МестоирольЦБТвсистеметаможенныхоргановРоссийскойФедерации
Практикапоказывает,чтоуправлениебезспециальныхуправленческихзнанийиногдаприводитвтаможенныхорганахксущественнымпросчетамвоперативно-служебнойдеятельности,наноситопределенныйвредвделеобеспеченияэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерацииизащитыееэкономическихинтересов.Длятогочтобыоптимальноорганизоватьвыполнениезадачифункций,возложенныхнатаможенныеорганыРоссийскойФедерации,необходимознаниеосновныхтеоретическихположений,раскрывающихсущностьисодержаниеуправления.
Управление—этонепрерывныйинформационныйпроцессвоздействиянасотрудниковтаможенныхорганов,обеспечивающийихцеленаправленноеповедениеприизменяющихсявнешнихивнутреннихусловиях,путемпринятияиреализацииуправленческихрешений[1].
Дляформированияиреализацииуправляющеговоздействиянеобходимоналичиесубъектауправления(управляющейсистемы,подсистемы),объектауправления(управляемойсистемы,подсистемы)иопределеннымобразоморганизованныхпрямыхиобратныхсвязеймеждуними.Всовокупностисубъектуправления,объектуправленияивзаимосвязимеждунимиобразуютсистемууправлениявтаможенныхорганах.
Ксубъектамуправлениявтаможенныхорганахотносятсявсеруководители,имеющиеполномочияприниматьуправленческиерешения,даватьпорученияподчиненнымсотрудникамиколлективамитребоватьихвыполнения,т.е.всеэлементыиподсистемытаможенногопоста,таможни,региональноготаможенногоуправленияиФТСРоссии,осуществляющиецеленаправленноевоздействие.Вкачествеобъектовуправлениявтаможенныхорганахвыступаютисполнителирешений,приказов,порученийуправляющейподсистемы,специалистытаможенногодела,таможенныеколлективы,организационныеструктуры,технологическиетаможенныепроцедуры,всевидыдеятельностипоосуществлениюфункций,возложенныхнатаможенныеорганы,ресурсытаможеннойдеятельностиидр[2].
Дляболееглубокогопониманиясущностиуправлениявтаможенныхорганахнеобходимознатьособенности,которыеприсущиэтомууправлению.Книмможноотнести:ярковыраженнуюнацеленностьуправлениянаконечныйрезультатслужебнойдеятельности;сочетаниеуправленческойдеятельностивнутрисистемысработойсучастникамиВЭД;осуществлениеполномочийорганагосударственногоуправления;допустимостьразумногорискавпроцессеуправления;динамичностьпроцессовуправлениявусловияхпротивоборствасотрудниковтаможенныхоргановснедобросовестнымиучастникамиВЭД,контрабандистамииихпособниками;относительнаянеопределенностьусловий,вкоторыхосуществляетсяуправление.Управлениевтаможенныхорганахопираетсякакнаобъективныеэкономическиезаконыизаконыуправления,такинаформирующуюсянаихосновеединуюсистемуинтересоввсехучастниковоперативно-служебнойдеятельности:общественных,коллективныхиличных.Важнойособенностьюуправленияявляетсято,чтооноиграетсозидательнуюроль,повышаяэффективностьтаможеннойдеятельности (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 28).
Такимобразом,управлениевтаможенныхорганах—этокомплексная,конкретная,практическаядеятельностьпосознательнойорганизациивсейоперативно-служебнойдеятельности,навсехееэтапахистадиях,впространствеивремени.
Знаниерассмотренныхкатегорийимеетважноезначение:во-первых,онипозволяютпонятьсущностьимеханизмуправления;во-вторых,ониспособствуютметодологическиправильной,осознаннойорганизацииработыруководителейтаможенныхоргановпоуправлениюоперативно-служебнойдеятельностьюподчиненныхколлективов;в-третьих,правильноенаучноепониманиезначенийосновныхкатегорийспособствуетсовершенствованиюимеющихсяисозданиюкачественноновыхструктуруправлениятаможеннойдеятельностью,чтоособенноважновпериодмодернизациитаможеннойслужбы.
