Критерий оптимальности транспортной задачи

План перевозок

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

является оптимальным планом тогда и только тогда, когда найдется система платежей

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

для которой выполняются условия :

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru Доказательство. Сформулируем вторую теорему двойственности в терминах переменных транспортной задачи.

Ели

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

удовлетворяют ограничениям прямой задачи, а

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

удовлетворяют ограничениям двойственной задачи, то для оптимальности плана

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

необходимо и достаточно выполнение условий

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Условие а) выполняется для любых допустимых решений прямой задачи, так как

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Условие b) можно расписать как следствие о дополняющей нежесткости, а именно

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Итак, для базисных переменных

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

имеем равенство

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

а для небазисных переменных

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

достаточно выполнения допустимости двойственных переменных Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Таким образом имеем условия 1) и 2) критерия.

Критерий доказан.

9.5 Построение опорного плана транспортной задачи

Методы решения транспортной задачи сводятся к простым операциям с транспортной таблицей, которая имеет вид: Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Базисными клетками транспортной таблицы являются клетки с от-

личными от нуля положительными перевозками, остальные клетки - свободные. Базисные клетки образуют опорный план транспортной задачи, если выполняются два условия:

1) сумма перевозок в каждой строке равна запасу Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru в данной

строке;

2) сумма перевозок в каждом столбце равна соответствующему

столбцу спросу

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Опорный план транспортной задачи содержит не более n+m-1

отличных от нуля перевозок

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Опорный план называется вырожденным, если число ненулевых перевозок

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

меньше и n+m-1, опорный план - невырожден, если число

ненулевых перевозок равно n+m-1.

Рассмотрим способы построения опорного плана в невырожденном и вырожденном случаях.

Метод севево-западного угла

Рассмотрим "северо-западный угол" незаполненной таблицы, то

есть клетку, соответствующую первому поставщику и первому потребителю.

Возможны три случая.

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Это означает, что первый поставщик отгрузил весь произведенный продукт первому потребителю и его

запас равен нулю, поэтому

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

При этом неудовлетворенный спрос в первом пункте потребления равен

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

то есть спрос первого потребителя полностью удовлетворен и поэтому Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

а остаток продукта в первом пункте производства равен

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

из рассмотрения можно исключить и поставщика, и потребителя. Однако при атом план получается вырожденным,

поэтому условно считается, что выбывает только поставщик,

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

а спрос потребителя остается неудовлетворенным и равным нулю.

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru

После этого рассматриваем северо-западный угол оставшейся не-

заполненной части таблицы и повторяем те же действия. В результате

через n+m-1 шагов получим опорный план.

10. Математическая модель транспортной задачи. Открытые и закрытые задачи. Допустимый, опорный и оптимальный планы перевозок.

Под названием «транспортная задача» объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могут быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.

Открытая и закрытая транспортные задачи. Выделяют два типа ТЗ: открытая ТЗ и закрытая ТЗ.

Транспортная задача называется закрытой, если выполняется условие баланса : суммарный объем производства равен суммарному объему потребления:

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru . (3.1)

Следнет обратить внимание на то, что математическая модель задает закрытую транспортную задачу.

Открытая ТЗ имеет место в двух случаях.

Первый случай. Суммарный объем производства меньше суммарного объема потребления:

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru . (3.2)

Известно, что для существования допустимого решения транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы задача была закрытой. Поэтому транспортную задачу открытого типа предварительно необходимо свести к закрытой, для чего вводится фиктивный пункт производства с номером m+1 с объемом производства:

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru , (3.3)

при этом полагают Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru .

Второй случай. Суммарный объем производства больше суммарного объема потребления:

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru . (3.4)

Для сведения ТЗ к закрытому типу вводят фиктивный пункт потребления с номером n+1 с объемом потребления:

Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru , (3.5)

при этом полагают Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru .

Методы решения.

· Как задача линейного программирования ТЗ может быть решена симплекс методом [4].

· Также разработаны специальные (более эффективные) методы решения транспортной задачи: обобщенный венгерский метод [4]; метод северо-западного угла, метод минимального элемента для нахождения опорного плана; метод потенциалов для нахождения оптимального плана [3].

11. Построение начального (опорного) плана перевозок по методу северо–западного угла и по методу наименьшей стоимости.

1.Метод северо-западного угла. При нахождении опорного плана на каждом шаге рассматривают первый из оставшихся пунктов отправления и первый из оставшихся пунктов назначения. Заполнение клеток таблицы условий начинается с левой верхней клетки для неизвестного Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru («северо-западный угол») и заканчивается клеткой для неизвестного , Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru т.е. как бы по диагонали таблицы.

2. Метод наименьшей стоимости. Суть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую и в клетку Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru , которая ей соответствует, помещают меньшее из чисел Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru и Критерий оптимальности транспортной задачи - student2.ru , затем из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя. Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и процесс размещения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены.

Наши рекомендации