Оценка и аттестация персонала, их роль в управлении индивидуальной и групповой эффективностью.
Под оценкой персонала понимается целенаправленный процесс установления соответствия качественных и количественных характеристик персонала, требованиям должности или рабочего места.
Она представляет собой соотнесение какой-либо идеальной модели (желаемого состояния) объекта оценки с его реальным состоянием.
Основная цель оценки персонала состоит в объективном определении степени соответствия работника занимаемой или проектируемой должности.
Оценка персонала - это всегда система - совокупность различных элементов (субъектов, объекта, предмета, критериев, методов). Наиболее известен подход Бизюковой, согласно которому в составе оценки выделяют содержание оценки (личные качества, процесс труда, результативность труда); методы оценки; процедуру оценки (субъект оценки, место оценки, периодичность оценки, последовательность оценки).
Субъект оценки - то лицо, которое оценивает.
Оценщиками могут выступать: непосредственный руководитель, работники службы управления персоналом; коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемым; подчиненные оцениваемого; лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику. Это могут быть независимые эксперты, специалисты оценочных центров; оценщиком может выступать и само оцениваемое лицо. Это будет самооценка. Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным относят руководителей и работников кадровых служб, так как именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.
Неформальные субъекты оценки - коллеги, подчиненные, независимые эксперты, само оцениваемое лицо.
Объект оценки — тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки выступают либо отдельный работник, либо их группа.
При проведении оценки никогда нельзя получить информацию абсолютно обо всех качествах объекта оценки, да в этом и нет необходимости, поэтому принято выделять предмет оценки.
Предмет оценки– то на что направлена оценка. Например, в качестве предмета оценки могут выступать личные качества работника, процесс труда, результативность труда.
Существуют различные классификации методов оценки.
В зависимости от субъекта оценки выделяют индивидуальные, групповые методы; сюда же относят и самооценку. Типология методов оценки может быть произведена и по средствам представления информации. В связи с этим основанием выделяют вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические) и комбинированные методы. По целям на прогностические и практические; по результатам - на описательные (качественные), количественные и комбинированные, и по объекту — на методы оценки деятельности руководителей и методы оценки исполнительского персонала.
Однако наиболее полной является классификация по объекту, субъекту и предмету оценки, согласно которой выделяют традиционные и нетрадиционные методы оценки. Рассмотрим их более подробно.
Для традиционных методов оценки характерны следующие общие черты. Во-первых, они сфокусированы на отдельном работнике и оценивают его вне организационного контекста. Во-вторых, такие методы основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. И, в-третьих, они ориентированы в прошлое, на достигнутые результаты и не учитывают долгосрочной перспективы развития организации и потенциала сотрудника.
Преимущества - простота, малые издержки и общедоступность. Недостатки - оценку проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективизма и односторонности оценки, не учитываются личные качества работника, влияющие на результат его труда.
Нетрадиционные методы оценки в качестве основной единицы организации рассматривают рабочую группу, делают акцент на оценке работника его коллегами и специалистами. Оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации, и при этом во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность работать в группе, возможность профессионального развития, освоения новых знаний, умений и навыков.
В отличие от традиционных методов здесь оцениваются не результаты, а потенциал сотрудника.
Необходимо использовать традиционные и нетрадиционные методы оценки в совокупности.
Цель аттестации – определение соответствия служащего замещаемой должности. Аттестация является процедурой комплексной оценки. Аттестация осуществляется в соответствии с законодательством. Утверждается график. Для гражданских служащих ат-и проводится один раз в три года. Критерии оценки: рез-ты деятельности, профессионально-личностные качества, служебное поведение аттестуемого. Состав комиссии не менее 7 человек.
29. Понятие карьеры. Типы и виды карьер. В практике управленческой деятельности встречается множество определений понятия карьеры.
Карьера- это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Деловая карьера представляет собой продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательную смену занятий на протяжении его трудовой жизни.
В современной научной литературе выделены две группы условий формирования карьеры: объективные - не зависящие от человека, и субъективные.
Объективные условия формирования карьеры можно разделить на: общие, включающие широкий спектр изменений, предъявляющих особые требования к профессии, социально-экономические, кризисные условия, кадровые, когда отсутствуют налаженные системы кадровой работы, что значительно мешает развитию карьеры.
Субъективные условия зависят от самого человека. Достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.
Классификация карьеры.
Карьера | ||
Профессиональная | Должностная | |
По возможности осуществления: | По времени осуществления: | По характеру карьерной стратегии: |
- Реальная | - Десантная | - Типичная |
- Потенциальная | - Скоростная | - Устойчивая |
- Нормальная | - Прерывная | |
- Медленная |
Профессиональная карьера,характерно преобладание в трудовой деятельности профессиональной специализации, работа преимущественно в одной профессиональной области, достижения, признания профессиональных результатов, авторитета в конкретной профессиональной деятельности.
Должностная карьера, отражает изменения статуса, перемещение по вертикали и по горизонтали должностной структуры в организации.
Карьера персонала – отражает единство 2-х карьерных процессов – профессиональной и должностной карьеры.
По возможности осуществления:
1. Реальная, реализованная и достигнутая. Это то, что человеку удалось достигнуть на протяжении определенного времени в конкретной организации и виде деят-ти.
2. Потенциальная, это выстраиваемый человеком трудовой и жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей. Это карьера мечта, желание. Она влияет на поступки и поведение человека. Может быть реализована полностью, частично или вовсе не реализована.
