Стиль руководства и качество управления
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему, стиле.
Во все времена стилю придавалось исключительное значение в человеческом общении, в том числе и в реализации функции управления. Честерфильд говорил, что «стиль – одежда мысли», а Бюффон утверждал даже, что «стиль – это сам человек». Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля работы, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций, а тем самым и стоящих перед системой задач.
Следовательно, стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
В стиле руководства выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также с коллегами и вышестоящими руководителями.
Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частном повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами высоко ценится. По их заверению, наилучший тип руководителя – динамический, а умение руководить – умение менять стиль руководства.
На практике подчас недооценивают стиль руководства. Между тем множество фактов свидетельствует о колоссальном потенциале, заложенном в стиле руководства, способном преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.
Стиль руководителя впитывает в себя объективные и субъективные слагаемые. Объективными слагаемыми считаются: закономерности управления; специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.
Вместе с тем всякая управленческая деятельность, так или иначе, субъективно окрашена, ибо сначала она мысленно «проигрывается» руководителем, который из массы возможных способов целенаправленного воздействия на подчиненных выбирает в каждой конкретной ситуации наиболее целесообразные. Личные качества руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом, что проявляется в стиле руководства. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.
В стиле руководителя проявляются его личные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей возглавляемого им коллектива. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются – непосредственно или опосредованно – на степени удовлетворенности трудов и мотивов поведения подчиненных, характере их межличностных отношений. Следовательно, субъективные составляющие стиля обусловливаются чертами личности руководителя, прежде всего спецификой психического склада характера.
В деятельности руководителя субъективные и объективные компоненты его стиля переплетены настолько плотно, что не всегда возможно их вычленение. Если в стиле четко не просматривается его объективная основа, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности руководимой им организации.
То обстоятельство, что стиль при всей его индивидуальности имеет объективную основу, подтверждается и тем, что он во многом формируется в зависимости от особенностей той или иной системы, характера выполняемых аппаратом управления функций. Например, не могут не различаться стили руководителей хозяйственной системы, школы и исполкома, коллективов, где преобладают люди старшего или молодого возраста; высококвалифицированные и не столь подготовленные работники, мужчины или женщины и т.д. Значит, можно говорить о стиле работы безотносительно к тому, кто является его конкретным носителем, но в этом случае могут быть высказаны лишь общие соображения. Разговор становится предметным только после того, как названо должностное лицо, о котором идет речь.
Исходя из сказанного, формулируются основные факторы, определяющие стиль руководства. К ним могут быть отнесены:
· требования, предъявляемые к компетентности, деловитости, ответственности, личным качествам, нравственности, характеру, темпераменту и пр.;
· специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя;
· окружающая производственная среда – формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.д.;
· особенности руководимого коллектива – его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций.
Стиль работы представляет собой социальное явление, так как, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он нередко в решающей степени предопределяет результаты деятельности системы.
Стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения его подчиненных. Он определенным образом оценивается и воспринимается ими. Многие подражают своему руководителю, стремятся его копировать. Поэтому стиль работы подчиненных аттестует их руководителя, пожалуй, столь же убедительно, как поведение детей – их родителей.
Итак, сообразуясь с объективно существующими обстоятельствами и опираясь на свои личные качества, каждый руководитель вырабатывает собственный стиль работы.