Анализ факторных экспериментов

1. Полные факторные эксперименты и кодированные переменные. При проведении экспериментальных исследований часто применяются факторные эксперименты.

Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – функция отклика и задан план, матрица которого есть Анализ факторных экспериментов - student2.ru (i = 1, 2, ..., k; u = 1, 2, ..., N), где Анализ факторных экспериментов - student2.ru – значение переменной (фактора) Анализ факторных экспериментов - student2.ru в u‑м опыте. Каждое из различных значений, принимаемых переменной Анализ факторных экспериментов - student2.ru в эксперименте, называют уровнем этой переменной. Обозначим через si число различных уровней фактора Xi.

Определение 1. Эксперимент, в котором уровни каждого фактора комбинируются со всеми уровнями других факторов, называется полным факторным экспериментом.

Полный факторный эксперимент состоит из Анализ факторных экспериментов - student2.ru различных экспериментов, поэтому его называют экспериментом типа Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Определение 2.План называется симметричным, если все факторы имеют одинаковое число уровней, т. е. Анализ факторных экспериментов - student2.ru В этом случае полный факторный эксперимент принято называть экспериментом типа sk, где k – число факторов.

Предположим, что число различных значений, которые может принимать переменная Анализ факторных экспериментов - student2.ru , в каждом опыте равно 2, т. е. s = 2. Тогда говорят, что переменная Анализ факторных экспериментов - student2.ru в каждом опыте варьируется на двух уровнях. Обозначим эти уровни через Анализ факторных экспериментов - student2.ru и Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Если Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то Анализ факторных экспериментов - student2.ru называют верхним уровнем, а Анализ факторных экспериментов - student2.ru – нижним уровнем фактора Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Обозначим Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru и введем новые переменные

Анализ факторных экспериментов - student2.ru (i = 1, 2, ..., k).

Переменные xi называют кодированными переменными. Легко проверить, что они могут принимать лишь два значения 1 (верхний уровень) и –1 (нижний уровень). Заменяя переменные Анализ факторных экспериментов - student2.ru кодированными переменными Анализ факторных экспериментов - student2.ru , можно представить функцию отклика в виде

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (1)

2. Полные факторные эксперименты типа 22 и 23. Если число независимых переменных равно двум, то равенство (1) приводится к виду Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Результаты наблюдений, отвечающих всевозможным комбинациям уровней переменных x1 и x2, сводятся в таблицу.

Номер опыта Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Наблюдения
– 1 – 1 y1
– 1 – 1 y2
– 1 – 1 y3
y4

Пусть функция отклика имеет вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru

и в каждом варианте испытаний проводится по одному наблюдению. Тогда имеем полный факторный эксперимент типа 22. Матрица плана и матрица планирования:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Столбцы матрицы X попарно ортогональны, следовательно, планирование является ортогональным. Отсюда, используя результаты п. 7 § 1, получаем, что МНК‑оценки параметров некоррелированны и имеют вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ,

где Xj – j-й столбец матрицы Х, при этом Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пусть теперь число переменных равно трем и функция отклика имеет вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Рассмотрим все возможные комбинации уровней кодированных переменных Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru и Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Номер опыта Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Наблю- дения
– 1 – 1 – 1 – 1 y1
– 1 – 1 – 1 – 1 y2
– 1 – 1 – 1 – 1 y3
– 1 – 1 – 1 – 1 y4
– 1 – 1 – 1 – 1 y5
– 1 – 1 – 1 – 1 y6
– 1 – 1 – 1 – 1 y7
y8

Здесь, как легко убедиться, планирование является ортогональным. Поэтому МНК-оценки параметров bj некоррелированны и имеют вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ,

при этом Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пример 1. Полный двухфакторный эксперимент проводится на двух уровнях.

Переменные X1 X2
Нижний уровень
Верхний уровень

Получены результаты исследований: Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Для нахождения МНК-оценок Анализ факторных экспериментов - student2.ru параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru ортогонального плана пользуются расчетной таблицей.

i Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru
– 1 – 1 – 66 – 66
– 1 – 1 – 68 – 68
– 1 – 1 – 48 – 48

С помощью расчетной таблицы получаем требуемые оценки:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ;

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Значит, оценка функции отклика есть

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (2)

Возвращаясь к исходным переменным, имеем:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , значит, Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Подставляя найденные выражения в (2), получаем

Анализ факторных экспериментов - student2.ru = = Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пример 2. Полный трехфакторный эксперимент проводится на двух уровнях.