По времени осуществления:
1. Нормальная, постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии, в соответствии с развивающимся опытом. Предел должностного развития – уровень его компетентности. Продолжительность – вся трудовая жизнь.
2. Скоростная, стремительное, но последовательное перемещение по вертикальной лестнице. По времени она в 2-3 раза быстрее нормальной карьеры. Это карьера одаренных, талантливых людей в науке, промышленности, предпринимательстве и бизнесе, и др.
3. Десантная, это спонтанное замещение руководящих должностей. Это люди палочки-выручалочки, для них важен не сам процесс делания чего-либо, а факт замещения должности. Потребность в них обусловлена чаще интересами политических партий, отдельных руководителей. Чаще встречаются в кризисный период и в военное время.
4. Медленная, характеризуется продолжительным пребыванием на одной должности. Причины – чаще связаны с профессиональными или личностными характеристиками человека, его взаимоотношениями с др. сотрудниками, руководством, нерационально спланированная организационная структура.
По характеру карьерной стратегии:
1. Типичная, достижение вершин профессионализма, авторитета, статуса связаны с полным профессиональным циклом человека – от самоопределения.
2. Устойчивая, характеризуется относительным постоянством в профессиональной деятельности и должностном продвижении. Допускаются отклонения от вида профессиональной деятельности. Это значит, что на определенном этапе жизни человеку пришлось временно или навсегда сменить содержание профессиональной деятельности.
3. Прерывная, характеризуется неустойчивостью профессионального и должностного продвижения, неоднократной сменой профиля и формы деятельности, работы, которая не соответствовали приобретенному профессиональному опыту. Эта стратегия ведет к профессиональному распылению усилий человека.
Для государственной службы приоритетными должны быть типичная и устойчивая формы индивидуальной карьерной стратегии. Это можно достичь при наличии системы и механизма управления карьерой персонала
30. Планирование и развитие профессиональной карьеры. Управление карьерой персонала в организации.
Карьера- это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Профессиональная карьера,характерно преобладание в трудовой деятельности профессиональной специализации, работа преимущественно в одной профессиональной области, достижения, признания профессиональных результатов, авторитета в конкретной профессиональной деятельности.
Управление карьерой персонала – это комплексная технология воздействия руководителей, кадровых служб на целенаправленное развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта, и рациональное использование их потенциала.
Условия управления карьерой:
1. Осознание ценности профессионального опытачеловека как важнейшего национального достояния, как ценнейшего капитала любой организации.
2. Высокий статус кадровых служб в государственных и муниципальных органах, в настоящее время возможности кадровых служб ограничены, они слабо влияют на качественный состав госслужащих. В служебном продвижении доминируют не конкурсы, а рекомендации руководителей. В целях эффективного управления персоналом роль кадровых служб должна быть изменена, повышен ее статус.
3. Создание системы общественного контроля за использованием профессионального опыта госслужащих, м-мы защиты общества от непрофессионализма в госуд. упр-ии. Народ вправе знать, кого нанимает себе на службу.
4. Создание оптимальной карьерной среды и карьерного пространства. Организационная и должностная структура – это установленное формальное разграничение отношений, задач, функций в организации для достижения ее целей. Они задают формальное карьерное пространство в котором происходит изменение должностного статуса, накапливается профессиональный опыт.
Карьерное пространство - относительно обособленная совокупность должностей, задающая необходимые условия для реализации профессионального опыта специалиста. Основные требования к карьерному пространству: стабильность должностной структуры, возможность роста, оптимальное соотношение должностей, адекватность целям и задачам, которые стоят перед организацией. Для реализации карьерного пространства нужна и карьерная среда.
Карьерная среда – единство необходимых и достаточных условий, созданных в организации для управления карьерой персонала. К достаточным условиям карьерной среды относят: персонал, наличие системы, механизма, техники и технологий управления карьерой и др.
Управление карьерой персонала одна из сложнейших кадровых технологий. Существуют социальные инструменты управления карьерой:
1. Система управления карьерой – совокупность субъектов управления персоналом, их функций, полномочий и ответственности, совокупность принципов управления, правовых норм, механизмов управления, которые необходимы для воздействия на объект управления.
2. Механизм управления карьерой – это согласованная совокупность средств и методов, обеспечивающих качественные изменения профессионального потенциала личности. Элементымеханизма управления карьерой персонала – отбор, оценка (тестирование, аттестация, квалификационный экзамен), обучение персонала, стажировка, работа с кадровым резервом, технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда служащих. Они направлены на своевременное изменение структуры, штатов, профессионально - квалификационных требований и др.
3. Процесс управления карьерой – логически связанная и последовательно реализуемая совокупность действий из которых формируется требуемое воздействие. Это спланированная, продуманная, согласованная и выполняемая конкретными людьми совокупность действий, которые позволяют в рамках установленной системы достичь поставленной цели.
Процесс управления карьерой включает:
- выявление потребностей (текущих, перспективных), органа власти, организации в составе персонала и оценка его профессиональных возможностей;
- разработка и принятие решения о карьерной стратегии организации и внедрение технологии управления карьерой в органе власти;
- выполнение принятых решений и реализация планов.
В процессе управления карьерой решаются две задачи:
1. Обеспечение соответствия профессионального опыта персонала требуемому.
2. Развитие и рациональное использование профессиональных способностей персонала.
Главная цель управления карьерой – чтобы все ценное, чем обладает человек в организации, его способности к профессиональной деятельности, были эффективно использованы для достижения поставленных целей и удовлетворения личности