Тема 4.1. Функции и их свойства

Самостоятельная работа №11

Тема 4.1. Функции и их свойства

Самостоятельная работа (4 часа)

Цель: Выработать навык построения графиков элементарных функций, изучить взаимное расположение графиков обратных функций.

Линейная функция

y = kx + b, k – угловой коэффициент, b – свободный член

y
x
xA
xB
yA
yB
B
A
a
y
x
y=2x
y=x
y=0,5x
y= -x
Пусть y1 = k1x + b1 и y2 = k2x + b2. Тогда: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru
y
x
y=2x
y=2x+5
y=-0,5x+5
y=-1
-1
-2
x=-2
k = tga Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Пропорциональные величины. Если переменные y и x прямо пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением:

y = k x ,

где k - постоянная величина ( коэффициент пропорциональности ).

График прямой пропорциональности – прямая линия, проходящая через начало координат и образующая с осью X угол Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , тангенс которого равен k : tan Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru = k ( рис.8 ). Поэтому, коэффициент пропорциональности называется также угловым коэффициентом. На рис.8 показаны три графика.

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru для k = 1/3, k = 1 и k = -3 .

Линейная функция. Если переменные y и x связаны уравнением 1-ой степени:

A x + B y = C , где по крайней мере одно из чисел A или B не равно нулю, то графиком этой функциональной зависимости является прямая линия. Если C = 0, то она проходит через начало координат, в противном случае - нет. Графики линейных функций для различных комбинаций A, B, C показаны на рис.9 Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Квадратичная функция

Это функция: y = ax 2 + bx + c, где a, b, c - постоянные, a Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 0. В простейшем случае имеем: b = c = 0 и y = ax 2. График этой функции квадратная парабола - кривая, проходящая через начало координат . Каждая парабола имеет ось симметрии OY, которая называется осью параболы. Точка O пересечения параболы с её осью называется вершиной параболы.

График функции y = ax 2 + bx + c - тоже квадратная парабола того же вида, что и y = ax 2, но её вершина лежит не в начале координат, а в точке с координатами: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru .

Форма и расположение в системе координат полностью зависит от двух параметров: коэффициента a при x2 и дискриминанта D: D = b2 – 4ac. Эти свойства следуют из анализа корней квадратного уравнения. Все возможные различные случаи для параболы показаны на рис.12. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Основные характеристики и свойства параболы:

- область определения функции: - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru < x < + Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( т.e. x Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru R ), а область значений: … ( ответьте, пожалуйста , на этот вопрос сами ! );

- функция в целом не монотонна, но справа или слева от вершины ведёт себя, как монотонная;

- функция неограниченная, всюду непрерывная, чётная при b = c = 0, и непериодическая;

- при D < 0 не имеет нулей. ( А что при D Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 0 ? ) .

y = ax2 + bx + c, D = b2 – 4ac - дискриминант

y
x
y=x2
y=2x2
y=0,5x2
M(x0,y0) – вершина параболы: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Уравнение параболы, проходящей через точку M: y = a(x – x0)2 + y0 x1, x2 – корни параболы: ax2 + bx + c = 0
y
x
a>0 D>0
y
x
a<0 D=0
y
x
a<0 D<0
y
x
a<0 D>0
y
x
a>0 D<0
y
x
a>0 D=0
y
x
x0
x1
x2
y0
M

3.Обратная пропорциональность.Если переменные y и x обратно пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением: y = k / x , где k - постоянная величина.

График обратной пропорциональности – гипербола ( рис.10 ). У этой кривой две ветви. Как показано на рис.10, произведение координат точек гиперболы есть величина постоянная, в нашем примере равная 1. В общем случае эта величина равна k, что следует из уравнения гиперболы: xy = k. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Основные характеристики и свойства гиперболы:

- область определения функции: x Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 0, область значений: y Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 0 ;

- функция монотонная ( убывающая ) при x < 0 и при x > 0, но не

монотонная в целом из-за точки разрыва x = 0 ( подумайте, почему ? );

- функция неограниченная, разрывная в точке x = 0, нечётная, непериодическая;

- нулей функция не имеет.

4. Степенная функция. Это функция: y = axn, где a , n – постоянные.

При n = 1 получаем прямую пропорциональность: y = ax;

при n = 2 - квадратную параболу;

при n = -1 - обратную пропорциональность или гиперболу.

Таким образом, эти функции - частные случаи степенной функции.

Мы знаем, что нулевая степень любого числа, отличного от нуля, равна 1, cледовательно,

при n = 0 степенная функция превращается в постоянную величину: y = a, т.e. её график - прямая линия, параллельная оси Х, исключая начало координат (поясните, пожалуйста, почему ? ).

