Кейс: Имитирование рабочей ситуации в процессе отбора персонала (40 мин.)

Условия участия:

Выбирают группу экспертов (специалистов по подбору персонала и специалистов в соответствующей сфере) и несколько кандидатов на вакантную должность.

Должость определяется преподавателем или студентами.

Важно: для объективного соответствия кандидата необходимо представить профиль должности или карту компетентности, в которой отразить профессиоально-квалификационные характеристики, деловые и личные качества, необходимые для занятия конкретной должности. В качестве образца может использоваться следующая схема:

Профессионально-квалификационные характеристики:

- образование;

- опыт;

- умения;

- навыки;

- способности;

- профессиональные цели;

- система стимулирования;

- общий и специфический человеческий капитал;

- профессиональные достижения;

- полезность кандидата (отразить требования по которым кандидат может быть полезным для компании и оценить их фактические характеристики) и т.п.

Деловые качества:

- профессиональная гибкость мобильность, адаптивность);

- организаторские способности;

- умение вести переговоры и т.п.

Личные качества:

- коммуникабельность;

- конфликтность и т.п.

Перечисленные в карте компетентности критерии проранжируйте по мере их значимости (расставьте вес критерия, учитывая, что в сумме по каждому разделу критерии должны составлять 1. Например, в разделе «Профессионально-квалификационные характеристики» - образование – 0,2; Опыт – 0,4 и т.п.

Укажите также эталонный уровень соответствия по каждому критерию и единицу измерения. Например, «Образование» - высшее профессиональное образование (указать какое) и шкалу оценки – 10 баллов – максимальный балл; 1 – минимальный. Указать образование, которое допускается в случае отсутствия претендентов с требуемым эталонным показателем.

Карту компетентности составьте в виде таблицы.

Важно: карта компетентности должна быть выполнена студентами заранее в качестве домашнего задания.

Контент-тест:

  1. Потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации характеризуется как:

a) Качественная потребность в кадрах;

b) Количественная потребность в кадрах;

c) Потребность в обучении;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

  1. Совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, характеризуется как:

a) профессия;

b) специальность;

c) квалификация;

d) специализация.

Правильный ответ - a)

  1. Корпоративная модель компетенций позволяет:

a) Оснастить рабочее место в соответствии с эргономичными требованиями;

b) Повысить эффективность процесса подбор и отбора персонала;

c) Унифицировать требования к сотрудникам и создать единые стандарты поведения, используемые при подборе, оценке, обучении и продвижении;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - c)

  1. При внутреннем отборе рассматривают кандидатов:

a) Из числа уже работающих сотрудников;

b) Из состава кадрового резерва организации;

c) Посредством привлечения работников организации к конкурсу на замещение вакантных должностей путем информирования об имеющихся вакансиях и требований к занимаемой должности;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

  1. Выполнение работником наряду с основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации, в одно и то же рабочее время, представляет собой:

a) Совмещение должностей;

b) Работу в сверхурочное время;

c) Внешнее совместительство;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

  1. Возможными источниками внешнего подбора сотрудников являются:

a) Рекрутинговые агентства;

b) Службы занятости, биржи труда;

c) Высшие и средние специальные учебные заведения;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

  1. Исследование рынка труда, изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам, поиск и привлечение кандидатов на вакантные позиции организации, повышение конкурентоспособности кандидата, анализ новых профессий, специальностей и учебных заведений, относятся к функциям:

a) Кадрового менеджмента;

b) Кадровой политики;

c) Кадрового планирования;

d) Кадрового маркетинга.

Правильный ответ - d)

  1. Среди основных функций маркетинга персонала можно выделить:

a) Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;

b) Исследование рынка труда;

c) Поиск и привлечение кандидатов на вакантные позиции организации;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

  1. Серия мероприятий и действий, осуществляемых организацией для выявления из общего числа претендентов наиболее подходящего работника для вакантной позиции, называется:

a) Согласованием спроса и предложения рабочей силы;

b) Собеседованием;

c) Интервью;

d) Профессиональным отбором.

Правильный ответ - d)

  1. Первичный этап отбора включает:

a) Анализ резюме, телефонные переговоры, изучение документов и рекомендаций;

b) Тестирование для диагностики профессиональных способностей, личностных качеств и мотиваций кандидата;

c) Собеседование;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

  1. Метод собеседования, основанный на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных ученых и руководителей, называется:

a) Немецким методом;

b) Китайским методом;

c) Британским методом;

d) Американским методом.

Правильный ответ - a)

  1. Управленческий процесс введения новых работников в курс их новых задач на новом месте работы в новом трудовом коллективе характеризуется как:

a) Трудовая адаптация;

b) Социальная адаптация;

c) Личностная адаптация;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

13. Категории персонала структурируются по:

a. профессиям, специальностям, квалификации;

b. рабочим и служащим;

c. должностям;

d. все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – a)

14. Кадровое планирование реализуется посредством:

a. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в стратегическом или оперативном плане работы с персоналом;

b. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в стратегическом плане работы с персоналом;

c. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом;

d. потребности планирования в персонале.

Правильный ответ – a)

Наши рекомендации