МестоирольЦБТвсистеметаможенныхоргановРоссийскойФедерации

Практикапоказывает,чтоуправлениебезспециальныхуправленческихзнанийиногдаприводитвтаможенныхорганахксущественнымпросчетамвоперативно-служебнойдеятельности,наноситопределенныйвредвделеобеспеченияэкономическойбезопасностиРоссийскойФедерацииизащитыееэкономическихинтересов.Длятогочтобыоптимальноорганизоватьвыполнениезадачифункций,возложенныхнатаможенныеорганыРоссийскойФедерации,необходимознаниеосновныхтеоретическихположений,раскрывающихсущностьисодержаниеуправления.

Управление—этонепрерывныйинформационныйпроцессвоздействиянасотрудниковтаможенныхорганов,обеспечивающийихцеленаправленноеповедениеприизменяющихсявнешнихивнутреннихусловиях,путемпринятияиреализацииуправленческихрешений[1].

Дляформированияиреализацииуправляющеговоздействиянеобходимоналичиесубъектауправления(управляющейсистемы,подсистемы),объектауправления(управляемойсистемы,подсистемы)иопределеннымобразоморганизованныхпрямыхиобратныхсвязеймеждуними.Всовокупностисубъектуправления,объектуправленияивзаимосвязимеждунимиобразуютсистемууправлениявтаможенныхорганах.

Ксубъектамуправлениявтаможенныхорганахотносятсявсеруководители,имеющиеполномочияприниматьуправленческиерешения,даватьпорученияподчиненнымсотрудникамиколлективамитребоватьихвыполнения,т.е.всеэлементыиподсистемытаможенногопоста,таможни,региональноготаможенногоуправленияиФТСРоссии,осуществляющиецеленаправленноевоздействие.Вкачествеобъектовуправлениявтаможенныхорганахвыступаютисполнителирешений,приказов,порученийуправляющейподсистемы,специалистытаможенногодела,таможенныеколлективы,организационныеструктуры,технологическиетаможенныепроцедуры,всевидыдеятельностипоосуществлениюфункций,возложенныхнатаможенныеорганы,ресурсытаможеннойдеятельностиидр[2].

Дляболееглубокогопониманиясущностиуправлениявтаможенныхорганахнеобходимознатьособенности,которыеприсущиэтомууправлению.Книмможноотнести:ярковыраженнуюнацеленностьуправлениянаконечныйрезультатслужебнойдеятельности;сочетаниеуправленческойдеятельностивнутрисистемысработойсучастникамиВЭД;осуществлениеполномочийорганагосударственногоуправления;допустимостьразумногорискавпроцессеуправления;динамичностьпроцессовуправлениявусловияхпротивоборствасотрудниковтаможенныхоргановснедобросовестнымиучастникамиВЭД,контрабандистамииихпособниками;относительнаянеопределенностьусловий,вкоторыхосуществляетсяуправление.Управлениевтаможенныхорганахопираетсякакнаобъективныеэкономическиезаконыизаконыуправления,такинаформирующуюсянаихосновеединуюсистемуинтересоввсехучастниковоперативно-служебнойдеятельности:общественных,коллективныхиличных.Важнойособенностьюуправленияявляетсято,чтооноиграетсозидательнуюроль,повышаяэффективностьтаможеннойдеятельности (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 28).

Такимобразом,управлениевтаможенныхорганах—этокомплексная,конкретная,практическаядеятельностьпосознательнойорганизациивсейоперативно-служебнойдеятельности,навсехееэтапахистадиях,впространствеивремени.

Знаниерассмотренныхкатегорийимеетважноезначение:во-первых,онипозволяютпонятьсущностьимеханизмуправления;во-вторых,ониспособствуютметодологическиправильной,осознаннойорганизацииработыруководителейтаможенныхоргановпоуправлениюоперативно-служебнойдеятельностьюподчиненныхколлективов;в-третьих,правильноенаучноепониманиезначенийосновныхкатегорийспособствуетсовершенствованиюимеющихсяисозданиюкачественноновыхструктуруправлениятаможеннойдеятельностью,чтоособенноважновпериодмодернизациитаможеннойслужбы.

