Методы факторного и корреляционного анализа деятельности предприятия

Методы факторного и корреляционного анализа, основанные на математико-статистических и экономических методах, широко применяются для исследования деятельности предприятий. При этом предприятие (или его отдельные подсистемы) рассматривается как единая система, а различные факторы, влияющие на результаты хозяйственной деятельности, как ее элементы.

Сущность метода факторного анализа заключается в выделении из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего их числа, но отражающих более существенный свойства исследуемого явления [13]. Под фактором в данном случае понимается переменная, находящаяся в логической зависимости со следствием изучаемого явления, с результатами деятельности предприятия. Примеры: факторы, характеризующие число работающих, среднюю продолжительность дня и среднее число рабочих дней в месяце, определяют месячный фонд рабочего времени; внедрение компьютерной техники и программного обеспечения приводят к существенному росту производительности труда.

Факторы могут быть единичными, комплексными и генеральными. Единичный фактор влияет на следствие только одной переменной. Комплексные факторы одновременно определяются совокупностью нескольких переменных. При этом комплексный фактор, связанный со всеми переменными, называется генеральным.

Отличие факторного анализа от корреляционного заключается в том, что первый метод не требует подразделять все переменные на зависимые и независимые. Все переменные рассматриваются как равноправные. При проведении такого анализа необходимо абстрагироваться от маловажных факторов.

Сфера применения факторного метода: анализ влияния различных факторов (организация производства, технологии и оборудование, использование производственных мощностей, труда и т.д.) на важнейшие показатели хозяйственной деятельности (объемы производства, качество продукции, прибыль, фонд заработной платы и т.д.) и развитие предприятия в целом.

Корреляционный метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющий определить количественную взаимосвязь между несколькими явлениями рассматриваемой системы. При этом корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае. Таким образом, корреляция представляет собой вероятностную зависимость между явлениями, при которой средняя величина параметров одного из них изменяется в зависимости от других. Корреляциям между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими – множественной [13].

При проведении корреляционного анализа выделяют исследуемый результирующий показатель (функцию) и факторные признаки, от которых он зависит (аргументы). Если в случае увеличения (или уменьшения) аргумента функция также увеличивается (соответственно, уменьшается), то такую корреляционную связь называют прямой (положительной), а если наоборот – обратной (отрицательной). При отсутствии зависимостей между аргументом и функцией корреляционная связь отсутствует.

Теснота корреляционной взаимосвязи при линейной зависимости оценивается коэффициентом корреляции, при нелинейной зависимости – корреляционным отношением.

Примером корреляционного уравнения (уравнения регрессии), составление которого является важнейшей задачей данного вида анализа, может служить уравнение прямой.

Y=a+b*X,

где X – аргумент, Y – зависимая функция, a, b – постоянные коэффициенты.

Следующая задача метода корреляционного анализа – определение таких постоянных коэффициентов корреляции между переменными, которые наилучшим образом будут отвечать имеющимся фактическим данным Y и X.

Пример линейной корреляционной зависимости: количество руководителей бригад от общего числа производственных рабочих. Чем больше рабочих, тем больше требуется руководителей небольших групп.

Сфера применения корреляционного анализа: анализ деятельности предприятия, при котором необходимо учесть множество параметров, зависимых друг от друга. Наибольшая эффективность этого метода достигается при его применении в совокупности с другими экономико-математическими методами.

Наши рекомендации