Все эти случаи ( при a = 1 ) показаны на рис.13 ( n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 0 ) и рис.14 ( n < 0 ). Отрицательные значения x здесь не рассматриваются, так как тогда некоторые функции: y = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ; y = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru теряют смысл.

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Если n – целые, степенные функции имеют смысл и при x < 0, но их графики имеют различный вид в зависимости от того, является ли n чётным числом или нечётным. На рис.15 показаны две такие степенные функции: для n = 2 и n = 3. При n = 2 функция чётная и её график симметричен относительно оси Y. При n = 3 функция нечётная и её график симметричен относительно начала координат. Функция y = x 3 называется кубической параболой.

5.Показательная функция. Функция y = ax, где a - положительное постоянное число, называется показательной функцией. Аргумент x принимает любые действительные значения; в качестве значений функции рассматриваются только положительные числа, так как иначе мы имеем многозначную функцию. Так, функция y = 81x имеет при x = 1/4 четыре различных значения: y = 3, y = -3, y = 3 i и y = -3 i (проверьте, пожалуйста !). Но мы рассматриваем в качестве значения функции только y = 3. Графики показательной функции для a = 2 и a = 1/2 представлены на рис.17. Они проходят через точку ( 0, 1 ). При a = 1 мы имеем график прямой линии, параллельной оси Х, т.e. функция превращается в постоянную величину, равную 1. При a > 1 показательная функция возрастает, a при 0 < a < 1 – убывает Основные характеристики и свойства показательной функции:

- область определения функции: - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru < x < + Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( т.e. x Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru R );

область значений: y > 0 ;

- функция монотонна: возрастает при a > 1 и убывает при 0 < a < 1;

- функция неограниченная, всюду непрерывная, непериодическая;

- нулей функция не имеет.

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

6.Логарифмическая функция. Функция y = log a x, где a – постоянное положительное число, не равное 1, называется логарифмической. Эта функция является обратной к показательной функции; её график ( рис.18 ) может быть получен поворотом графика показательной функции вокруг биссектрисы 1-го координатного угла.

Основные характеристики и свойства логарифмической функции:

- область определения функции: x > 0, а область значений: - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru < y < + Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( т.e. y Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru R );

- это монотонная функция: она возрастает при a > 1 и убывает при 0 < a < 1;

- функция неограниченная, всюду непрерывная, непериодическая;

- у функции есть один ноль: x = 1.

7.Тригонометрические функции. При построении тригонометрических функций мы используем радианную меру измерения углов. Тогда функция y = sin x представляется графиком ( рис.19 ). Эта кривая называется синусоидой

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

График функции y = cos x представлен на рис.20; это также синусоида, полученная в результате перемещения графика y = sin x вдоль оси Х влево на Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru /2.

Из этих графиков очевидны характеристики и свойства этих функций:

- область определения: - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru < x < + Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ; область значений: -1 Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru y Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru +1;

- эти функции периодические: их период 2 Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

- функции ограниченные ( | y | Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 1 ), всюду непрерывные, не монотонные, но имеющие так называемые интервалы монотонности, внутри которых они ведут себя, как монотонные функции

( см. графики рис.19 и рис.20 );

- функции имеют бесчисленное множество нулей.

Графики функций y = tgx и y = ctg x показаны соответственно на рис.21 и рис.22

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Из графиков видно, что эти функции: периодические ( их период Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ), неограниченные, в целом не монотонные, но имеют интервалы монотонности ( какие? ), разрывные ( какие точки разрыва имеют эти функции? ). Область определения и область значений этих функций:

y = tgx x≠ Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru + πk y Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru R

y = ctg x x≠ πk y Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru R

Примеры.

. Постройте график.

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru х2-1, если -2≤ х ≤2;

у = 2-х, если х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 2;

х+2, если х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 2

Графиком функции у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru х2-1 является парабола, ветви которой направлены вверх (а= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru >0)

х -1 -2
у - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru -1 - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

у=2-х

х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 2
у

у=х+2 у

х
у

х

1)Д(f): х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

2)у=0 при х= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

3)у>0 не существует

у<0 при х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

4)унаиб=0 при х=2 и х=-2

унаим- не существует

5)f(х) возрастает при х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

f(х) убывает при х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

6)функция непрерывна

7)ограничена сверху осью Ох

8)выпукла вниз при х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

9)функция четная

10)Е(f): у Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Решить самостоятельно.

1. При каком из указанных значений х выражение Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru не имеет смысла?

1)х=0 2)х= -1 3)х= -3 4)х= -5

2.Для каждого графика укажите соответствующую формулу:

у

0 1
1 1 1
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru А) у Б)

х х

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru у

В) х

1)у=0,5х-3 2)у=-0,5х-3 3)у=-0,5х+3 4)у=0,5х+3

3.Как называется функция, график которой изображен на рисунке?

4.Какая функция является возрастающей? От чего это зависит?

5. Какая функция является убывающей?