Переменные X1 X2 X3
Нижний уровень
Верхний уровень

Результаты исследований: Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Составим расчетную таблицу для нахождения МНК‑оценок параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru ортогонального плана.

i
x1 –1 –1 –1 –1
x2 –1 –1 –1 –1
x3 –1 –1 –1 –1
x1x2 –1 –1 –1 –1
x1x3 –1 –1 –1 –1
x2x3 –1 –1 –1 –1
x1x2x3 –1 –1 –1 –1
yi 5,6 7,7 8,1 9,6 8,6 5,1 6,4 6,9
x1yi –5,6 7,7 –8,1 9,6 –8,6 5,1 –6,4 6,9
x2yi –5,6 –7,7 8,1 9,6 –8,6 –5,1 6,4 6,9
x3yi –5,6 –7,7 –8,1 –9,6 8,6 5,1 6,4 6,9
x1x2yi 5,6 –7,7 –8,1 9,6 8,6 –5,1 –6,4 6,9
x1x3yi 5,6 –7,7 8,1 –9,6 –8,6 5,1 –6,4 6,9
x2x3yi 5,6 7,7 –8,1 –9,6 –8,6 –5,1 6,4 6,9
x1x2x3yi –5,6 7,7 8,1 –9,6 8,6 –5,1 –6,4 6,9

Используя расчетную таблицу, так же, как и в предыдущем примере, получаем требуемые оценки параметров: Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Следовательно,

Анализ факторных экспериментов - student2.ru

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (3)

Возвращаемся к исходным переменным.

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru , значит, Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Подставляя эти выражения в (3), получаем окончательно

Анализ факторных экспериментов - student2.ru

3. Факторные эксперименты с повторными наблюдениями. Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – функция отклика, Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; m, m, ..., m – спектр плана (число наблюдений в каждой точке xl одно и то же и равно m), mn = N. Пусть xl = (x1l, x2l, ..., xkl) и Анализ факторных экспериментов - student2.ru – повторные наблюдения в точке xl Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Матрицу плана Анализ факторных экспериментов - student2.ru можно представить в виде матрицы из m блоков следующим образом:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Таким образом, Анализ факторных экспериментов - student2.ru – матрица размеров Анализ факторных экспериментов - student2.ru с различными строками, Анализ факторных экспериментов - student2.ru – матрица размеров Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Определение. План называется полным факторным планом типа 2k с повторными наблюдениями кратности m, если матрица Анализ факторных экспериментов - student2.ru является матрицей полного факторного плана типа 2k.

Пример. Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – функция отклика и задан план: Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , причем в каждой точке число наблюдений m = 2. Тогда матрица плана записывается в виде:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Так как Анализ факторных экспериментов - student2.ru – матрица плана полного факторного эксперимента типа 22, то данный план является полным факторным планом с повторными наблюдениями кратности 2.

Матрица планирования имеет вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru

и является матрицей ортогонального планирования.

Если Анализ факторных экспериментов - student2.ru – матрица планирования, соответствующая функции отклика Анализ факторных экспериментов - student2.ru и матрице плана Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то из ортогональности планирования для МНК-оценки вектора β имеем равенство Анализ факторных экспериментов - student2.ru , в котором Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , а значит, Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 0, 1, ..., p). В этом случае оценки Анализ факторных экспериментов - student2.ru некоррелированны и имеют дисперсию Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

4. Насыщенное и ненасыщенное планирование.

Определение 1. Пусть матрица планирования X имеет ранг, равный числу p неизвестных параметров в функции отклика. Факторный план называется насыщенным, если p = N, и ненасыщенным, если p < N.

Ненасыщенность плана полного факторного эксперимента означает, что имеется избыточность Анализ факторных экспериментов - student2.ru опытов, необходимых для нахождения МНК-оценок параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru в функции Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пример 1. Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru и планируется полный факторный эксперимент типа 22. Тогда планирование будет насыщенным, т. к. ранг матрицы планирования Xравен 4 и при этом число наблюдений N и число неизвестных параметров p также равны 4.

