Сущность адаптации, этапы и управление ею
Адаптация – процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Этапы адаптации:
1. Оценка уровня подготовленности новичка. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку но и опыт работы в аналогичных подразделениях, то адаптация будет минимальной.
2. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумов.
3. Действенная адаптация – приспособление новичка к своему статусу и включение в отношения с коллегами непосредственно.
4. Функционирование – постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе.
Методы управления адаптацией:
* организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
* проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
*интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
* выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
* выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
*проведение в коллективе ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Билет № 12
Оценка персонала в организации и его аттестация
Оценка персонала предполагает:
*определение уровня развития профессионально важных качеств у конкретного работника
*сопоставление полученных результатов с требованиями к занимаемой должности
*выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами
*прогнозирование роста эффективности деятельности каждого из сотрудников
*определение перспектив роста
*подготовка решений по ротации персонала.
Основной смысл оценки персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководители имели возможность определить в какой степени результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организация могла создать такие программы УП, которые позволяли бы максимально использовать потенциал человеческих ресурсов организации.
Аттестация персонала – это кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Ее главное назначение – не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Формы аттестации:
*аттестационный лист
*структура письменной характеристики на аттестацию
*бланк оценки рабочих показателей и деловых качеств аттестуемого
*отчет аттестуемого о проделанной работе
*план работы аттестуемого
*заключение аттестационной комиссии.
Оценка персонала по результатам аттестации:
*диагностика уровня развития профессионально важных качеств
*сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы
*выявление сотрудников с отклоняющимися от стандарта качествами
*оценка перспектив эффективной деятельности
*оценка роста
Работа с кадровым резервом
Кадровый резерв – это часть персонала, обладающая способностью к управленческой деятельности, отвечающая требованиям, предъявляемым вышестоящей должностью, подвергшаяся отбору и прошедшая систематическую целевую подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации в будущем.
Методы работы с резервом можно разделить на две основные категории:
• методы формирования списка резерва;
• методы формирования резерва на конкретные должности.
Методы формирования списка резерва:
• анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения);
• наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту);
• оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы;
• метод заданной группировки работников — когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
Методы формирования списков резерва на конкретные должности
• оценка кандидатов;
• сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
• сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности.
Этапы работы с кадровым резервом:
• анализ потребности в резерве;
• формирование резерва как такового;
• оценка и сравнение кандидатов;
• корректировка предварительного списка по результатам предшествующего этапа;
• подготовка резерва;
• поддержание резерва
Билет № 13