РазвитиесистемытаможенныхоргановРоссиитесносвязаносрешениемуправленческихпроблем,ибоуправлениевсегданачинаетсясустановлениячеткихвзаимосвязеймеждуотдельнымизвеньямитойилидругойорганизации,распределениямеждунимиправиответственности.Организационноеоформлениеэтихвопросовпредполагаетразработкуоптимальнойорганизационнойструктурыуправлениятаможеннымиорганами.

Подорганизационнойструктуройуправлениячащевсегопонимаютупорядоченнуюсовокупностьэлементовиерархическойсистемыуправленияиихвзаимоотношенийдругсдругом,обеспечивающихразвитиеэтихэлементовкакединогоцелого.Прианализеорганизационныхструктуруправлениявних,какправило,выделяютсяследующиеэлементы:звеньяуправления,уровниуправленияивзаимоотношения (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 29).

Кзвеньямуправлениявсистеметаможенныхоргановотносятся:ФТСРоссии,управленияисамостоятельныеотделыФТСРоссии,РТУ,отделыРТУ,таможни,отделытаможен,таможенныепостыиотдельныеспециалисты,выполняющиесоответствующиепрофессиональныеилиуправленческиефункции.Этизвеньяуправлениянаходятсянасоответствующихуровняхиерархииуправления.

Подуровнемуправленияпонимаетсясовокупностьзвеньевуправления,занимающихопределеннуюступеньвсистемеуправленияорганизацией.

Структурауправлениявединойсистеметаможенныхоргановсостоитизчетырехуровней:ФТСРоссии,РТУ,таможни,таможенныепосты.

Междузвеньямииуровнямиуправлениявтаможенныхорганахскладываютсяследующиевидывзаимоотношений:

Вертикальныеуправленческиеотношения(ФТС—РТУ;РТУ—таможня;начальниктаможни—отделытаможни;таможня—таможенныйпост;ФТС—таможня);

Горизонтальныеуправленческиеотношения(РТУ—РТУ;отделтаможни—отделтаможни;таможенныйпост—таможенныйпост;таможня—таможня);

Диагональныеуправленческиеотношения(пост—взаимодействующаятаможняотправленияилиназначения;таможня—взаимодействующееРТУдругогорегиона;отделФТС—взаимодействующееУправлениеФТСРФ) (Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.- М.: Право, 2008.- с. 58).

Вертикальныеотношенияпредполагаютпреждевсеговзаимоотношениямеждуруководителямииегоподчиненными,когдачастовырисовываетсятакназываемаялинейнаясубординация:всенижестоящиепоуровнямуправлениязвеньянаходятсявподчиненииуруководителя,находящегосянаболеевысокомуровнеуправления.Этотакназываемыелинейныеотношения.Горизонтальныеотношениямогутбытьдвухкатегорий.Во-первых,коллегиальные—отношениямеждусотрудникамиодногоотдела,находящимисявподчиненииуодногоначальника.Во-вторых,параллельные—отношениямеждусотрудникамиразныхотделов,занимающимиодинаковоеположениеворганизации,укоторыхвозникаетнеобходимостьобменаинформацией,идеямиимнениями(например,такиеканалыгоризонтальныхпараллельныхвзаимоотношений,какотделтаможни—отделтаможни,таможенныйпост—таможенныйпост,таможня—таможня).

Диагональныеотношения—этоотношения,возникающиемеждузвеньямиуправления,находящимисянаразличныхуровняхсистемыуправления,несостоящимивотношенияхпрямогоподчинения,новзаимодействующимимеждусобойвоисполнениерешенийвышестоящихуровней.Примерамитакихотношенийявляютсявзаимноеинформированиепридоставкетоваров,направлениизапросов,обязательныхдляисполнения,повопросамосуществленияправоохранительныхфункцийит.п.

Вкачествепримерастихийногопрограммно-целевогообразованияможноназватьоперативнуюгруппу,создаваемуювтаможенноморганедлявыявленияконтрабандыилипредупреждениядругихнарушенийтаможеннойграницы.

Сочетаниерассмотренныхструктуруправленияпорождаеттакназываемуюсмешаннуюорганизационнуюструктурууправления,характернуюдляединойсистемытаможенныхоргановРоссийскойФедерации.