Пример 2. Если Анализ факторных экспериментов - student2.ru и имеется полный факторный эксперимент типа 22, то планирование будет ненасыщенным, т. к. ранг матрицы планирования

Анализ факторных экспериментов - student2.ru

равен 3, а Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Определение 2. Пусть n – число точек спектра факторного плана с повторными наблюдениями кратности m (N = mn) и r – ранг матрицы планирования X. Тогда план называется насыщенным, если Анализ факторных экспериментов - student2.ru , и ненасыщенным, если Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

5. Проверка гипотезы адекватности. Рассмотрим факторный эксперимент с кратными повторными наблюдениями yls (l = 1, 2, ..., n; s = 1, 2, ..., m). Проверим гипотезу H0 адекватности модели

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (4)

где Анализ факторных экспериментов - student2.ru – известные функции, задаваемые равенствами вида Анализ факторных экспериментов - student2.ru (1 m i1 < i2 < ... < iq m k), а Анализ факторных экспериментов - student2.ru – неизвестные параметры. Функции отклика (4) и матрице Анализ факторных экспериментов - student2.ru (i = 1, 2, ..., k; u = 1, 2, ..., N; N = mn) полного факторного плана соответствует матрица планирования Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 1, 2, ..., p0; u = 1, 2, ..., N). Столбцы матрицы X0 должны удовлетворять условиям:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 2, 3, …, p); (5)

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 1, 2, …, p); (6)

Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (7)

Будем предполагать, что наблюдения yls являются нормальными и некоррелированными, причем Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где Анализ факторных экспериментов - student2.ru – вектор-столбец наблюдений; Анализ факторных экспериментов - student2.ru – неизвестный параметр.

Гипотеза Анализ факторных экспериментов - student2.ru состоит в том, что My = X0β0, где Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Эта гипотеза проверяется при альтернативной гипотезе Анализ факторных экспериментов - student2.ru : My ¹ X0β0.

Для проверки гипотезы Анализ факторных экспериментов - student2.ru нужно вычислить отношение Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Величина Анализ факторных экспериментов - student2.ru представляет собой несмещенную оценку для Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Полагая в формуле (6) § 2 m1 = m2 = ... = mi = m, получаем

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Таким образом,

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (8)

Оценка (5) § 2 дисперсии Анализ факторных экспериментов - student2.ru , связанная с неадекватностью модели, есть Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где r – ранг матрицы X0.

Пусть r = Анализ факторных экспериментов - student2.ru , тогда, учитывая (5) – (7), получаем

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (9)

где Анализ факторных экспериментов - student2.ru , j = 1, 2, ..., p0.

Далее вычисляем Анализ факторных экспериментов - student2.ru и по таблице распределения Фишера по уровню значимости a и степеням свободы n – r и N – n находим Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Если Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то гипотеза H0 принимается.

Если Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то гипотеза H0 отклоняется.

Пример. Предположим, что зависимость прочности бетона R от двух факторов – расхода цемента X1 и расхода воды X2 – имеет вид: Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Полный двухфакторный эксперимент проводится на двух уровнях:

Уровень Расход цемента X1 Расход воды X2
Нижний
Верхний

Результаты исследований представлены таблицей.

i Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru
28,6 31,1 29,5 29,7
44,3 47,8 46,2 46,1
22,9 24,6 21,9 23,1
38,7 38,7 35,3 36,7

МНК-оценки Анализ факторных экспериментов - student2.ru параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru ортогонального планирования находятся так же, как в примере 1 п. 3: Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru , отсюда оценка функции отклика – Анализ факторных экспериментов - student2.ru , или, переходя к исходным переменным, Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Проверим, является ли полученная модель адекватной. Имеем N = 12, n = 4, m = 3, r = 3. По формулам (8) и (9)

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ,

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Следовательно, Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Далее по таблице критических точек распределения Фишера по уровню значимости a = 0,05 и степеням свободы n – r = 1 и N – n = 8 находим Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Так как Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то гипотеза, утверждающая, что модель Анализ факторных экспериментов - student2.ru адекватна, принимается.

§ 4. Оптимизация планов. Поиск экстремума функции отклика

1. Построение линейных оптимальных планов. Пусть функция отклика является полиномом первой степени от k переменных:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (1)

Определение 1. План называется линейным, если ему соответствует функция отклика (1) и он позволяет получить несмещенные МНК-оценки параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Если матрица линейного плана есть

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (2)

то матрица планирования для этого плана имеет вид

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Определение 2. Линейный план называется линейным ортогональным планом, если столбцы матрицы Xпопарно ортогональны, т. е.

Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (3)

Линейные планы широко используются в экспериментальных исследованиях, где эффекты взаимодействий факторов незначимы или вообще отсутствуют. Они используются также в задачах поиска экстремума функции отклика.

