Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения

Под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик товара (изделия), определяющих его успех на данном рынке, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность — это степень соответствия совокупности свойств объекта ценностной системе рынка. Границы понятия конкурентоспособность непрерывно расширяются, переходя от конкурентоспособности изделия к конкурентоспособности предприятий и даже государств. Конкурентоспособность обеспечивается высоким технологическим уровнем и качеством, соответствием требованиям и стандартам стран-импортеров, фирм-покупателей, высоким уровнем технологического обслуживания, патентной чистотой и патентной защитой, приемлемой ценой, льготными условиями платежа и т. д.

Проанализируем ряд виброзащитных технологий для выявления наиболее конкурентоспособной на определенном международном рынке.

Защита современных транспортных систем, в частности автомобилей, от механических динамических воздействий обеспечивается виброизоляторами. Виброизоляторы являются комплектующими элементами, которые закупаются на рынке фирмами — производителями автомобилей. Разновидностей виброизоляторов достаточно много. Поэтому перед фирмами изготовителями, с одной стороны, и фирмами-покупателями — с другой, возникает проблема выбора наиболее рациональных элементов для производства и эксплуатации.

Задачу выбора рационального виброизолятора с учетом наиболее важных критериев качества рассмотрим на примере анализа четырех альтернатив: а1 — пневматического виброизолятора; a2 — металлического торсионного элемента, работающего на скручивание; a3 — винтовой пружины; a4 — резинового элемента.

Для оценки альтернатив используем восемь критериев качества:

F1 — собственная частота колебаний виброизолятора (f, Гц);

F2—долговечность элемента (Т, лет);

F3 — габаритный размер (h, метр);

F4 — коэффициент передачи на резонансе (Tz, безразмерные единицы);

F5 — устойчивость к механическим повреждениям (шкала экспертных оценок);

F6 — стоимость (тыс. руб.);

F7 — шумоизоляция (дБ);

F8 — патентная чистота (условные единицы измерения).

На основании функций принадлежности всех альтернатив по восьми критериям определены их конкретные значения, которые представляют собой следующие нечеткие множества:

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

По этим данным составлены матрицы нечетких отношений предпочтения R1, ..., R8

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Задача выбора решается в соответствии с описаннойвыше процедурой.

1. Строим нечеткое отношение Q1 = R1 Ç R2 Ç …Ç R8:

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Находим подмножество недоминируемых альтернатив на множестве {А, Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru }:

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

по всем i и j (i ¹ j):

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

2. Строим отношение Q2.

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Коэффициенты wk относительной важности критериев имеют следующие значения: w1 = 0,23, w2 = 0,09, w3 = 0,04, w4 = 0 23 w5 = 0,04, w6 = 0,09, w7 = 0,23, w8 = 0,04.

Определяем нечеткое отношение Q2.

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

Находим подмножество недоминируемых альтернатив множества [А, Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru }:

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

по всем i и j (i ¹ j):

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

3. Результирующее множество недоминируемых альтернатив есть пересечение множеств Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru НД и Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru НД :

Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения - student2.ru

4. Следовательно, рациональным следует считать выбор альтернативы a1 имеющей максимальную степень недоминируемости.

Наши рекомендации