РазвитиесистемытаможенныхоргановРоссиитесносвязаносрешениемуправленческихпроблем,ибоуправлениевсегданачинаетсясустановлениячеткихвзаимосвязеймеждуотдельнымизвеньямитойилидругойорганизации,распределениямеждунимиправиответственности.Организационноеоформлениеэтихвопросовпредполагаетразработкуоптимальнойорганизационнойструктурыуправлениятаможеннымиорганами.
Подорганизационнойструктуройуправлениячащевсегопонимаютупорядоченнуюсовокупностьэлементовиерархическойсистемыуправленияиихвзаимоотношенийдругсдругом,обеспечивающихразвитиеэтихэлементовкакединогоцелого.Прианализеорганизационныхструктуруправлениявних,какправило,выделяютсяследующиеэлементы:звеньяуправления,уровниуправленияивзаимоотношения (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 29).
Кзвеньямуправлениявсистеметаможенныхоргановотносятся:ФТСРоссии,управленияисамостоятельныеотделыФТСРоссии,РТУ,отделыРТУ,таможни,отделытаможен,таможенныепостыиотдельныеспециалисты,выполняющиесоответствующиепрофессиональныеилиуправленческиефункции.Этизвеньяуправлениянаходятсянасоответствующихуровняхиерархииуправления.
Подуровнемуправленияпонимаетсясовокупностьзвеньевуправления,занимающихопределеннуюступеньвсистемеуправленияорганизацией.
Структурауправлениявединойсистеметаможенныхоргановсостоитизчетырехуровней:ФТСРоссии,РТУ,таможни,таможенныепосты.
Междузвеньямииуровнямиуправлениявтаможенныхорганахскладываютсяследующиевидывзаимоотношений:
Вертикальныеуправленческиеотношения(ФТС—РТУ;РТУ—таможня;начальниктаможни—отделытаможни;таможня—таможенныйпост;ФТС—таможня);
Горизонтальныеуправленческиеотношения(РТУ—РТУ;отделтаможни—отделтаможни;таможенныйпост—таможенныйпост;таможня—таможня);
Диагональныеуправленческиеотношения(пост—взаимодействующаятаможняотправленияилиназначения;таможня—взаимодействующееРТУдругогорегиона;отделФТС—взаимодействующееУправлениеФТСРФ) (Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.- М.: Право, 2008.- с. 58).
Вертикальныеотношенияпредполагаютпреждевсеговзаимоотношениямеждуруководителямииегоподчиненными,когдачастовырисовываетсятакназываемаялинейнаясубординация:всенижестоящиепоуровнямуправлениязвеньянаходятсявподчиненииуруководителя,находящегосянаболеевысокомуровнеуправления.Этотакназываемыелинейныеотношения.Горизонтальныеотношениямогутбытьдвухкатегорий.Во-первых,коллегиальные—отношениямеждусотрудникамиодногоотдела,находящимисявподчиненииуодногоначальника.Во-вторых,параллельные—отношениямеждусотрудникамиразныхотделов,занимающимиодинаковоеположениеворганизации,укоторыхвозникаетнеобходимостьобменаинформацией,идеямиимнениями(например,такиеканалыгоризонтальныхпараллельныхвзаимоотношений,какотделтаможни—отделтаможни,таможенныйпост—таможенныйпост,таможня—таможня).
Диагональныеотношения—этоотношения,возникающиемеждузвеньямиуправления,находящимисянаразличныхуровняхсистемыуправления,несостоящимивотношенияхпрямогоподчинения,новзаимодействующимимеждусобойвоисполнениерешенийвышестоящихуровней.Примерамитакихотношенийявляютсявзаимноеинформированиепридоставкетоваров,направлениизапросов,обязательныхдляисполнения,повопросамосуществленияправоохранительныхфункцийит.п.
Вкачествепримерастихийногопрограммно-целевогообразованияможноназватьоперативнуюгруппу,создаваемуювтаможенноморганедлявыявленияконтрабандыилипредупреждениядругихнарушенийтаможеннойграницы.
Сочетаниерассмотренныхструктуруправленияпорождаеттакназываемуюсмешаннуюорганизационнуюструктурууправления,характернуюдляединойсистемытаможенныхоргановРоссийскойФедерации.