Пусть матрица планирования X имеет ранг k + 1 и вектор наблюдений Анализ факторных экспериментов - student2.ru удовлетворяет условиям Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; Анализ факторных экспериментов - student2.ru , тогда для ковариационной матрицы МНК-оценок Анализ факторных экспериментов - student2.ru вектора β имеем равенство

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Будем предполагать, что

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (4)

где величины ci заданы; положим также Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Требуется выбрать матрицу планирования Xили матрицу линейного плана Анализ факторных экспериментов - student2.ru , так чтобы дисперсии Анализ факторных экспериментов - student2.ru МНК-оценок параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru в классе линейных планов с ограничениями (4) были минимальными.

План, минимизирующий дисперсии оценок параметров, называют линейным оптимальным планом. Задача построения таких планов решается с помощью теоремы Бокса, которую мы приведем без доказательства.

Теорема Бокса. Пусть функция отклика имеет вид (1), столбцы матрицы Анализ факторных экспериментов - student2.ru линейного плана удовлетворяют условиям (4) и ранг матрицы X равен k + 1. Тогда для МНК-оценок параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru выполняется неравенство

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( Анализ факторных экспериментов - student2.ru ), (5)

причем минимум дисперсий Анализ факторных экспериментов - student2.ru в классе линейных планов с ограничениями (4) достигается тогда и только тогда, когда столбцы матрицы Xпопарно ортогональны.

В частности, поскольку первый столбец матрицы X состоит из единиц (x0u = 1), из условия ортогональности (3) при j = 0 следует Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Таким образом, получаем

Следствие. Необходимым условием минимума дисперсий МНК-оценок Анализ факторных экспериментов - student2.ru является выполнение при всех i = 1, 2, ..., k равенства Анализ факторных экспериментов - student2.ru (условие симметрии плана).

2. Градиентный метод. Будем предполагать, что функция отклика Анализ факторных экспериментов - student2.ru непрерывна и имеет непрерывные частные производные 1-го порядка в ограниченной замкнутой области G Í Ñk.

Определение 1. Функция f называется унимодальной в области G, если она в этой области имеет единственный экстремум.

Пусть изменение функции многих переменных вдоль некоторой траектории, проведенной из точки Анализ факторных экспериментов - student2.ru в точку Анализ факторных экспериментов - student2.ru и определенной в области G, задается уравнением Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где l – параметр, пробегающий числовой отрезок [0; 1].

Траекторию назовем строго возрастающей (строго убывающей), если функция h(l) строго возрастает (строго убывает) на отрезке [0; 1].

Определение 2. Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – функция отклика, определенная в области G и имеющая во внутренней точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru максимум или минимум. Функция называется строго унимодальной, если отрезок, проведенный из любой точки Анализ факторных экспериментов - student2.ru в точку Анализ факторных экспериментов - student2.ru , является строго возрастающей траекторией в случае максимума или строго убывающей траекторией в случае минимума.

Экстремум функции Анализ факторных экспериментов - student2.ru отыскивается методом спуска (или подъема) по исследуемой поверхности. Этот метод основан на построении последовательности точек Анализ факторных экспериментов - student2.ru , лежащих в области G и таких, что Анализ факторных экспериментов - student2.ru (метод спуска) или Анализ факторных экспериментов - student2.ru (метод подъема).

Наиболее часто применяемая в практике исследований разновидность метода спуска и подъема – так называемый градиентный метод, при котором последовательность точек Анализ факторных экспериментов - student2.ru определяется с помощью равенства

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (6)

где Анализ факторных экспериментов - student2.ru – градиент функции f в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru ; a – некоторое положительное число. В этом случае функция f предполагается строго унимодальной.

Различные варианты градиентного метода отличаются друг от друга способом выбора a. Одним из вариантов градиентного метода является метод наискорейшего спуска (или подъема). При оптимизации технологических процессов в теории планированияэксперимента используется его статистический аналог – метод Бокса и Уилсона. В этом методе используется не сам градиент, а его оценка.

3. Оценивание градиента.Пусть функция отклика

Анализ факторных экспериментов - student2.ru (7)

определена в области G Ì Ñk.

