Как определить, есть ли у вас синестезия?
Есть много разновидностей синестезии, задокументированных исследователями: что-то около 70. По моим наблюдениям, у каждой разновидности может быть еще несколько подтипов проявления, так как коллеги-ученые для удобства или по неведенью применяют недостаточно четкие основы для классификаций. Тем не менее, если у вас более или менее распространенная форма синестезии, то для неё наверняка уже существует особый тест, даже не один (смотри выше о способах исследования синестезии). Однако мы продолжаем открывать новые разновидности и новые основы для группировки их проявлений. Так, недавно были открыты звуковая синестезия на движение и цветовая синестезия на стили плавания (!!). Впрочем, если понимать синестезию не как межчувственную связь, а как связь мышления и чувств, основанную на предсознательной классификации, то эти открытия – продолжение такой логики исследования.
Синестетические особенности своего восприятия человек часто открывает случайно. Долго считая синестезию общим для всех людей переживанием, он вдруг в разговоре, при просмотре телепередачи или других материалов СМИ делает вывод о своей оригинальности. При этом не стоит путать оригинальность личности как таковой и нашего субъективного мира в частности с непроизвольностью синестетических реакций. Ведь синестезия – это не ассоциации: синестет часто сам не знает, что стоит за каждой связью, а связи эти имеют совершенно особый характер. Например, у синестета, у которого имена окрашиваются в определенный цвет вне зависимости от буквенного состава (имя Александр – коричневое, а Алексей – белое и т.д.), совершенно новые и даже экзотические для нашей культуры имена, такие как Готтлиб или Бертран, приобретут определенный цвет, непредсказуемый даже для самого синестета. В чем же здесь, скажите, ассоциация? С чем именно и по какой причине?
Поэтому под синестезией – с целью её выявления и выделения из ряда других явлений – понимают не просто чувственную связь, а избыточную, такую, которая как бы дублирует сенсорную активность и имеет очень строгую систематичность, закономерность и непроизвольность. Синестезия практически не меняется со временем. Синестетические ощущения возникают, даже если вы не обращаете на них внимания. Как правило, они весьма упорядочены, то есть, избирательно проявляются на какие-то особые группы звуков, букв, понятий, названий. Чтобы четче в себе разобраться, можно сравнить свои ощущения с ощущениями знакомых и друзей, покопаться в доступной литературе и, конечно, пройти анкетирование (анкета помещена на нашем сайте).
В чем значение синестезии?
Моё тесное и дружеское общение не с одним десятком синестетов открыло для меня удивительный факт: значение синестезии для самого синестета может варьироваться от совершенного к ней равнодушия до экзальтированного преклонения перед нею. Все это зависит от личных свойств, мировоззрения и опыта. Так, наверное, и должно быть. Чем меньше изучено явление, тем большим количеством личных интерпретаций насыщается его понимание.
Синестезия может быть основным свойством восприятия, вокруг которого разворачивается внутренний мир синестета, его творчество и отношение с другими людьми. Иногда происходит и обратное: синестезия может избегаться, скрываться и служить причиной комплексов, чувства неполноценности или сомнения в своей «адекватности». И в том, и в другом случае важно наличие образовательных материалов, совместного общения, умение понимать свои уникальные свойства, не только и не столько синестетические, но и те, что проявляются в сопоставлении всех личных качеств, видение себя целостно, в развитии, в отношении с другими. Тогда синестезия не приобретает флёр загадочного дара, не становится назойливым балластом или никчемной диковинкой, а предстаёт как индивидуальная особенность восприятия, значимое умение и черта, способная гармонично развиваться.
Феномен синестезии важен также и для культуры и искусства. Это весьма разработанная тема, и я могу лишь поверхностно пересказать самые общие её моменты, не претендуя на полноту понимания.
В первую очередь, синестезия как способ творчества или, точнее, как мировоззрение очень распространена в произведениях романтизма и символизма. Она даёт основу для формальных методов абстракционизма и оказывается эффектом, на который рассчитаны технические решения некоторых современных мультимедийных работ. Вероятно, обращение к межчувственным связям возвращает произведению полноту ощущений, избавляя его от приевшейся одномерности и «накатанности» практики самовыражения, которые появляются у жанра или направления из-за повторений на предыдущих этапах развития искусства.
Любое произведение претендует на построение целостного мира – то есть, в той или иной степени синестетично. Поэтому, на мой взгляд, важно понять саму причину декларации художником своих произведений как синестетических или межчувственных. Для романтиков это мог быть программный шаг, обозначающий разрыв с чопорностью эпохи классицизма и проявившийся в волне экспериментов с чувственностью на фоне протестов против доминировавшего в познании мира рационализма. В свою очередь, если бы не синестетические манифесты Кандинского, абстракционизм быстрее исчерпал бы средства, доступные зрению и полотну. В данном случае синестезия способствовала установлению совершенно новых связей между субъективным переживанием и его отображением - обновляемой символике отвлеченных форм и цвета. Для художников мультимедиа важна претензия на полнокровность творимого ими виртуального пространства и попытка вырваться посредством включения иных, помимо зрения, чувств из пикселированного мира без теней и гравитации.
Другое важное значение синестезии в культуре – и в данном случае я говорю о феномене непроизвольной синестезии – опыт мистического откровения. Вероятнее всего, первые сообщения о синестезии воспринимались именно так. Если вдуматься в то, что некоторые проявления синестезии сходны с описанием «аур» и «испускания энергий», что до массового распространения письменности подавляющее число книг имело религиозный характер, а музыка сопровождала в основном культовые действа или была относительной редкостью, то синестезия могла восприниматься как физическое подтверждение существование иного мира и приближенности некоторых людей к священным источникам и действам, то есть - к знанию чего-то, недоступного другим.
В рамках научных исследований психики человека значение синестезии, на мой взгляд, ни в зарубежной, ни в российской психологии еще не было оценено по достоинству. Дело в том, что исследователи чаще обращают внимание на более видимую, проявляющуюся сторону синестезии: окрашивание музыки, визуализацию последовательности числовых рядов или единиц времяисчисления. Конечно, эти проявления очень важны, однако не только как факт, но и как возможность человеческого разума – случайная или закономерная. Впрочем, еще важнее попытаться понять условие и основу её возникновения в контексте целостного, системного понимания нервной системы человека.
На мой взгляд (я здесь сильно упрощу свою позицию), исследование синестезии может пролить свет не только на частные вопросы об особенностях памяти, внимания или восприятия человека, но и, учитывая, с одной стороны, символический характер синестезии, а с другой – её слитность с бессознательными механизмами психики, способствовать нашему пониманию таких собственно человеческих проявлений, как символизация, абстрактное мышление, связь мышления и ощущений, их закономерное взаимодействие. То есть, исследование синестезии может, по существу, приоткрыть некоторые стороны баланса между свободой и детерминированностью, который позволяет нам избавляться от средовой зависимости, но тем не менее держит человека в адаптивном напряжении и не позволяет окончательно оторваться от насущной реальности.
Синестетические механизмы делают символ, знак и абстрактные понятия индивидуально значимыми и одновременно - физически реальными и универсальными, как бы погруженными в физиологию и приобретающими тем самым самодостаточность. Программой-максимум в исследовании синестезии, по-моему, должно стать именно такое определение и выявление синестетических основ человеческого сознания.