Понятие и характеристика этапа формирования решения.

Выделяют три этапа процесса принятия решений: подготовка решения, формулировка (принятие) решения и реализация решения.

Понятие и характеристика этапа формирования решения. - student2.ru Рис. Процесс принятия управленческого решения

Подготовка решения включает формулировку проблемы, определение целей, ограничений и критериев, сбор и анализ информации.

Формулировка проблемы и целеполагание. Анализ проблемы обычно включает следующие операции: опреде­ление существования и новизны проблемы; установление причин ее возникновения; определение взаимосвязи с другими проблемами; выявление степени полноты и достоверности информации; определе­ние возможности решения проблемы.

Проблема - это соотношение между желаемым и действитель­ным состоянием объекта управления. Цель - желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления.

Выбор критериев и анализ ограничений. Ограничения сужают возможности принятия решений в зависимости с имеющимися ресурсами. Ограничения могут быть финансовые, трудовых ресурсов, сырья, времени и т. д. У малых организаций всегда больше ограничений.

Критериями, с помощью которых можно оценить эффективность решения, являются:

• польза решения, в частности достижимое улучшение результатов;

• финансовая сторона решения - минимизация издержек, максими­зация прибыли;

• время процесса исполнения решения.

Сбор и анализ информации для решения проблемы. От достоверности, полноты, своевременности поступления информации зависит качество управлен­ческого решения.

Этап формирования (принятия) решения включает выработку альтернатив, анализ и выбор альтернативы, принятие решения.

Выработка альтернатив. Альтернативы (варианты решения) обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписы­ваются в критериальные границы лучшего решения. Существует много методов творческого поиска альтернатив - это так называемые эвристические методы.

Разработка перечня альтернатив ограничена знаниями руководи­теля и специалистов, готовящих решение; временем, отпущенным на принятие решения и соотношением «затраты на выработку решения - полученный эффект от реализации решения».

Анализ и выбор альтернативы. Квалифицированное принятие решений требует сравнения альтернатив и выбора наилучшей. Для этого, при возможности формализации, целесообразно использовать эконо­мико-математические методы, компьютерную технику и технологии.

Решающее влияние на выбор альтернативы оказывает риск, кото­рому может подвергаться организация в случае реализации конкрет­ной альтернативы. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность.

Принятие решения осуществляется непосредственно руководи­телем. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение, так как они позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Делая выбор, руководитель анализирует, взвешивает целый ряд суждений. Очень важно эти суждения четко сформулировать и установить их значимость. Принятое управленческое решение может оформляться в виде приказа, распоряжения, плана, отчета, докладной записки, договора, других документов или иметь форму устного указания.

38. Процессы становления и развития команды: сущность, виды и содержание.

В процессе становления и развития команды можно выделить шесть этапов.

 
  Понятие и характеристика этапа формирования решения. - student2.ru

1. На этапе формирования команда представляет собой скопление отдельных людей. Формулируются цели и название команды, круг возможных дел, выявляются или назначаются руководители. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью.

2. На этапе бурления оспариваются цели деятельности и методы их достижения, нормы поведения, способы руководства. Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за влияние, диску­тируют о направлениях развития. Формируются чувства доверия и единения команды, раскрываются скрытые личные цели участников, часто проявляется агрессивность; некоторые команды на этом этапе распадаются.

3. На этапе нормирования определяются возможности команды, устанавливаются нормы и модели работы, обеспечивающие продвиже­ние процесса сплочения команды и согласование интересов каждого члена с общими целями и интересами. Члены команды узнают досто­инства и недостатки друг друга, формируют в своем сознании модели своих коллег.

4. На этапе функционирования команда решает реальные задачи. Ее члены обеспокоены существующим уровнем эффективности работы и потенциальными возможностями. Этот этап может продолжаться достаточно долго. В команду могут приходить новые люди, а некоторые из нее будут уходить, но команда останется собой, если уровень и количество решаемых задач остаются неизменными. Если количество решаемых задач или их сложность возрастают; то наступает следующий этап жизни команды.

5. На этапе расширения команда численно растет. Происходит образование неформальных подкоманд, за которыми постепенно закрепляется решение относительно обособленных задач, и тогда наступает шестой этап.

6. Последний этап - распад команды на подкоманды, на основе которых формируются новые команды.

Процессы выработки и реализации командных норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, и в той или иной степени их должны разделять все участники. Поэтому данные процессы иногда называют процессами командного давления.

Содержание и характеристика этапа реализации решения. (связан с 37)

Реализация решения является заключительным этапом решения проблемы, включающим две стадии: организацию исполнения решения и контроль за его исполнением. Выполнение решения - это устранение породившей его проблемы. В реализации управленческого решения обычно участвует много людей, поэтому организация исполнения решения предусматривает коорди­нацию действий всех участников.

Организация выполнения решения предусматривает:

• разработку плана реализации решения;

• подбор исполнителей;

• доведение до них заданий по реализации решения;

• мотивацию исполнителей;

• их обучение (при необходимости);

• определение условий реализации решения (сроков, ресурсов, при необходимости - методов выполнения);

• установление показателей, по которым будут оцениваться выполнение решения и стимулироваться исполнители;

• организацию оперативной работы по исполнению решения и его корректировку.

Контроль за исполнением решения. Определяется наличие и уровень отклоне­ний. Если отклонения серьезные, то необходимо вернуться к первому этапу и принять дополнительные решения.

Главная цель контроля - обеспечение достижения цели решения.

Оценка выполнения решения преследует экономические, мотивационные и воспитательные цели. Кроме того, она создает исходную базу для нового цикла управления, так как ставит новые проблемы, чаще всего связанные с новыми условиями функционирования организации, возникшими в результате реализации решения.

40. Процессы принятия и реализации командных норм: сущность и содержание.

Процессы выработки и реализации командных норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, т.к. любая команда вырабатывает свои нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Поэтому эти процессы иногда называют процессами командного давления.

Командные нормы представляют собой определенные, выработанные командой и принятые большинством ее членов правила поведения, с помощью которых регулируются взаимоотношения между членами команды и определяется отношение команды к работе и внешним воздействиям. Вместе с нормами команда вырабатывает систему поощрений и наказаний за их соблюдение или несоблюдение. В качестве поощрений могут выступать: повышения статуса члена команды, повышение уровня его эмоционального принятия, а в качестве наказаний: снижение уровня общения, понижение статуса, исключение из коммуникативной сети. Особенно остро проблема принятия командных норм встает перед новым членом команды. Можно говорить о трех вариантах его поведения (рис. 29.8):

Понятие и характеристика этапа формирования решения. - student2.ru

Модель принятия командных норм.

1) свободное, сознательное принятие норм и ценностей команды

2) вынужденное принятие под угрозами наказаний со стороны команды

3) демонстрация антагонизма по отношению к команде, отстаивание своих норм и ценностей, вплоть до ухода из команды.

Первый вариант является наиболее благоприятным как для команды, так и для новичка.

Второй вариант не столь благоприятен, но является наиболее распространенным. Феномен принятия человеком командных ценностей и норм под угрозой санкций со стороны группы называется конформизмом и рассматривается сегодня как один из важнейших элементов механизма поддержания единства команды.

Третий вариант поведения приводит к тому, что человеком занимает в команде место «местного бунтаря» и, если стоящие перед командой задачи не требуют ее обязательного сплочения, то он может работать в команде достаточно долго.

Наши рекомендации