Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения

Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения - student2.ru Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения - student2.ru Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения - student2.ru Кейт и Сара в сегменте 1

Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения - student2.ru Боб в сегментах 2 и 3

Сегменты рынка Респонденты Выявленные шаблоны поведения - student2.ru Энн в сегменте 3

Рис. 5.3. Персонажи и сегменты рынка. Сегменты рынка можно использовать на стадии исследований для ограничения диапазона персонажей пределами целевых рынков. Однако соответствие один к одному между сегментами рынка и персонажами встречается редко

четко мыслить о реализации конкретных потребностей пользователей (даже если эти потребности не проверены на соответствие действитель' ности) могут стать условные персонажи (или, как их называет Дон Норман, персонажи «на данный случай»).

Условные персонажи структурируются аналогично реальным персо' нажам, но основаны на доступных данных, а также на догадках проек' тировщика о поведении, мотивах и целях. Как правило, в основу кла' дется сочетание экспертных знаний заинтересованных лиц и ЭПО о пользователях (когда такая информация доступна), а также выводы о пользователях, сделанные на основе существующих данных по рын' ку. По сути дела условные персонажи – это гипотеза о персонажах, на которую нарастили немного «мяса» (см. главу 4).

По нашему опыту, применение условных персонажей, даже невзирая на недостаточно обширные исследования, дает лучшие результаты, чем полное отсутствие моделей пользователей. Как и реальные персо' нажи, условные персонажи помогают команде разработчиков фокуси' ровать усилия и создают согласованное представление о возможностях и требуемом поведении продукта. Правда, есть и тонкости: условные

персонажи потому и называются условными, что служат всего лишь дублерами персонажей, основанных на полноценных качественных данных. Условные персонажи помогают проектировщикам и разра' ботчикам фокусировать усилия, однако в отсутствии данных, подтвер' ждающих предположения, кроются следующие риски:

• сфокусировать усилия на неверных целях проектирования;

• сфокусировать усилия на верных целях, но упустить из виду клю' чевые аспекты поведения, которые сделали бы ваш продукт особен' ным;

• столкнуться со сложностями в получении поддержки лиц и групп, которые не участвовали в создании персонажей;

• дискредитировать ценность персонажей и получить долгосрочную аллергию на них на уровне организации в целом.

При использовании условных персонажей важно:

• недвусмысленно пометить их в качестве таковых;

• визуально представлять их через наброски вместо фотографий, что' бы подчеркнуть условность;

• стараться использовать как можно больше существующих данных (обзоры рынка, исследования предметной области, ЭПО, полевые исследования, персонажи для сходных продуктов);

• отмечать, какие данные были использованы и какие предположе' ния выдвинуты; держаться подальше от стереотипов (это сложнее делать, когда нет данных полевых исследований);

• сосредотачиваться на поведении и мотивах, а не на демографиче' ских характеристиках.

Цели

В то время как персонажи задают контекст для шаблонов вариантов поведения, целиявляются стимулами этого поведения. Персонаж без целей полезен в качестве инструмента коммуникации, но теряет цен' ность в качестве средства проектирования. Цели пользователя – это призма, через которую проектировщики должны рассматривать функ' ции продукта. Функциональность и поведение продукта должны быть ориентированы на достижение целей пользователей через решение за' дач – причем посредством минимально возможного числа этих задач. Помните, что задачи – лишь средство движения вперед, а цель – и есть действительный пункт назначения.

Наши рекомендации