Центральнаябазоваятаможня(далее–таможня)являетсяспециализированнымтаможенныморганов,входящимвединуюфедеральнуюцентрализованнуюсистемутаможенныхоргановРоссийскойФедерации,обеспечивающимреализациюполномочийФТСРоссиивпределахкомпетенции,определеннойнастоящимПоложениемоЦентральнойбазовойтаможне(далее–Положение),инаходящимсявнепосредственномподчиненииФТСРоссии.
Таможняосуществляетсвоюдеятельностьвовзаимодействиистерриториальнымиорганамидругихфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органамиисполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органамиместногосамоуправления,общественнымиобъединениямииинымиорганизациями,юридическимиифизическимилицами.
Структура,штатнаячисленностьифондоплатытрудаЦБТутверждаютсяФТСРоссии.ОрганизационнаяструктураЦБТпредставленанарисунке1.
Рис.1.ОрганизационнаяструктураЦБТ
Организационнаяструктурауправления,применяемаявЦБТ,относитсяклинейно-функциональномутипу,когдалинейномуруководителювразработкеконкретныхвопросовиподготовкесоответствующихрешений,программ,плановпомогаетспециальныйаппаратуправления,состоящийизфункциональныхподразделений,именуемыхслужбами.Такиеподразделенияпроводятсвоирешениячерездиректора.
Каждоеизфункциональныхподразделенийпредприятиявыполняетопределенныефункции,оговоренныев«Положенииослужбахиподразделенияхпредприятия».
ВЦБТсуществуютлинейныеифункциональныесвязимеждуподразделениямииработниками.Линейныесвязиотражаютдвижениеуправленческихрешенийинформациимеждулинейнымируководителями.Линейныесвязи–отношения,вкоторыхначальникреализуетсвоивластныеправаиосуществляетпрямоеруководствоподчиненными;этисвязиидутвиерархиисверхувнизивыступаютвформеприказа,распоряжения,команды.
Функциональныесвязиимеютместополиниидвиженияинформациииуправленческихрешенийпофункциямуправления.Функциональныесвязиимеютсовещательнуюприроду,реализуютинформационноеобеспечениекоординации.Ониимеютнаправленностьснизувверхивыступаютвформесовета,рекомендации,альтернативногорешения
ЦБТвозглавляетначальник,назначаемыйнадолжностьиосвобождаемыйотдолжностиПредседателемФТСРоссии.
НачальникЦБТ:
напринципахединоначалияруководитдеятельностьютаможни;
представляеттаможнювгосударственныхорганах;
распределяетобязанностимеждусвоимизаместителямииустанавливаетстепеньихответственности;
наосновеивоисполнениеактовзаконодательстваРоссийскойФедерации,ПравительстваРоссийскойФедерации,нормативно-правовыхактовФТСРоссииивпределахсвоейкомпетенцииподписывает(утверждает)приказыииныеправовыеактыидокументы,организуетпроверкиихисполнения;
утверждаетположенияоструктурныхподразделенияхЦБТ;
распоряжаетсявпределахсвоейкомпетенцииденежнымисредствамииинымимуществом,закрепленнымзатаможней;
применяетвпределахсвоейкомпетенциивотношениисотрудниковтаможнипоощренияимерыдисциплинарноговоздействия;
назначаетнадолжностьиосвобождаетотдолжностисотрудниковтаможни,еслииноенепредусмотреноПоложениемиспециальныминормативнымиактамиФТСРоссии;
вустановленномпорядкевноситпредставленияоприсвоенииспециальныхзванийдолжностнымлицамтаможенногооргана;
вправеделегироватьотдельныепредоставленныеемуправаподчиненнымдолжностнымлицам,заисключениемправ,относящихсякисключительнойкомпетенцииначальникатаможни.
Первыйзаместительначальникатаможни,главныйбухгалтер(начальникотделабухгалтерскогоучетаиконтроля),начальникюридическогоотделаназначаютсянадолжностииосвобождаютсяотдолжностейприказамиФТСРоссиипопредставлениюначальникатаможни.
НачальникииныхструктурныхподразделенийЦБТназначаютсянадолжностьиосвобождаютсяотдолжностиприказаминачальникатаможнипосогласованиюссоответствующимиструктурнымиподразделениямиГТКРоссии.