Тестирования и отладка программ
Тестирование – процесс выполнения программы с целью установления наличия в ней ошибок. Тест должен быть направлен не на подтверждение работоспособности программы, а на выявление в ней возможно большего числа ошибок. Под тестом будем понимать набор специально подобранных исходных данных и соответствующих эталонных (окончательных и промежуточных) результатов.
Методы проектирования тестов
1 Метод «черного ящика» (программа рассматривается как черный ящик)
Важным является только соответствие входной и выходной информации программного модуля
Необходимо перебрать все варианты исходных данных что в большинстве случаев невозможно
2 Метод «белого ящика»
Учитывает эффект работы алгоритма
В программе известны все связи, но полный перебор маршрутов невозможен:
А) наличие циклов резко увеличивает количество возможных путей
Б)выполнение всех путей не может гарантировать соответствия программы ее спецификации
Пример: если вместо А+В написано А-В, то даже при выполнении всех путей программа будет работать неверно
В) В ряде случаев программа выполняется правильно для одних данных и неправильно для других
Пример: если надо определить равенство трех чисел между собой
If (n+m+k)/3=n then print «числа равны»
НО! 3 3 3
3 2 4
Результат в обоих случаях тот же, но во втором случае результат неверный
3. Комбинированный подход
Рассматриваем программы как «черный ящик» затем подготавливаем дополнительные тесты, учитывающие внутренние структуры программы. Процесс поиска и исправления ошибок называется отладкой. Главной задачей отладки является установление места, являющегося первопричиной появления ошибки.
Классификация ошибок. Последовательность, способы и средства их обнаружения. Методика поиска семантических ошибок.
Способы и средства получения информации о ходе вычислительного процесса
1 Аварийная печать
2 Печать в узлах
3 Слежение
4 Прокрутка
5 Контроль индексов
Методика поиска семантических ошибок
Локализация : установление сущности ошибки-> установление фрагментов программы с ошибкой (печать в узлах)-> установление конкретного места.
1.Прослеживание по схеме алгоритма
2.Обратное отслеживание идентификаторов
3.Ручная прокрутка программы
Экономическая информационная система. Определение, задачи, характеристики, этапы развития.
Развитие ЭИС
В 50-е годына ЭВМ в основном решались отдельные экономические задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например, решение транспортной задачи.
В 60-е годывозникает идея комплексной автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных. Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями.
80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.
Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 - годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
Понятие ЭИС
Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
С позиций кибернетики процесс управления системой, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.