Ошибки на уровне буквы и слога.

Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников – пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том, что ученик не вычленяет составе слова всех его значимых компонентов: санки – «снки» Пропуск двух и более букв (как гласных, так и согласных) – следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: девочка – «девча».

Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место:

 при нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;

 при нечётком различении звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство;

 при нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.

Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается в письме то верно, то ошибочно.

Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и двигательным ощущениям – кинестезиям. Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения ещё до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений.

Смешение букв по кинетическому сходству может повлечь за собой снижение качества письма в целом. У учащихся «размываются» неокрепшие ещё связи между звуком и буквой. У части детей младших классов смешение букв переходит из письма в чтение как рукописного, так и печатного текста.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудности анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура при этом может оставаться без искажений: ковром – «корвом».

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (чаще в случаях, когда один из этих согласных взрывной): «шекола», «девочека». Эти вставки можно объяснить призвуком, который появляется при медленном проговаривании слов.

Ошибки на уровне слова.

Трудности на уровне анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова. Так, ошибочно определяются ошибки на уровне границы слов.

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

 Когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение «и дут», «я сный». По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании предлога, союза;

 При сочетании согласных из-за их меньшей артикуляционной слитности происходит разрыв слова: «б рат», «д ля».

Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «кдому», «усосны».

Нередки и случаи слитного написания двух самостоятельных слов: «кругомтихо», вседети».

В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноимённой буквы в составе обоих слов, иначе говоря, ребёнок сбивается с замысла письма. Многократно проговаривая при письме слова, он на повторяющемся звуке сбивается на следующее слово. При этом, как правило имеет место пропуск части первого слова: «было лето – былето».

Неизбежно отражаются в письме учащихся трудности морфологического анализа и синтеза. Ошибки обнаруживаются при попытке подбора проверочных слов: «рукав - рукавы».

Ошибки на уровне предложения (словосочетания).

В письменных работах учащихся нередко отсутствует обозначение границ предложений или эти границы обозначаются произвольно.

В определённой мере подобное написание объясняется тем, что поначалу внимание ребёнка не может продуктивно между многими задачами письма: графическими, логическими, фонематическими и др. имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.

Нередки случаи несогласованности членов предложения в роде, числе, падеже: «ворона перезимовало».

Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к случайному согласованию слов в предложении (даже в записи под диктовку): «Засыпанным снегом лес был сказочно красив».

По теории механизмов речи, на корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова. Смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их в долговременной памяти в такой комбинации. При составлении сообщения из слов необходимо умение удерживать исходные элементы в кратковременной памяти – для их синтеза. Сужение объём оперативной памяти у детей, страдающих дисграфией, приводит их к ошибкам согласования и управления при операции составления сообщения из слов.

Таким образом, обзор ошибок письма учащихся показывает, что дисграфия есть одно из проявлений системного нарушения речи, охватывающего все стороны речевого развития ребёнка, а также состояние ряда его неречевых функций и затрудняющего усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса.


Наши рекомендации