Тема 8. предел и непрерывность функций

Не повторяя данных в учебнике определений и доказательств, рассмотрим ряд конкретных примеров, в которых отражена сущность теории пределов.

Пример 1.

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Подстановка на место x его предельного значения, т.е. числа 2, приводит к неопределенности вида тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . Преобразуем дробь тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru до перехода к пределу, разложив числитель и знаменатель на множители

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

теперь имеем тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пример 2.

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Подстановка предельного значения x ( т.е. числа 0) приводит к неопределенности вида тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . Преобразуем дробь под знаком предела до того как тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

 
тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru = тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пример 3.

Найти тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Здесь выражение под знаком пределов представляет собой отношение двух многочленов аргумента n. И числитель и знаменатель дроби стремятся к бесконечности. В этом случае говорят, что имеется «неопределенность типа тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ».

Для отыскания предела следует раскрыть скобки и разделить числитель и знаменатель на высшую степень.

Получаем

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Так как тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пример 4.

Найти тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Как и в примере 3 целесообразно числитель и знаменатель дроби разделить на старшую степень, которую легко увидеть, если под каждым корнем оставить лишь старшую степень n (остальные слагаемые играют малую роль при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ).

В данном примере получаем тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Значит старшая степень -x. Разделив числитель и знаменатель на x, будем иметь тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , так как тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru при x тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Пример 5.

Найти тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Здесь мы имеем «неопределенность типа ( тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru )».

Умножив и разделив эту разность на сопряженное выражение тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , получим тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

.

Такой предел рассматривался в предыдущем примере. Разделив числитель и знаменатель на x, будем иметь тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Пример 6.

Вычислить тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Здесь основание степени тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru при x тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ,а показатель тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ; таким образом имеем «неопределенность типа тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ». В этом случае следует воспользоваться вторым замечательным пределом: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Преобразовав выражение, получаем

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ,

так как выражение в квадратных скобках стремится к е, а тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пусть, например, требуется вычислить тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Рассмотрим случай тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , тогда показатель стремится к тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , основание к 4, значит искомый предел равен тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . Если тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , то показатель тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ,основание стремится к 4 и искомый предел равен 0. Итак

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Пример 7.

Найти тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Для решения применим предел тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Здесь при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru и числитель и знаменатель стремятся к нулю, получаем «неопределенность типа тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ». Используя формулу тригонометрии

имеем

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Заметим, что cos(15x) тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru при x тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , поэтому

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Пример 8.

Найти тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Известно ( следствие теоремы Безу), что если многочлен обращается в нуль при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , то он делится без остатка на тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , поскольку и числитель и знаменатель рассматриваемой дроби обращается в нуль при х=1 «неопределенность типа тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru », то как и в предыдущей задаче, можно сократить дробь на х-1. Разделив числитель и знаменатель на x-1

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

получаем

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пример 9.

Найти точки разрыва функции тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . Изобразить график в окрестности точки разрыва.

Знаменатель тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , при х=1 обращается в нуль и значит f(x) при x=1 не существует, следовательно, x=1 - точка разрыва функции. Для определения типа разрыва надо найти пределы функции слева и справа при х=1.

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

При тех же рассуждениях получим тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru . тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Итак, пределы функции слева и справа при тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru равны, но в точке x=1 функция не определена, значит, точка устранимого разрыва. График функции в окрестности точки разрыва выглядит следующим образом:

 
  тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Такой разрыв называют устранимым разрывом, так как доопределив функцию f(x) надлежащим образом (положив при x=1 f(x) =4) получим непрерывную функцию:

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ТЕМА 9. ПРОИЗВОДНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛ

При освоении техники дифференцирования необходимо заучить таблицу производных основных элементарных функций и научиться пользоваться основными правилами дифференцирования. При этом особое внимание следует уделить дифференцированию сложных функций.

Пример.1

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Данную функцию можно представить в виде цепочки двух простых функций: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ; тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .Согласно правилу дифференцирования сложной функции имеем: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Но тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , а потому тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Пример 2.

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Очевидно, что тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru и тогда тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ,так как тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , то тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

В двух рассмотренных примерах каждая из сложных функций содержала лишь один промежуточный аргумент u и поэтому разлагалась на цепочку из двух простых функций. В более сложных случаях промежуточных аргументов может оказаться больше одного.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ

В дополнение к примерам, разобранным в тексте учебника, рассмотрим еще следующий пример.

Пример. Исследовать функцию тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru и построить ее график.

1. Область определения данной функции - вся числовая ось, кроме точки тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

2. Функция не является ни четной, ни нечетной. Действительно, f(-x)= тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru и тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru -f(x).

3. Прямая тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru есть вертикальная асимптота, так как точка тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru есть точка разрыва второго рода.

4.Найдем угловой коэффициент наклонной асимптоты, предполагая, что такая существует: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ; тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Находим свободный член b для уравнения асимптоты: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Итак, уравнение асимптоты: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

5. Находим критические точки, т.е. точки, в которых первая производная обращается в нуль: тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Производная обращается в нуль, если тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru и тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Подвергая испытанию каждую из этих двух точек, можно узнать, меняется ли знак производной при прохождении аргумента через точки 0 и 3:

а) y¢<0 при x<0 ( функция убывает), y¢>0 при x>0 ¢ ( функция yвозрастает), следовательно, в точке x=0 функция y достигает минимума, причем тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru ;

б) при x<3 y¢>0 (возрастает); x>3 y¢<0 (убывает).

Таким образом, в точке x=3 функция достигает максимума, равного тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

6. Для уточнения графика функции найдем точки перегиба и установим направление вогнутости ( выпуклости) кривой в различных интервалах, для чего обращаемся ко второй производной). Положительный множитель 2, входящий в первую производную, может быть отброшен, поскольку он не влияет на знак второй производной. Имеем

тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru

Если тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru , то y²>0 и кривая обращена вогнутостью вверх.

При тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru знаменатель ( 3- 2х)3 <0 и тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru .

Следовательно, справа от точки разрыва кривая обращена вогнутостью вниз. Точек перегиба нет, y² ни при каком значении из области определения не обращается в нуль. Принимая во внимание выводы всех предыдущих пунктов, строим график функции

 
  тема 8. предел и непрерывность функций - student2.ru


Наши рекомендации