Центральнаябазоваятаможня(далее–таможня)являетсяспециализированнымтаможенныморганов,входящимвединуюфедеральнуюцентрализованнуюсистемутаможенныхоргановРоссийскойФедерации,обеспечивающимреализациюполномочийФТСРоссиивпределахкомпетенции,определеннойнастоящимПоложениемоЦентральнойбазовойтаможне(далее–Положение),инаходящимсявнепосредственномподчиненииФТСРоссии.

Таможняосуществляетсвоюдеятельностьвовзаимодействиистерриториальнымиорганамидругихфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органамиисполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органамиместногосамоуправления,общественнымиобъединениямииинымиорганизациями,юридическимиифизическимилицами.

Структура,штатнаячисленностьифондоплатытрудаЦБТутверждаютсяФТСРоссии.ОрганизационнаяструктураЦБТпредставленанарисунке1.

МестоирольЦБТвсистеметаможенныхоргановРоссийскойФедерации - student2.ru

Рис.1.ОрганизационнаяструктураЦБТ

Организационнаяструктурауправления,применяемаявЦБТ,относитсяклинейно-функциональномутипу,когдалинейномуруководителювразработкеконкретныхвопросовиподготовкесоответствующихрешений,программ,плановпомогаетспециальныйаппаратуправления,состоящийизфункциональныхподразделений,именуемыхслужбами.Такиеподразделенияпроводятсвоирешениячерездиректора.

Каждоеизфункциональныхподразделенийпредприятиявыполняетопределенныефункции,оговоренныев«Положенииослужбахиподразделенияхпредприятия».

ВЦБТсуществуютлинейныеифункциональныесвязимеждуподразделениямииработниками.Линейныесвязиотражаютдвижениеуправленческихрешенийинформациимеждулинейнымируководителями.Линейныесвязи–отношения,вкоторыхначальникреализуетсвоивластныеправаиосуществляетпрямоеруководствоподчиненными;этисвязиидутвиерархиисверхувнизивыступаютвформеприказа,распоряжения,команды.

Функциональныесвязиимеютместополиниидвиженияинформациииуправленческихрешенийпофункциямуправления.Функциональныесвязиимеютсовещательнуюприроду,реализуютинформационноеобеспечениекоординации.Ониимеютнаправленностьснизувверхивыступаютвформесовета,рекомендации,альтернативногорешения

ЦБТвозглавляетначальник,назначаемыйнадолжностьиосвобождаемыйотдолжностиПредседателемФТСРоссии.

НачальникЦБТ:

напринципахединоначалияруководитдеятельностьютаможни;

представляеттаможнювгосударственныхорганах;

распределяетобязанностимеждусвоимизаместителямииустанавливаетстепеньихответственности;

наосновеивоисполнениеактовзаконодательстваРоссийскойФедерации,ПравительстваРоссийскойФедерации,нормативно-правовыхактовФТСРоссииивпределахсвоейкомпетенцииподписывает(утверждает)приказыииныеправовыеактыидокументы,организуетпроверкиихисполнения;

утверждаетположенияоструктурныхподразделенияхЦБТ;

распоряжаетсявпределахсвоейкомпетенцииденежнымисредствамииинымимуществом,закрепленнымзатаможней;

применяетвпределахсвоейкомпетенциивотношениисотрудниковтаможнипоощренияимерыдисциплинарноговоздействия;

назначаетнадолжностьиосвобождаетотдолжностисотрудниковтаможни,еслииноенепредусмотреноПоложениемиспециальныминормативнымиактамиФТСРоссии;

вустановленномпорядкевноситпредставленияоприсвоенииспециальныхзванийдолжностнымлицамтаможенногооргана;

вправеделегироватьотдельныепредоставленныеемуправаподчиненнымдолжностнымлицам,заисключениемправ,относящихсякисключительнойкомпетенцииначальникатаможни.

Первыйзаместительначальникатаможни,главныйбухгалтер(начальникотделабухгалтерскогоучетаиконтроля),начальникюридическогоотделаназначаютсянадолжностииосвобождаютсяотдолжностейприказамиФТСРоссиипопредставлениюначальникатаможни.

НачальникииныхструктурныхподразделенийЦБТназначаютсянадолжностьиосвобождаютсяотдолжностиприказаминачальникатаможнипосогласованиюссоответствующимиструктурнымиподразделениямиГТКРоссии.

Наши рекомендации