Тема №14 «Дисперсионный анализ»

Цель:научиться применять однофакторный дисперсионный анализ для проверки гипотезы о равенстве математических ожиданий нескольких нормально распределённых генеральных совокупностей.

Краткие теоретические сведения:

Дисперсионный анализ применяют, чтобы установить, оказывает ли существенное влияние некоторый качественный фактор Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , который имеет Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru уровней Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru на изучаемую величину Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru . Или, фактически, проверяют гипотезу о равенстве математических ожиданий наблюдаемых значений на каждом из уровней.

Идея дисперсионного анализа состоит в сравнении «факторной дисперсии», порожденной воздействием фактора, и «остаточной дисперсии», обусловленной случайными причинами.

Если различия между дисперсиями значимо, то фактор оказывает существенное влияние на Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , в этом случае математические ожидания наблюдаемых значений на каждом уровне (групповые средние) различаются также значительно.

Пусть на Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru действует фактор Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , который имеет Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru постоянных уровней. Будем предполагать, что число наблюдений (испытаний) на каждом уровне равно Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru . Тогда наблюдалось Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru значений Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru признака Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , где Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru – номер испытания, Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru – номер уровня фактора.

Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы:

№ испытания Уровни фактора Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ruТема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ruТема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru … … … … Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ruТема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru

Далее рассчитываем остаточную и факторную дисперсии по формулам:

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru ,

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru ,

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru .

Гипотеза о значимости фактора принимается, если Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , где Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru уровень значимости, Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru и отвергается, если Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru (смотрите тему о сравнении двух дисперсий нормальных генеральных совокупностей).

Пример. Произведено 10 испытаний, из них 4 на первом уровне фактора, 4 – на втором и 2 – на третьем.

№ испытания Уровни фактора Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
 
 

Методом дисперсионного анализа при уровне значимости 0,01 проверить нулевую гипотезу о равенстве математических ожиданий. Предполагается, что выборки извлечены из нормальных совокупностей с одинаковыми дисперсиями.

Решение.

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru

44942-40960=3982,

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru

=44272-40960=3312,

Qост=3982-3312=670.

S2факт= Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , S2ост= Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru .

Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru , Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru .

Так как Fнабл>Fкр – нулевую гипотезу о равенстве математических ожиданий отвергаем, следовательно, принимаем гипотезу о значимости фактора.

Контрольные вопросы:

1. Постановка задачи дисперсионного анализа.

2. Факторная и остаточная дисперсии.

3. Проверка гипотезы о равенстве математических ожиданий нескольких генеральных совокупностей методом дисперсионного анализа.

4. Двухфакторный дисперсионный анализ.

5. Дисперсионные модели.

Контрольные задания:

1. Произведено по 4 испытания на каждом из трёх уровней. Методом дисперсионного анализа при уровне значимости 0,05 проверить нулевую гипотезу о равенстве математических ожиданий. Предполагается, что выборки извлечены из нормальных генеральных совокупностей с одинаковыми дисперсиями.

Номер испытания Уровни фактора Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru

2. Методом дисперсионного анализа при уровне значимости 0,01 проверить нулевую гипотезу о равенстве математических ожиданий. Предполагается, что выборки извлечены из нормальных генеральных совокупностей с одинаковыми дисперсиями.

Номер испытания Уровни фактора Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
 
   
 

3. В четырёх экспериментальных центрах проверялись три методики тестирования. Данные об успешности тестирования приведены в таблице. Требуется при уровне значимости 0,05 проверить влияние на успешность тестирования методик (фактор А) и экспериментальных центров (фактор В).

  А1 А2 А3
В1
В2
В3
В4

Задания для домашней работы:

При уровне значимости 0,05 проверить нулевую гипотезу о равенстве математических ожиданий. Предполагается, что выборки извлечены из нормальных совокупностей с одинаковыми генеральными дисперсиями.

Номер испытания Уровни фактора Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru
Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru Тема №14 «Дисперсионный анализ» - student2.ru

Наши рекомендации