ПоказателиэффективностифункционированияЦБТ
Дляцеленаправленногопроцессафункционированиятаможеннойсистемыотличительнымипризнакамиявляютсяпоказателикачества,физическийсмыслкоторыхопределяетсяхарактеромицелямисистемы,атакжееесвойствамииусловиямиприменения.Вобщемслучаекачествопроцессафункционированиятаможеннойсистемывключаетвсебясобственнуюинесобственнуюсоставляющие,компонентамипервойизкоторыхявляютсядлительностьфункционированияистепеньдостиженияцели,акомпонентамивторой-качестваразличныххарактеристикеерезультатов(эффектов).
Поэтомуследуетразличатьдвауровняоцениваниякачествафункционированиятаможеннойсистемы:
оцениваниекачестварезультатовфункционированиятаможеннойсистемы;
оцениваниекачествафункционированиятаможеннойсистемы,называемогоееэффективностью.
Последнийуровеньоцениванияявляетсяглавным,посколькуфункционированиесистемыможетсчитатьсякачественнымтогдаитолькотогда,когдатребуемымикачествамиобладаютвсебезисключениярезультатыфункционирования.Приэтомкритерииоцениваниякачествфункционированиясистемыиеерезультатовдолжнывыбиратьсянезависимодруготдруга.
Основнымсвойствомфункционирующейтаможеннойсистемыявляетсяприспособленностьпроцессафункционированиянаилучшимобразомпреобразовыватьрасходуемыересурсыввыходныеэффекты.
Главнымрезультатомфункционированиятаможенныхоргановявляетсяполучаемыйцелевойэффект.Однакосформальнойточкизрениясоответствующийэтомуэффектурасходресурсовтакжеследуетрассматриватькакрезультатфункционирования(иликакегопобочныйэффект).Такимобразом,свойстватаможеннойсистемыирезультатовеёфункционирования,определяющиеихкачество,целесообразноразбитьнадвегруппы:
целевые(функциональные);
обеспечивающие.
Виерархическойструктуретаможенныхсистемэтигруппымогутменятьсяместами.Этоозначает,чтофункционированиесистемнизшегоуровняврамкахобщейсистемыноситобеспечивающийхарактер.
Поопределению,данномувыше,качество-этосвойствоилисовокупностьсвойстввещиилидействияилидействующегообъекта,которыеобусловливаютихпригодностьдляиспользованияпоназначению.
Применительнокцеленаправленнымпроцессамподобныеихсвойстваназываютсяоперационными,таккакпоследниерассматриваютсякакоперации.Последнееотноситсяиктаможенномуделукакцеленаправленнойдеятельности.
Ксвойствамдеятельноститаможенныхоргановкакцеленаправленныхпроцессоввообщеотносятсярезультативность,ресурсоемкость,оперативность.Всовокупностиэтисвойствапорождаюткомплексноесвойство-эффективность,присущеетолькоцеленаправленнымпроцессамфункционирования.
Результативность-характеризуетсяспособностьюцеленаправленныхпроцессовдаватьцелевойрезультат,т.е.результат,радикоторогопроводитсяоперация.
Ресурсоемкостьхарактеризуетсярасходомресурсов(материально-технических,финансовых,информационных,людскихит.п.),потребныхдляосуществленияцеленаправленногопроцесса.
Оперативностьхарактеризуетсярасходомвремени,потребнымдлядостиженияцелифункционированиясистемы.
Изсказанногоследует,чтокачествооперациинельзяохарактеризоватьоднимизперечисленныхчастных(единичных)свойстввотдельности,дляэтоготребуетсяихсовокупность,включающаявсебятригруппыкомпонент(минимумтрикомпоненты).Изэтогоследует,чтокачествофункционированиявсегдаширеили,вкрайнемслучае,тождественноэффективностифункционирования.
Понятие«эффективность»-этосвойстводействиядаватьрезультативный,действенныйэффект.
Таможеннаядеятельностьестьактивнаясторонатаможеннойсистемы.Эффективностьтаможеннойдеятельностиестькомплексноесвойство,характеризующееприспособленностьилипригодностьтаможеннойдеятельностикдостижениюглавнойцели.
Вобщемслучаепоотношениюкцелирассматриваемогодействияэффектможетбытькакположительным,такиотрицательным,однакоприопределениипоказателякачестварезультатовфункционированиясистемыречьидетвсегдаоположительномэффекте.Таковосвойствосубъектовуправления-рассматриватьэффекттольковположительномсмысле.Поэтомуэффективность-этонепростоспособностьдаватьэффект,аэффекткакрезультативность,соотнесеннаясзатратамиресурсоввсехвидов(материальных,людских,временныхит.п.).
Эффективностьдеятельноститаможеннойсистемы-этосложноесвойство,характеризующееприспособленностьпроцессафункционированияэтойсистемыкдостижениюцели,стоящейпередорганизацией.