6. Построить график функции у = - (х-2)2 и прочитать его (исследовать)

7. Сколько решений имеет система уравнений Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ? Решить графически.

8.Укажите систему уравнений, которая не имеет решений

а) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru б) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru в) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru г) Все три системы

9.Решить систему: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

10. Решить неравенство Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru > -2х2 (по предыдущему чертежу)

На каком промежутке график функции у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru лежит выше графика функции у= -2х2?

11.Найти область определения функции у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

12.По формуле функции назовите ее график

1)у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 2)у=х3+2 3)у=2 Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 4)у= -8 5)х=2 6)у= - Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru -1

13. Задайте функцию графически:

у=х2+5; у=х2-3; у = (х-3)2 ; у = (х+2)2; у = (х+3)2-4

14.Найти наибольшее и наименьшее значения функции: а) у = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru б) у= -х2+8х-12

15. Постройте и прочитайте график функции у = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Вопросы для самопроверки:

1. Способы задания функции.

2. Какие функции называются периодическими?

3. Как расположены графики взаимно-обратных функций.

4. Какие функции называются возрастающими?

5. Какие функции называются убывающими?

6. Какие функции называются монотонными?

7. Что такое функция?

8. Что такое область определения функции?

9. Что такое множество значений функции?

10. Какие функции называются чётными?

11. Какие функции называются нечётными?

12. Свойства графиков чётной и нечётной функций.

13. Какие функции называются обратными?

14. Назовите пары взаимно обратных функций.

15. Какие свойства различны у взаимно обратных функций?

16. Какие свойства одинаковы у взаимно обратных функций?

17. Назовите область определения: 1) обратной пропорциональности Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru 2) функции у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

18. Что является графиком функции:

а)линейной у = кх+в б) прямой пропорциональности у=кх

в) квадратичной функции у = ах2+вх+с г) обратной пропорциональности у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

д) степенной функции у=х3 е) степенной у = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

ж) модуль х

Форма контроля: проверка конспекта и устный опрос.

Самостоятельная работа № 12

Показательная функция

y = ax

y
x
a>1
a<1
y
x
y=2x
y=0,5x
y=3x

Степенная функция

y = xn

y
x
y=x2
y=x4
y
x
y=x3
y=x5

Решить самостоятельно.

Задание. Построить графики функций: y = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ; y = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ; y = Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru -1

Форма контроля: проверка конспекта и устный опрос.

Самостоятельная работа № 13

Логарифмическая функция

Функция y= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , (х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ) называется логарифмической функцией.

Логарифмическая функция y= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru является обратной по отношению к показательной функции у= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ruТема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ) . Поэтому их графики симметричны относительно биссектрисы I и III координатных углов (рис. 8).

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

y
x
y=log2 x
y=log0,4 x
y=log4 x
y
x
a>1
a<1

Приведем основные свойства логарифмической функции:

1) Область определения: D(y) =R+ .

2) Область значений функции: E(y) =R.

3) Логарифм единицы равен нулю, логарифм основания равен единице: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru =0, Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru =0, .

4) Функция y= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru возрастает в промежутке Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru (рис. 8 а). При этом, логарифмы чисел, больших единицы, положительны, а - меньших единицы, отрицательны.

5) Функцияy= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , (х Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , убывают в промежутке Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . При этом, логарифмы чисел, меньших единицы, положительны, а - больших единицы, отрицательны.

4. Найти область определения функции: y= Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Решение. Поскольку логарифмическая функция определена только для положительных чисел, а квадратный корень – для неотрицательных чисел, задача сводится к решению системы неравенств:

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Левую часть первого неравенства разложим на множители, а во втором заменим 1 на Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru :
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Так как основание логарифма8 >1 , то, согласно свойствам логарифма, переходим к системе: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru т.е. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Последняя система равносильна неравенству: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ,

которое решается методом интервалов (причем x≠3, и x ≠ 1 ). С помощью рис. 9 получаем ответ:[-1;1) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru (3;5].

Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение логарифмической функции.

2. Какие область определения и область значения функции у = logax?

3. В каком случае функция у = logax является возрастающей, в каком убывающей?

4. При каких значениях x функции у = logax принимает положительные значения, при каких отрицательные?

Тест для самопроверки. ( Варианты ответов: да нет)

1. Логарифмическая функция у = logax определена при любом х

2. Функция у = logax определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.

3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.

4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.

5. Логарифмическая функция – четная.

6. Логарифмическая функция – нечетная.

7. Функция у = logax – возрастающая при а >1.

8. Функция у = logax при положительном, но меньшем единицы основании, – возрастающая.

9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).

10. График функции у = logax пересекается с осью ОХ.

11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.

12. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.

13. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).

14. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.

15. Существует логарифм отрицательного числа.

16. Существует логарифм дробного положительного числа.

17. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).

Самостоятельная работа №14

Тест для самопроверки.

18. Тригонометрические функции определены при любом х

19. Функция у = ctg x определена на (π n; π+ π n),.

20. Областью определения функции у =tg x является объединение интервалов (- Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru .)

21. Областью значений каких тригонометрических функций является множество [-1; 1]

22. При построении тригонометрических функций мы используем ….меру измерения углов.

23. Функцияy = sin x представляется графиком…….

24. Областью определения каких тригонометрических функций является R

25. Какие тригонометрические функции четные, нечетные.

26. Тригонометрические функции периодичны.

27. sin x > 0 при x Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru (2 π n; n + 2 π n), n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Z

28. cos x < 0 при x Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru + 2 π n; Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru + 2 π n), n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Z

29. Нули функцииy =cos x : Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Z

30. Экстремумы какой функции xmin = π + 2 π n, n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Z; ymin = -1 xmax = 2 π n, n Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Z; ymin = 1?

31. Как можно получить друг из друга графики функций y = sinx и y = cosx ?

32. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).

33. График функции у= cos x пересекается с осью ОХ в точках….

34. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.

35. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.

36. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).

37. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.

38. Существует логарифм отрицательного числа.

39. Существует логарифм дробного положительного числа.

40. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).

Самостоятельная работа №15(2 часа)

Цель: изучить преобразования графиков функций.

изучить симметрию графиков относительно прямой Y=X.

Способы построения графиков функций
«по точкам»
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Вытекает из определения графика функции. Он является длинным и недостаточно надежным. Применяется в школьном курсе математики при первоначальном знакомстве с простейшими функциями. (На графике функция Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Путем сдвига графиков основных функций
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно или график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru сдвинуть вдоль оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru на Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru единиц в сторону, совпадающую со знаком Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , или перенести параллельно ось Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru в сторону, противоположную знаку Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно или график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru вдоль оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru на Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru единиц в сторону, противоположную знаку Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , или перенести параллельно ось Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru в сторону, совпадающую со знаком Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
путем симметричного отображения относительно осей координат
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно построить изображение, симметричное графику функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно построить изображение, симметричное графику функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Путем деформирования графиков основных функций
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru при Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru растянуть (сжать) вдоль оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , если Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ). (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru при Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , можно график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru растянуть (сжать) вдоль оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , если Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ( Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ). Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru .(На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Способы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Функция Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru четная. Чтобы построить ее график, достаточно построить для Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , а затем достроить его левую часть, симметричную правой относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Можно данную функцию рассматривать как совокупность двух функций: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . Чтобы построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , достаточно построить график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru и ту часть графика, которая расположена в нижней полуплоскости, симметрично отразить относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru )
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Функция Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru четная. Построить для Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru график функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , затем его симметрично отразить относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru , и, наконец, ту часть полученного графика, которая расположена в нижней полуплоскости, симметрично отразить относительно оси Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru . (На примере функции Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ).
Кусочно-линейная функция
Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru Графиком кусочно-линейной функции является ломаная линия. Для построения графика находят уравнения звеньев ломаной.(Функция Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ). Уравнения звеньев ломаной: Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Преобразования графиков с помощью параллельного переноса

х
у
у = –(х – 4)2
–4
х
у
–3
у = (х – 3)2
х
у
у = (х + 2)2 – 4
+2
–4
х
у
+2
у = х2 + 2

 
  Вариант 1 Номер задания  
  Вариант ответа              
 
Укажите для каждой функции ее график 1. у = –х2 + 3 3. у = (х – 3)2 5. у = (х – 4)2 – 2 2. у = –х2 + 4 4. у = –(х + 3)2 6. у = (х + 4)2 – 2

х
у
А

 

х
у
Г

 
       

х
у
Б

 

х
у
Д

 
       

х
у
В

 

х
у
Е

 
       
       
 

Найти область определения функции.

1. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

2. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

3. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

4. Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

№5.19 (построить графики)

1) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

2) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

3) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

4) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

5) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

6) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru ;

7) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru .

№ 5.20 (Решить уравнения графически):

1) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

2) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

3) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

4) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

5) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

6) Тема 4.1. Функции и их свойства - student2.ru

Контрольные вопросы.

Какие преобразования вы знаете?

Какие преобразования позволяют сдвигать график функции вдоль осей?

Какие преобразования позволяют сжимать график функции вдоль осей?

Какие преобразования позволяют симметрично отображать график функции относительно осей?

Самостоятельная работа №11

Тема 4.1. Функции и их свойства

Самостоятельная работа (4 часа)

Цель: Выработать навык построения графиков элементарных функций, изучить взаимное расположение графиков обратных функций.

Линейная функция

y = kx + b, k – угловой коэффициент, b – свободный член

y
x
xA

Наши рекомендации

xB