Выберем произвольно точку Анализ факторных экспериментов - student2.ru Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Используя эту точку, построим полный факторный эксперимент. Выберем для каждого i = 1, 2, ..., k нижний уровень Анализ факторных экспериментов - student2.ru и верхний уровень Анализ факторных экспериментов - student2.ru так, чтобы было Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Положим Анализ факторных экспериментов - student2.ru , введем кодированные переменные Анализ факторных экспериментов - student2.ru и выразим функцию отклика (7) через кодированные переменные:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (8)

Под задачей оценивания градиента будем понимать определение оценки градиента функции отклика (8) в точке x0 = (0, 0, ..., 0). Предположим, что в окрестности точки x0 функция (8) допускает разложение по формуле Маклорена:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru (9)

где Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Введем обозначения: Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Тогда равенство (9) перепишется в виде

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Так как Анализ факторных экспериментов - student2.ru , задача оценивания градиента сводится к нахождению МНК-оценок параметров Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пусть матрица полного факторного плана с центром в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru задана равенством (2).

Для простоты будем считать, что в замкнутой области Анализ факторных экспериментов - student2.ru функция отклика достаточно точно аппроксимируется линейной функцией, т. е.

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (10)

Тогда матрице плана Анализ факторных экспериментов - student2.ru и функции отклика (10) соответствует матрица планирования Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 0, 1, 2, ..., k; u = 1, 2, ..., N; x0u = 1) и для МНК-оценки параметра Анализ факторных экспериментов - student2.ru имеем равенство

Анализ факторных экспериментов - student2.ru ( j = 0, 1, 2, ..., k),

где Анализ факторных экспериментов - student2.ru – наблюдения в точках плана.

Поскольку Анализ факторных экспериментов - student2.ru являются оценками компонент градиента Анализ факторных экспериментов - student2.ru , т. е. частных производных Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то МНК-оценка градиента функции отклика в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru определяется равенством

Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Пример. Пусть h = f (x1, x2) – функция отклика (x1, x2 –кодированные переменные), матрица плана и результаты наблюдений Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Используя аппроксимацию вида h » b0 + b1x1 + b2x2 + b3x1x2 ( Анализ факторных экспериментов - student2.ru ), найдем оценку градиента в центре плана (0, 0). Так как Анализ факторных экспериментов - student2.ru и Анализ факторных экспериментов - student2.ru , то планирование ортогонально, Анализ факторных экспериментов - student2.ru = (–y1 + y2 – y3 + y4) : 4 = –3, Анализ факторных экспериментов - student2.ru = (–y1 – y2 + y3 + y4) : 4 = –10 и, следовательно, получаем Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

4. Метод Бокса и Уилсона. Будем предполагать, что функция отклика (7) в области G строго унимодальна. Поиск ее максимума может быть осуществлен методом, предложенным Боксом и Уилсоном.

Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – начальная точка поиска максимума. При переходе к кодированным переменным точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru соответствует точка Анализ факторных экспериментов - student2.ru , а функция отклика (7) принимает вид (8). Анализ факторных экспериментов - student2.ru

Пусть Анализ факторных экспериментов - student2.ru – оценка градиента в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru , полученная с использованием факторного эксперимента, матрица плана которого Анализ факторных экспериментов - student2.ru задана равенством (2). Для поиска максимума сделаем некоторый шаг из точки Анализ факторных экспериментов - student2.ru в направлении оценки градиента Анализ факторных экспериментов - student2.ru . Положим

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , (11)

где параметр Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru – МНК-оценка градиента, Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru (i = 1, 2, ..., k).

Точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru в системе координат кодированных переменных соответствует точка Анализ факторных экспериментов - student2.ru в системе координат исходных переменных, при этом имеем Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

Выполним в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru наблюдения Анализ факторных экспериментов - student2.ru и найдем в ней оценку функции отклика

Анализ факторных экспериментов - student2.ru . (12)

Так как измерение функции отклика происходит с ошибкой, то в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru можно найти только ее оценку, а не точное значение. Предположим, что оценка Анализ факторных экспериментов - student2.ru значимо больше оценки Анализ факторных экспериментов - student2.ru функции отклика в точке Анализ факторных экспериментов - student2.ru , где согласно (10) Анализ факторных экспериментов - student2.ru .

В этом случае делаем второй шаг в направлении оценки градиента Анализ факторных экспериментов - student2.ru и т. д. В общем виде, учитывая (11), для l-го шага имеем:

Анализ факторных экспериментов - student2.ru , Анализ факторных экспериментов - student2.ru (i = 1, 2, ..., k), (13)

где