Длямногокритериальногоисследованияэффективностифункционированияорганизациипоказателькачестваегорезультатов(эффектов)долженвключатьвсебятригруппыкомпонентов,характеризующихвозможныецелевыеэффекты(результативностьфункционирования,затратыресурсов(ресурсоемкостьфункционирования)изатратывремени(оперативностьфункционирования).
Показательэффективностидостиженияцелифункционированиясистемойявляетсявнутреннимпоказателемдляфункционирующейсистемыивнешнимпоотношениюкэтойсистемевстатике.
Показательэффективностифункционирования-этокомплексныйпоказателькачествафункционированиясистемыкакобъектаисследования,акритерийоцениваниякачестварезультатовпроцессафункционированияиегоэффективности-этоматематическиеформулировкицелиоперацииитребуемойстепениеедостижения.
Итак,следуетпонимать,чтопонятие"эффективность"-свойствофункционирующейсистемы,"показательэффективности"-количественнаямераэтогосвойства,а"критерийэффективности"-совокупностьусловий,определяющихцелифункционированиясистемы.Численноезначениекритерияэффективностипозволяетсудить:достигнутацельилинет.
Наиболееинформативнымкомплекснымпоказателемэффективностифункционированиясистемыявляетсявероятностьдостиженияцелифункционирования.Приданномподходекоцениваниюкачестварезультатовиэффективностиоперацийвсецеленаправленныепроцессыоказываютсясравнимымипоэффективности,имеющейединуюмеру-вероятностьдостиженияцелиоперации.Нарядусэтимширокоераспространениеприисследованиифункционированиясистемиспользуютсяидругиепоказатели,отражающиечастныесвойстварезультатовфункционирования.Этипоказателиотражаютотдельныеаспектыфункционированиясистем,тоестьявляютсячастнымипоказателямииликритериями.
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2010 – 2011 гг. показателями, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля
Показатель, млрд. долл. США | ||
Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 220,5 | 278,0 |
Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 80,0 | 117,3 |
Объем ввезенной валюты физическими лицами | 1,6 | 2,4 |
Объем вывезенной валюты физическими лицами | 3,8 | 5,0 |
Объем ввезенной валюты юридическими лицами | 12,9 | 12,6 |
Объем вывезенной валюты юридическими лицами | 2,7 | 12,8 |
В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 1. Для визуального анализа структуры данные таблицы 1 представим в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США
За 2011 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2010 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2010 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2010 год - 49 %) назначено административное наказание.
Соответствующие показатели по РТУ за 2011 год приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективности валютного контроля по РТУ
№ п/п | Показатель | ЦТУ | ЮТУ | УТУ | СТУ | СЗТУ | ПТУ | ДВТУ | ЦЭТ |
Количество проверок, тыс. ед. | 12,3 | 8,1 | 3,4 | 3,1 | 3,7 | 4,4 | 2,0 | 0,57 | |
Выявлено случаев нарушений, тыс. ед. | 1,7 | 1,1 | 4,2 | 2,8 | 6,0 | 3,41 | 1,8 | 0,014 | |
Сумма предметов нарушений, млн. долл. США | 89,0 | 64,0 | 140,0 | 65,5 | 79,0 | 132,5 | 51,2 | 97,4 | |
Возбуждено дел об АП | |||||||||
Доля дел об АП в общем количестве проверок, % | 7,7 | 4,7 | 21,7 | 15,0 | 26,0 | 10,1 | 11,2 | 2,5 |
Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2011 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).
Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:
Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;
Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.
В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.
Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:
при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);
при вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).
Наибольшее количество дел возбуждается в связи с:
недекларированием товаров;
недостоверным декларированием товаров;
несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;
неосуществлением физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию РФ временно вывезенных товаров, подлежащих обратному ввозу.
Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.
Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены.
Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии расследования и дознания характеризуется данными, представленными в таблице 3 и на рисунке 2.
Таблица 3
Динамика возбуждения дел
Показатель | 2010 год | 2011 год |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях | ||
Количество возбужденных уголовных дел |
Рис. 2. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в 2011 году
Больше всего дел с составлением обвинительного акта в 2011 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).
Одним из важных элементов таможенного регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.
Эффективность работы подразделений таможенной инспекции показана в таблице 4 и на рисунках 3 – 5.
Таблица 4
Динамика основных показателей деятельности таможенной инспекции
Показатели | 2010 год | 2011 год |
Количество проверок, всего | ||
в т.ч. таможенных ревизий других форм таможенного контроля | ||
Доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов, млн. руб. | 1734,3 | 1828,3 |
Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов, млн. руб. | 315,4 | 663,3 |
Количество дел об АП, всего | ||
Количество уголовных дел, всего |
Рис. 3. Количество проверок, проведенных подразделениями таможенных инспекций
Рис. 4. Суммы таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.
Рис. 5. Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.
В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2011 году по РТУ представлены в таблице 5, а в таблице 6 представлена динамика этой работы.
Таблица 5
Результаты работы по предотвращению проникновения преступности и коррупции в таможенные органы
№ п/п | Подразделение | ЦТУ | СЗТУ | ЮТУ | ДВТУ | СТУ | ПТУ | УТУ | УСБ |
Проверено кандидатов | |||||||||
Отведено по негативным обстоятельствам | |||||||||
в т.ч. как связанных с криминальными структурами | |||||||||
Выявлено фактов участия в предпринимательской деятельности и содействия коммерческим структурам | |||||||||
Проведено служебных проверок | |||||||||
Уволено сотрудников | |||||||||
Наказано в дисциплинарном порядке | |||||||||
Ротировано | - | - | - | ||||||
Проведено индивидуальных профилактик | - | - | - | ||||||
Проведено общепрофилактич-х мероприятий | |||||||||
в т.ч. публикаций в СМИ |
Таблица 6
Результаты деятельности подразделений собственной безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению должностных правонарушений
№ п/п | Показатели | |||
Борьба с проникновением преступных элементов в таможенную среду | ||||
Проверено кандидатов на службу в таможенные органы | ||||
из них отведено по негативным обстоятельствам | ||||
в т.ч. как внедряемых криминальными структурами | ||||
Профилактика коррупции, обеспечение чистоты рядов сотрудников | ||||
Выявлено фактов участия сотрудников в предпринимательской деятельности и оказания содействия участникам ВЭД в нарушениях таможенных правил | ||||
Проведено служебных проверок | ||||
Уволено сотрудников за должностные проступки без состава преступления | ||||
наказано сотрудников в дисциплинарном порядке | ||||
ротировано | ||||
Проведено индивидуальных профилактических мероприятий | ||||
Пресечение преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах | ||||
Возбуждено уголовных дел всеми правоохранительными органами, всего | ||||
из них в отношении взяткодателей | ||||
в т.ч. по материалам ПСБ или совместным | ||||
Проходит лиц по уголовным делам: возбужденным по материалам подразделений СБ всего | 213 242 | |||
Осуждено сотрудников и взяткодателей |
Выводыпоглаве:
1.Таможенное дело (ТД)-этоформагосударственнойдеятельности,содержаниемкоторойявляютсявидыдеятельноститаможенныхорганов.Таможеннаядеятельностьноситмногоцелевойхарактер.СоставТДпредставленмногообразиемвидовдеятельности,которыемогутбытьраспределеныпотремсферам:управленческаядеятельность,функциональная(основная)идеятельностьпообеспечению.Такоераспределениеследуетизпринципафункциональнойполнотысистем.
2.Структурутаможеннойдеятельностиможнопредставитьмножествомподсистем(системменьшегомасштаба)деятельности,первоначальноевыделениекоторыхсовпадаетсобщесистемнымифункциями,азатемповторяетструктурутаможенныхоргановФТСРоссии.Таможеннаясистемахарактеризуетсямножествомсвойств,дляхарактеристикикоторыхнеобходимомножествосоответствующихпоказателей.Результатамифункционированиятаможеннойсистемыявляетсямножествоэффектов,появлениекоторыхобусловленоразличнымивидамидеятельноститаможеннойсистемы.
Организационная структура управления, применяемая в ЦБТ, относится к линейно-функциональному типу, когда линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений, именуемых службами. Такие подразделения проводят свои решения через директора.
3.Качествотаможенныхорганов-этонеэффективностьтаможенныхорганов.Эффективность-этосвойствоиликачествопроцесса,действия,тоестьдеятельностьтаможенныхорганов.Понятиеэффективностиотноситсятолькокоперации,т.е.понятиекачестваоперацииширепонятияэффективностиоперации.Всвоюочередь,понятиекачествасистемыужепонятияэффективностифункционирования(применения)системы.Длятогочтобыотличатькачествостатикиоткачествапроцесса,последнеесталиименоватьтакимтермином,как«эффективность».
Структура ЦБТ повторяет структуру ТО, и также является иерархической.
4.Длявсестороннегоисследованиятеорииэффективноститаможенногоделапервоочереднойзадачейявляетсярассмотрениееговкачествесистемы.Рассмотренныевышеособенностипоказывают,чтотеорияэффективностиоперируетпонятиями,связаннымиссистемой,процессомфункционированиясистемыкакоперации,понятиямиресурсовизатрат,атакжепонятиямикачестваиэффективности,аэффективностьестьсвойстволюбойцеленаправленнойдеятельности,втомчислеитаможенной,апоказателиэффективности-естьрезультатыфункционированиясистемы.