Психологические школы изучения личности.
Выделяют теории трех главных школ:
1. Психоаналитическая теория личности, основанная на психоанализе 3. Фрейда (из этой школы вышли К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, X.Салливан, Э. Фромм и другие выдающиеся психологи).
2. Теория научения, или поведенческая школа (к ее теоретикам относят И.П. Павлова, психологов Дж. Б. Уотсона, Б . Ф. Скиннера).
3. Теория роста, или гуманистическая психология (яркими представителями являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс).
Психоанализ основан на двух доктринах 3. Фрейда.
1)в душевной жизни все взаимосвязано. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Любое психическое действие, даже есликажется, что оно возникло спонтанно, определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них — значит понять движущие силы поведения человека.
2)бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. В основном, вся наша жизнь – бессознательное.
Теория научения, или поведенческая школа — направление в психологии, ярким представителем которого является И.П. Павлов — русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Он открыл и описал роль условных рефлексов, благодаря которым организм приспосабливается к изменяющимся условиям существования, приобретая новые формы поведения.Американский психолог Дж. Уотсон применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая,что «предметом психологии является поведение человека», которое можно описать двумя терминами — стимул и реакция.
По Б . Ф. Скиннеру, поощрение должно быть:
• конкретным (каждый человек должен знать, как оценивается его работа и за что он поощряется);
• безотлагательным (чем дольше надо ждать вознаграждения, тем менее оно значимо как мотиватор положительного поведения);
• достижимым (система механизмов обратной связи должна работать на то, чтобы учитывать достижимость), т. е. надо давать реально выполнимые задания и вознаграждать даже малые победы;
• знаковым (актом внимания и одобрения со стороны высшего руководства);
• непредсказуемым(неожиданные поощрения срабатывают лучше), когда малые награды более эффективны, нежели большие.
Основной недостаток этого направления — слишком упрощенное представление о человеке
Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология, или теория роста, в которой выделяют два ведущих течения. Среди основателей первого, «клинического» — К. Роджерс, один из самых влиятельных психологов нашего времени. Основоположником второго, «мотивационного» течения является американский исследователь А.Маслоу.
Типология личностей.
Наиболее утвердившейся основой типологии личности является дихотомия «интроверсия-экстраверсия».
Экстраверсия — обращенность наружу. Тенденция направлять свою энергию вовне, озабоченность физическим и социальным окружением и получение удовольствия от этого окружения
Интроверсия — обращенность вовнутрь. Тенденция избегания социальных контактов.
Характер рассматривается как совокупность трех основных составных частей.
Эмоциональность(обозначаемая как Э+ или Э—). Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоции или чувства).
Активность(обозначаемая как А+ или А—). Активные люди — это люди, ощущающие потребность в действии, в осуществлении планов или замыслов. Они не выносят состояния
безделья или простоя, постоянно чем-то заняты, всегда находят себе работу. Быстро принимают решения, не боятся трудностей, их нелегко привести в уныние. Менее активным нужнодолго думать, прежде чем начать действовать, а пассивных людей действие нередко парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако таких людей нельзя характеризовать как ленивых.
Первичность и вторичность(обозначаемые как П и В).Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем,могут оказывать на нас более или менее длительное влияние.
Исходя из эмоциональности, активности, первичностии вторичности, можно выделить восемь характеров:
• Э+, А—, П: нервный;
• Э+, А—, В: сентиментальный;
• Э+, А+, П: очень деятельный, бурный;
• Э+, А+, В: страстный;
• Э—, А+, П: сангвиник;
• Э—, А+, В: флегматик;
• Э—, А—, П: аморфный;
• Э—, А—, В: апатичный.
Темперамент — индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики. Сочетание свойств темперамента создает его тип. Темперамент влияет не только на выражение чувств или скорость переключения внимания, но и на проявление черт характера, поведение, ход и результаты различных видов деятельности.
Холерик — активный, энергичный, резкий, порывистый, безудержный.
воспитывать выдержку и самообладание.
Сангвиник — характеризуется высокой активностью, энергичностью, живостью движений и богатством мимики.
Флегматик — тип темперамента, характеризующийся спокойствием и ровным настроением.
Меланхолик — для него характерны низкий уровень психологической активности, замкнутость, необщительность, замедленность движений, сдержанность речи и быстрая утомляемость.
Характер.
Характер — это комплекс устойчивых черт человека, представляющих собой единство индивидуального и типического в личности [И]. Можно сказать также, что характер определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в конкретных условиях, как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его по-
ведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают или мешают личности устанавливать
правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия или поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и корректировать ожидаемые действия и поступки. Когда мы говорим, что у человека определенный характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношенийк действительности и 2) привычный образ его поведения в конкретной ситуации.
Сочетание устойчивых свойств поведения проявляется в системе отношений субъекта к другим людям к самому себе; к деятельности; к собственности.
Характер формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных действий других
людей. Личность в своем развитии может отталкиваться от характера и менять его. Часто эта тенденция реализуется не до конца, иногда на пути встречаются серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или изменить свой характер, который и обусловливает поведение. Характер определяется рядом черт, которые можно классифицировать по группам. Это группы интеллектуальных ,
эмоциональных, волевых, нравственных черт.
По отношению к уровню нормы характер может быть:
• нормальным, сбалансированным, т. е. отвечать адекватными реакциями на различные стимулы;
• акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт.
• психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.
Направленность личности.
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность, относительно независимых от текущих ситуаций. Направленность личности может носить узколичный или широкий общественный характер, являться неустойчивой (зависеть от ситуации) или устойчивой (длительно определять линию поведения).
Структура направленности складывается из следующих компонентов:
• потребности — естественные и социальные как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития;
• интересы — форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной
должности в коллективе и т. д.;
• идеалы — ориентация на конкретные образцы поведения, эталоны профессиональной деятельности.
Способности.
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению . От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к этим показателям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет выдающиеся способности: возможно, ему потребовалось много времени, чтобы овладеть данными знаниями и умениями. Способности следует расценивать лишь как возможность, а будет или нет она реализована, зависит от множества условий, в том числе от заинтересованности в этом
окружающих, организации трудовой деятельности и т. д.
По отношению к деятельности различают:
• общие способности как основу успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность,
настойчивость, активность и т. д.);
• специальные (профессиональные) способности как основу успешности выполнения конкретных видов деятельности, например учебной, спортивной, трудовой (решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др.).
По элементам новизны в выполняемой деятельности различают:
• репродуктивные способности (обеспечивают высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности);
• творческие способности (создание нового, оригинального).
Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью. Высокая степень одаренности — талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, поэтому немыслим без напряженного труда. Люди, чей талант бесспорен, только благодаря огромному труду смогли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.
Гениальность — наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений.