорением Задачи кинематического исследования - student2.ru . Пересечение относительных ускорений Задачи кинематического исследования - student2.ru и Задачи кинематического исследования - student2.ru даёт конец вектора ускорения точки С, принадлежащей пятому звену ( Задачи кинематического исследования - student2.ru ). Направление углового ускорения четвёртого звена, величина которого равна Задачи кинематического исследования - student2.ru , определяется направлением тангенциального ускорения Задачи кинематического исследования - student2.ru , приложенного (мысленно) в точке С.

2. Кинематическое исследование аналитическим методом.

Если достоинством графического метода является абсолютная прозрачность, наглядность, то аналитический метод позволяет более точно определить кинематические параметры.

Впервые аналитические методы стал применять П.Л.Чебышев. Большой вклад в развитие этих методов внёс один из создателей теории точности механизмов, академик, Н.Г.Бруевич.

Сущность данного метода заключается в том, линейные и угловые координаты, скорости и ускорения звеньев определяются в виде аналитических выражений, которые содержат конечное число алгебраических или тригонометрических операций. Аналитические выражения определяют для координат, скоростей и ускорений характерных точек механизма, для которых необходимо количественное описание движения при проектировании и исследовании механизма.

Эта группа вместе с ведущим звеном и стойкой образует кривошипно-ползунный механизм. Здесь: звено 1 – ведущее; звено 2 – шатун; звено 3 – ползун; е – дезаксиал. Если е = 0, то механизм называется центральным, если е ≠ 0, то механизм называется дезаксиальным. SB – перемещение точки В.
Рассмотрим получение аналитических выражений на примере механизма, в состав которого, входит группа Ассура 2 кл., 2 вида.

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru

.

Н.Г.Бруевич заметил, что поскольку группа присоединяется к ведущему звену и стойке, то звенья группы вместе с ведущим звеном и стойкой образуют один или несколько замкнутых контуров. Это послужило основой для составления уравнений, позволяющих определить кинематические параметры механизма.

Задачи кинематического исследования - student2.ru Задачи кинематического исследования - student2.ru 1. Составляем векторное

уравнение замкнутости

контура.

Задачи кинематического исследования - student2.ru

2. Выбираем систему координат и находим проекции векторов на оси выбранной системы координат.

а) Ось хвыбирается по оси поступательного движения ползуна в сторону оси вращательной кинематической пары (кп) О1. Ось y направляем так, чтобы проходила через ось вращательной кп О1. Принимаем положительное направление углов от оси х к оси у. Выбор положения и направление осей системы координат, так же как и выбор направления векторов, произвольное. Но от этого выбора зависит вид и сложность аналитических выражений. Чем они проще, тем легче по ним рассчитать, тем легче составить программу для расчёта.

б) Проекции векторов на оси системы координат

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из второго уравнения можно определить φ2

Задачи кинематического исследования - student2.ru

где

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из первого уравнения определяем SB

Задачи кинематического исследования - student2.ru

3. Полученные проекции векторов, дифференцируем по времени и определяем неизвестные скорости

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из второго уравнения выражаем ω2 и после преобразования получим

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из первого уравнения после преобразования находим VB

Задачи кинематического исследования - student2.ru

4. Полученные проекции векторов, дважды дифференцируем по времени и определяем неизвестные ускорения

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из второго уравнения можно определить ε2

Задачи кинематического исследования - student2.ru

из первого уравнения можно определить аВ

Задачи кинематического исследования - student2.ru

Наши рекомендации