Сведения по физической культуре

Санки. Правильно садиться на санки, катание на санках по дорожке.

Игры: «Кто быстрее из круга?», «Поезд».

Подвижные игры: «У ребят порядок строгий», «У медведя во бору», «Утята», «Вот так позы», «Затейливый заяц», «Кош­ка и мышки», «Рыболов», «Кто быстрее?», «Два Мороза», «Салки в кругу».

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

(2 ч в неделю)

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Экскурсии в природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба весной» и др.).

Сбор листьев клена, березы, дуба. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Обыгрывание по темам:

Заборчик («Зоопарк»).

Домик с дорожкой («Матрешки»).

Дороги с мостом («Машинки»).

Башенки (мелкие игрушки «Солдатики»).

Кукольная мебель: стол, стул, кровать, диван («Ку­колки»).

Стол обеденный, стул большой, средний, маленький («Три медведя»).

Заборы и ворота («Автобаза», «Зоопарк»).

Дом двухэтажный, домик.

Лесенки-ступеньки («Сцена», «Цирк»).

Сборка гаража («Транспорт»).

Сборка моста и дороги, моста через реку («Машинки на дороге», «Лодочки и кораблики на воде»).

Сборка транспорта: машина, автобус («Покатаем ку­кол»).

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

Знакомство со свойствами пластилина, условиями хра­нения, подготовка к работе.

Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.

Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках.

Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.

Изготовление способом размазывания плоской иг­рушки.

Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.

Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыг­рывание композиции «Семья улиток».

Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание компози­ции «Самолеты над лесом».

Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторе­ние понятия величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгры­вание композиции «Гусеницы на листочке».

Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.

Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Пе­ченье и пирожные для куклы».

Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Состав­ление композиции «Улица».

Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).

Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.

Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка-невеличка» (с использованием природного мате­риала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».

РАБОТА С БУМАГОЙ

Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».

Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах компо­зиции «Зажглись в домах разноцветные огоньки».

Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, ба­бочки, разных узоров на панно.

Складывание основы листа. Изготовление книжки, тет­радки.

Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).

Изготовление открытки из сложенных квадратов.

Изготовление складыванием бумаги парусника, вертуш­ки, вазы.

Изготовление подарка «Цветы в вазе».

Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стакан­чика, корзиночки, тюльпана объемного.

Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппли­кация предметов из геометрического материала.

Резание по кривой (разметка по шаблону).

Аппликация.

РАБОТА С НИТКАМИ

Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на реше­ние следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, фор­мирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие инте­реса к труду;

формирование организационных умений в труде — во­время приходить на занятия, организованно входить в мас­терскую, работать только на своем рабочем месте, правиль­но располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умствен­ной деятельности школьников. Коррекционная работа вы­ражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, усло­вия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (ус­танавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нуж­ные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изде­лий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправ­ление недостатков познавательной деятельности: наблюда­тельности, воображения, речи, пространственной ориенти­ровки, а также недостатков физического развития, особен­но мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности уча­щихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чте­ния и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особен­ностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имею­щих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материа­ла общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомен­дацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных усло­вий, географического положения школы и могут значитель­но отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведе­нии практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоя­тельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с ви­дами и характером профессионального труда предусмотре­ны экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

воспитание организационных умений и привычек, необ­ходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

обучение простейшим технико-технологическим знани­ям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой под­готовке.

Первая из указанных задач является главной для эффек­тивного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пласти­ческими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обу­чения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков до­полняется или остается без изменений (если в учебную под­группу подобраны учащиеся с более низкими способ­ностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вя­зание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на опреде­ленный срок (один - два года).

Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с ввод­ного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастер­ской — основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими пра­вилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дози­рованную (с постепенным уменьшением) помощь в ориен­тировке и планировании работы. Для формирования опера­тивного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия до­полняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в груп­повой беседе с использованием демонстрационных (пред­метных и комбинированных) технологических карт. На од­ном из последних занятий учебной четверти проводится са­мостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натураль­ного образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоя­тельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой ра­боте рассматриваются как один из важных показателей ин­дивидуальных трудовых способностей.

ПРОГРАММА 1 класс

(2 ч в неделю)

Первая четверть

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению уча­щихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и со­блюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требова­ний. Выявление знаний и умений учащихся.

Наши рекомендации