Основные формы коллегиальности в управлении

Коллегиальность в управлении – не единоличность руководства., различные формы участия работников в решении проблем и задач, стоящих перед организацией. Формы коллегиальности разнообразны. С некоторой степенью условности коллегиальность можно представить двумя основными видами: вертикальной и горизонтальной (рис. 4.1).

 
  Основные формы коллегиальности в управлении - student2.ru

Рис. 4.1. Формы коллегиальности в управлении

Вертикальная коллегиальность – участие рабочих, служащих, специалистов в постановке, обсуждении, принятии решений по вопросам, не связанным с их функциональными обязанностями, входящим в компетенцию органов управления.

Горизонтальная коллегиальность –групповое обсуждение проблем, непосредственно связанных с выполнение должностных обязанностей участников, т.е. находящихся в сфере их компетенции.

Рассмотрим некоторые из перечисленных форм коллегиальности подробнее.

Кколлегиальным органам, обеспечивающим участие работников в управлении, относятся общие собрания (конференции) работников организации и отдельных подразделений, органы управления профсоюзами, представительные органы работников.

Группа по решению хозяйственных проблем формируется из работников различных категорий для проведения анализа и разработки обоснованных предложений по решению какой-то актуальной проблемы организации. Группа формируется на основе добровольности, включает специалистов, управленцев, рабочих. Устанавливается срок работы, как правило, три месяца (при необходимости до шести месяцев). Работа в группе ведется без отрыва от основной работы. По завершении работы работники полностью возвращаются к выполнению своих основных обязанностей.

Автономная группа –этоформальная рабочая группа (бригада, подразделение и т.п.), которой предоставлены дополнительные по сравнению с обычной группой полномочия. Многие зарубежные фирмы, среди которых такие гигантские корпорации, как Toyota, Motorola, General electric, активно используют автономные группы. Если небольшие автономные группы производят конечный продукт, то такая организация труда часто именуется «комнатное производство». Этот подход экспериментально практикуется многими американскими промышленными предприятиями. Такие различные компании, как Xerox (офисное оборудование), Monsanto (химические препараты) позволяют группам решать все, начиная с увольнения и найма работников и заканчивая определением направлений работы. Компании General motors и Toyota провели эксперимент, в котором рабочие группы сами избирали своих лидеров и сами искали пути улучшения качества и производительности.

Исследования показывают, что более 80 % из 1000 ведущих американских компаний практикуют участие персонала в принятии решений при помощи групп по решению хозяйственных проблем и автономных групп. При этом продолжаются поиски оптимальных с точки зрения распределения полномочий форм организации работы групп.

Кружок качества является наиболее характерной формой горизонтальной коллегиальности на самом нижнем уровне управления организацией. Это неформальная группа рабочих одной бригады, в которую также может входить мастер и кто-то из специалистов, которая регулярно собирается для обсуждения вопросов повышения качества продукции, экономии ресурсов, совершенствования технологического процесса. Первые кружки качества появились в начале 60-х годов ХХ века в Японии. В середине 70-х гг. их было зарегистрировано более 30 тысяч. А к 90-м годам количество кружков качества в Японии превысило 1 миллион. Собираются кружки чаще всего один, два или три раза в месяц в рабочее время или после работы. Продолжительность заседания – один- два часа. Большая часть компаний оплачивает время, затраченное на проведение заседаний кружков качества в нерабочее время. Вознаграждение участникам кружка качество за рационализаторское предложение чисто символическое, не более $10. Но активность членов кружка учитывается при выплате части прибыли предприятий, что делается два раза в год и может составлять 20-30 % годового дохода работника. Позднее кружки качества расширили спектр рассматриваемых производственных вопросов. Эффективность их работы очень высока. Например, заводы фирмы Nissan за пять лет благодаря предложениям рабочих снизили расход электроэнергии на изготовление одного автомобиля на 26 %.

К сожалению, создать столь же эффективные как в Японии кружки качества другим странам не удалось.

Совет при руководителе и совещание. Наиболее распространенный коллегиальный орган, используемый руководителями на всех уровнях управления. Сравнительные характеристики их приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Наши рекомендации