Работа с бумагой (аппликация)

Изготовление по образцу растительного орнамента в по­лосе.

Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента.

Организация рабочего места. Правила безопасной рабо­ты с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)

Практические работы

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам спосо­бом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (заклад­ка для книг).

Вышивание по готовым проколам геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с са­мостоятельным прокалыванием и последующим раскраши­ванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составлен­ному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Выши­вание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного проши­вания.

Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Соче­тание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Орга­низация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на од­ном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Умения

Ориентировка в задании, сравнение образца с натураль­ным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Уме­ние по вопросам дать отчет о последовательности изготов­ления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка свое­го изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 10. Представление о тре­угольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

Изобразительное искусство. Основные и дополни­тельные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, гео­метрический и растительный орнамент.

Развитие устной речи на основе изучения пред­метов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при от­ветах на вопросы.

Примечание, Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планирова­нии ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, ле­вую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.

Класс

(2 ч в неделю)

Первая четверть

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометричес­ких тел (куб, параллелепипед).

Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей баш­ни, дома.

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоуголь­ные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, гру­зового и легкового автомобиля. В конце занятия можно про­вести игру «Правила уличного движения», используя изде­лия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, име­ющий упрощенную форму.

Технические сведения. Назначение глины и приме­нение этого материала в промышленности. Глина — строи­тельный материал (кирпич, черепица). Назначение инстру­ментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

Приемы работы. Обработка материала с применени­ем резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометри­ческих тел. Соединение деталей способом промазывания. Оп­ределение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

Наши рекомендации