Основные функции служб управления персоналом
Служба управления персоналом может включать следующие отделы:
*отдел кадров
* отдел обучения и развития;
* отдел оплаты и стимулирования работников,
* отдел коммуникаций.
К функциям УП (обобщенно) можно отнести следующие:
* планирование персонала
*набор и отбор персонала
* заключение и расторжение трудовых .договоров;
* профадаптация и профориентация;
* обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;
* развитие мотивации, карьеры сотрудников;
* управление дисциплиной
* улучшение условий работы и решение социальных вопросов.
Типичными основными функциями служб УП являются:
* участие в разработке и реализации целей и политики организации в области УП;
* разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала организации;
* прогнозирование и планирование потребности в персонале, участие в решении задач, связанных с удовлетворением каждого сотрудника условиями, содержанием и характером работы;
*улучшение качественного состава персонала организации, создание условий стимулирующих постоянный рост профкомпетенции;
*формирование резерва кадров на основе анализа общей и дополнительной потребности в персонале и политики планирования карьеры.
Виды и формы трудовых перемещений персонала. Текучесть кадров
Формы:
*абсолютное высвобождение
*частичное (внутреннее) высвобождение
Виды абсолютного высвобождения (увольнения) персонала обусловлено такими причинами:
* увольнение по инициативе сотрудника, т. е. по собственному желанию, увольнение вследствие институциональных изменений в жизни сотрудника, например рождение ребенка, уход в армию, поступление в институт;
* увольнение по инициативе администрации - это несоответствие работника занимаемой им должности или связаны с необходимостью сокращения численности работников.
* в случае необходимости сокращения численности персонала
Существуют следующие способы частичного высвобождения персонала:
* введение неполного рабочего дня, сокращение рабочей недели, предоставление сотрудникам временных неоплачиваемых отпусков;
* прекращение приема новых сотрудников с расчетом на постепенное сокращение их численности;
* перевод работников из трудоизбыточных подразделений в трудонедостаточные, равномерное распределение работников между подразделениями;
* освоение новых видов работ для открытия новых рабочих мест.
Текучесть кадров представляет собой явление, характеризующееся частыми и массовыми увольнениями сотрудников, происходящих по инициативе самих сотрудников или по инициативе администрации, неудовлетворенной их трудовым поведением.
Основные причины текучести кадров:
• неудовлетворительные условия, охрана и содержание труда;
• неудовлетворительная организация труда;
• трудовые конфликты, связанные с напряженными отношениями в коллективе и с руководством;
• отсутствие перспектив продвижения по службе и профессионального роста.
Билет № 8
Виды кадровой политики. Факторы, влияющие на выбор кадровой политики
В настоящее время выделяют два основания для классификации типов или видов КП:
Первое основание связано с уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации.
Выделяют следующие виды КП:
1. Пассивная. Сводится к ликвидации негативных последствий.
2. Реактивная. Ограничивается оперативным кадровым планированием.
3. Превентивная. КП введется на основе краткосрочного и среднесрочного прогнозирования, однако организация не имеет средств для влияния на нее.
4. Активная. Руководство имеет не только прогноз, но и средства для воздействия на кадровую ситуацию.
Второе связано с ориентацией на собственный персонал или на привлечение внешнего персонала.
По второму основанию выделяют два вида КП:
1. Открытия. Характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне.
2. Закрытая. Организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит из числа сотрудников организации.
Т.о. КП должна стать важным элементом системы УП, интегрированным с управленческой, инвестиционной, финансовой, социальной и производственной политикой предприятия.