Современные меню: средство обучения

С развитием современного графического пользовательского интерфейса роль меню в интерфейсе значительно изменилась благодаря двум идио' мам – непосредственному манипулированию и панели инструментов. Развитие идиом непосредственного манипулирования было неспеш' ным, но неудержимым – и началось с момента рождения графических пользовательских интерфейсов. Панель инструментов, напротив, стала новшеством, потрясшим отрасль в 1989 году. Буквально за пару лет практически в каждой программе для Windows появилась инструмен' тальная панель, заполненная кнопками'значками. А всего нескольки' ми годами раньше инструментальную панель никто и в глаза не видел.

Человек, не знакомый с городом, может долго плутать в поисках нуж' ного адреса, в то время как уроженец этого города всегда будет идти по самому короткому маршруту. Так и опытные пользователи програм' мы будут, как правило, вызывать ту или иную функцию самым про' стым и коротким способом – а не тем, который требует выполнения промежуточных шагов. Как следствие этого наиболее востребованные команды программы часто вызываются кнопками'значками на пане' ли инструментов.

В конечном итоге меню все реже применяются для размещения функ' ций, используемых ежедневно, и постепенно превращаются в способ освоения не столь часто используемых инструментов. Кнопки'значки и другие элементы управления на панели инструментов обычно дубли' руют команды меню. Кнопки'значки на виду, тогда как команды ме' ню скрыты и доступ к ним осуществляется не так быстро. Однако у ко' манд меню есть большое преимущество: они словесно описывают функции. Это ставит их в ряд наиболее полезных техник взаимодейст' вия и делает хорошим средством обученияпользователей возможно' стям продукта.

Чтобы люди быстро учились пользоваться интерактивным продуктом, они должны иметь возможность исследовать и экспериментировать без опасения внести нежелательные изменения или нанести непоправимый ущерб. С обеспечением такой возможности прекрасно справляются функция отмены и кнопка Отмена в любом диалоговом окне. Вопреки парадигмам пользовательского интерфейса 20'летней давности, меню и диалоговые окна не следует делать основными средствами решения повседневных задач для обычных пользователей. Многие программи' сты и проектировщики до сих пор не осознали этого и продолжают пу' тать основное назначение меню с его вспомогательной ролью. Основная роль меню – обучать новичков и помогать забывчивым пользователям, предоставляя возможность отыскать нечасто используемые функции.

Современные меню: средство обучения - student2.ru Используйте меню для обучения пользователей.

Когда пользователь впервые сталкивается с программой, ему зачастую бывает сложно оценить ее возможности. Превосходный способ соста' вить представление о возможностях и предназначении приложения – бегло просмотреть перечень функций, доступных в меню и диалого' вых окнах. Точно так же мы просматриваем меню ресторана у входа, определяя, какие блюда в нем подаются, что представляет собой ресто' ран и какие в нем цены.

Понимание того, что лежит в круге решаемых программой задач, а что выходит за его пределы, – один из фундаментальных аспектов созда' ния благоприятной атмосферы, способствующей обучению. Многие относительно удобные в работе программы отталкивают пользователя одним лишь тем, что не предлагают простого и безопасного способа изучить имеющиеся возможности.

Панель инструментов и идиомы непосредственного манипулирования могут оказаться для новичка слишком сложными, а текстовая природа меню позволяет пояснять функции словами. Надпись «Стили и форма' тирование» более понятна новичку, чем приведенная на рис. 22.2 кнопка'значок (хотя всплывающая подсказка «Панель форматирова' ния», конечно, способна помочь).

Для пользователей, знакомых с приложением, но пользующихся им редко, основное назначение раскрывающихся меню и диалоговых

 
  Современные меню: средство обучения - student2.ru

Рис. 22.2. Пункт меню «Стили и форматирование», вероятно, будет более понятен новичкам, чем кнопка-значок вроде этой. Но после перехода пользователя в разряд середняков положение вещей в корне меняется

окон – исполнять роль своего рода предметного указателя к инстру' ментальным средствам: пользователь может заглянуть сюда, когда точно знает о существовании некоторой функции, но не может вспом' нить, где она и как называется. В данном случае меню работает точно так же, как меню ресторана, которое позволяет человеку вновь вспом' нить о существовании того восхитительного блюда из рыбы под со' усом, которое он заказывал год назад, но теперь уже забыл его точное название. Раскрывающееся меню позволяет ему припоминать функ' ции, названия которых он время от времени забывает. Он не должен запоминать такие мелочи, а может целиком и полностью положиться на меню, через которое можно получать доступ к нужным функциям по мере необходимости.

Если бы основной целью меню было исполнение команд, краткость бы' ла бы достоинством. Но основное назначение меню заключается в том, чтобы рассказать нам о доступных возможностях, о том, как ими вос' пользоваться и какие быстрые комбинации клавиш им соответствуют, так что краткость – противоположность того, что нам требуется на са' мом деле. Наши меню должны не только определять, где находится функция, но и объяснять, что она делает. Поэтому при создании меню нам выгодно быть более многословными. Так, вместо пункта «От' крыть…» лучше использовать пункт «Открыть отчет…», а вместо «Упо' рядочить автоматически» – «Упорядочить значки автоматически». Следует воздерживаться от жаргонных выражений, поскольку поль' зователи нашего меню могут быть просто не знакомы с ними.

Во многих приложениях строка состояния, проходящая по нижней границе главного окна, используется также для отображения еще бо' лее длинной строки пояснительного текста, связанного с выбранным пунктом меню. Эта идиома способна повысить эффективность обуче' ния, если пользователь будет знать о ней. Однако ее местоположение гарантирует, что информация, скорее всего, останется незамеченной.

Выступая в роли средства обучения, меню должны быть полными и предлагать исчерпывающий перечень действий и средств, доступных в программе. Просмотр меню должен давать ясную картину о назначе' нии программы, глубине и охвате ее функциональных возможностей.

Еще одним обучающим моментом является наличие внутри меню под' сказок, указывающих на альтернативные способы доступа к функци' ям программы. Повторение значков кнопок рядом с командами меню и подсказки, описывающие клавиатурные эквиваленты, приучают пользователей работать с более быстрыми средствами выполнения ко' манд (более подробно мы поговорим об этом далее). Внедряя такую ин' формацию непосредственно в меню, мы помогаем пользователю реги' стрировать ее подсознательно. Она не помешает его сознательному про' цессу, но, когда он будет готов пользоваться более эффективными сред' ствами, информация окажется уже под рукой и будет ему знакома.


Наши рекомендации