Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.

Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимуще­ственной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерностей "переноса" физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чере­дования работы и отдыха.

В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного (однонаправленного) и комплексного характера, различной величины - большие, значительные, средние и малые. Первые предусматривают преимуще­ственное развитие отдельных способностей, к примеру, скоростных или силовых, а вторые - обеспечивают последовательное или параллельное (одновременное) со­вершенствование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и вы­носливости при работе анаэробного характера и т.д.

Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии занятий оказывает на орга­низм человека более глубокое, но локальное воздействие по сравнению с комплек­сными нагрузками. В практике встречаются различные варианты сочетания нагру­зок избирательной направленности. К примеру, для развития аэробной выносливо­сти лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно применять передвиже­ние только на лыжероллерах. Однако выполнять это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов: вначале следует использовать интервальный метод, а потом - равномерный или наоборот, можно использовать комплекс раз­личных однонаправленных средств в структуре одного метода тренировки.

Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагрузок комплексной направ­ленности с последовательным развитием различных способностей в первую оче­редь необходимо:

1. Определить рациональную последовательность, т.е. порядок и очередность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию разных способностей.

2. Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок.

Доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физио­логический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносли­вости. Последние же оставляют за собой фон, который в течение ряда часов (если возрастание было значительным) может неблагоприятно сказываться на выполне­нии скоростных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, причем положительное после­действие может иметь место при известных условиях как в том случае, когда сило­вые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последовательно­сти.

Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться следующего порядка применения по их преимущественной направленности:

СИЛОВЫЕ→СКОРОСТНЫЕ→НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

ИЛИ

СКОРОСТНЫЕ→СИЛОВЫЕ→НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдельных за­нятий, и для очередности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах. Конечно, указанный порядок не является единственным в практике физи­ческого воспитания и спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготов­ленности занимающихся, величины и динамики применяемых нагрузок, общей на­правленности занятий и т.д.) может встречаться и иной порядок сочетания.

Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в каждом конкрет­ном случае должен решаться с учетом их характера, направленности и последова­тельности применения, функционального состояния, индивидуальных особеннос­тей занимающихся и т.п.

Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера. - student2.ru

Рис. 8.2. Схемы комплексно-параллельной (1) и комплексно-последовательной форм организации нагрузок (2). (ТВ- тренировочные воздействия; А, В, С- нагрузки различной преимущественной направленности)

Комплексно-параллельной организации нагрузок присуще одновременное использование на каком-то этапе подготовки воздействий нагрузок различной пре­имущественной направленности. Подобная система организации, несмотря на по­вышение интенсивности или объема работы создает монотонное валовое воздей­ствие на организм. При этом, дифференцированные приспособительные реакции организма на специфические компоненты нагрузки выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка носит обобщающий характер. В результате, развива­ющий эффект нагрузки быстро исчезает, адаптационный процесс замедляется, а уровень развития физических способностей стабилизируется или даже снижается. На рис. 8.2. представлены принципиальные схемы комплексно-последователь­ной и комплексно-параллельной форм организации нагрузок различной направлен­ности в рамках длительного периода занятий. Выбор того или иного варианта соче­тания и размещения нагрузок зависит от поставленных задач, уровня подготовлен­ности и от этапа занятий.



Наши рекомендации