Системы обеспечения движения поездов»

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

А.И. Кирюнин

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ

Задание на расчетно-графическую работу

С методическими указаниями

для студентов очной формы обучения специальности:

Системы обеспечения движения поездов»

Ростов–на–Дону

УДК 656.256

Кирюнин А.И.

Основы теории надежности: Задание на расчетно-графическую работу с методическими указаниями для студентов очной формы обучения специальности: 190901 «Системы обеспечения движения поездов». – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2013. – 00 с.

Задание на расчетно-графическую работу с методическими указаниями составлено в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине: «Основы теории надежности» и предназначены для студентов очной формы обучения специальности 190901 «Системы обеспечения движения поездов».

Одобрено к изданию кафедрой: «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» ФГБОУ ВПО РГУПС.

Табл. 0. Ил. 0. Библиогр.: 0 назв.

Рецензенты:

ã Ростовский государственный университет

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru путей сообщения, 2013

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Количественные показатели надежности невосстанавливаемых систем

К числу количественных показателей надежности невосстанавливаемых систем относятся:

1. Вероятность безотказной работы за время Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , где Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru –наработка до отказа; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – требуемое время безотказной работы (или время, для которого определяется Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ). Статистическое (приближенное) значение этой вероятности, определяемое по результатам опытных испытаний, равно

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.1)

где Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – число однотипных объектов, поставленных на испытание;

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – число отказавших объектов за время испытаний Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (за интервал времени (0, t));

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – число не отказавших объектов за время t, Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Далее везде знак * будет обозначать статистическое значение соответствующих показателей надежности.

2. Вероятность отказа объекта за время Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.2)

причем:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru . (1.1.3)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – является функцией распределения случайной величины Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (интегральным законом распределения случайной величины Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru или интегральным законом распределения отказов).

3. Плотность вероятности отказов Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (дифференциальная плотность (закон) распределения времени наработки до отказа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , дифференциальная функция распределения случайной величины Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru )

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru . (1.1.4)

Из (1.1.4) имеем:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.5)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.6)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/ч, (1.1.7)

где Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – число отказавших объектов на интервале времени Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru : от t до Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Экспоненциальный закон распределения времени наработки до отказа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (когда Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ) определяется формулой

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru . (1.1.8)

4. Интенсивность отказов:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/ч, (1.1.9)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.10)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.11)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , (1.1.12)

5. Средняя наработка до отказа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , ч (1.1.13)

где Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru – время наработки до отказа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru –го образца Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru . (1.1.14)

ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Расчетно-графическая работа должна иметь следующий состав: титульный лист, содержание, введение, задача № 1, задача № 2, …, задача № 5, заключение, список использованных источников. Пример оформления титульного листа расчетно-графической работы приведен в приложении А.

Графический материал работы оформляются в виде рисунков в составе соответствующих задач.

Расчетно-графическая работа выполняется на листах писчей бумаги формата А4 (210×297 мм) с полями по всем четырем сторонам листа (без рамки). Размеры левого поля – не менее 30 мм, верхнего и нижнего – не менее 20 мм, правого – не менее 10 мм. Текст работы выполняется на одной стороне листа: пишется от руки (высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм) или печатается с использованием компьютера и принтера (размер шрифта – не менее 12 пт).

Общий объем расчетно-графической работы: 10 – 20 листов формата А4. Листы работы должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания).

Расчетно-графическая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД и СТП РГУПС.

При наличии замечаний исправления делаются на чистой стороне листа (оборотной стороне предыдущего листа) рядом с допущенной ошибкой.

3. ЗАДАНИЕ НА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ

Целью расчетно-графической работы является закрепление теоретических сведений и получение практических навыков по расчету надежности систем обеспечение движения поездов.

Перед выполнением расчетно-графической работы необходимо изучить теоретические основы, изложенные в разделе 1; ознакомиться с рекомендуемой литературой, перечень которой указан в конце настоящих методических указаний.

Расчетно-графическая работа включает в себя 5 (пять) задач. Решение задач рекомендуется выполнять в той же последовательности, как они поставлены.

Указания по выбору варианта содержаться в условии каждой задачи.

Для каждой задачи приведен типовой пример ее решения.

Задача № 1 На испытание поставлено N0 однотипных изделий. За время t часов отказало n(t) изделий. За последующий интервал времени Δt отказало n(Δt) изделий. Необходимо вычислить статистические значения вероятности безотказной работы за время t и t+Δt, частоты отказов и интенсивности отказов за время t. Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 3.1. Номер варианта определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента.

Таблица 3.1

Предпоследняя цифра номера Последняя цифра номера N0 t, час Δt n(t) n(Δt)
Четная или 0
Нечетная

Типовой пример. На испытание поставлено Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru = 2000 однотипных изделий. За время Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru = 4000 часов отказало Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru = 100 изделий, а за последующие Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru = 100 часов отказало еще Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru = 10 изделий (см. рис 1). Определить статистические значения показателей надежности: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

       
  Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru
 
   
Рис. 3.1

Решение

1. По формулам (1.1.1) и (1.1.2) определяем вероятности безотказной работы Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и отказа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru за время испытаний Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru час:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

или из формулы (1.1.3):

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

2. Определяем Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru за время испытаний Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru :

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

или из формулы (1.1.3):

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

3. Определяем Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru за время Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru час по формуле (1.1.7):

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/ч.

4. Определяем Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru за время Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru по формуле (1.1.9):

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/ч.

Задача № 2 Структурная схема надежности устройства для различных вариантов приведена на рис. 3.2. Номер варианта определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента. Интенсивности отказов элементов имеют следующие значения: λ1=n1∙10-4 1/час; λ2=n2∙10-4 1/час; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/час; Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru 1/час, где n1 – последняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n1=10); n2 – предпоследняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n2=10). Показатели надежности устройства распределены по экспоненциальному закону распределения. Необходимо найти среднюю наработку до отказа устройства и вероятность его безотказной работы в течение 100 часов.

 
 
Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.2

Типовой пример. Структурная схема надежности устройства приведена на рис. 3.3. Интенсивности отказов элементов имеют следующие значения:

 
 
Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.3

λ1=0,23∙10-3 1/час; λ2=0,5∙10-4 1/час; λ3=0,4∙10-3 1/час. Показатели надежности устройства распределены по экспоненциальному закону распределения. Необходимо найти среднюю наработку до отказа устройства Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Решение.

1. Готовой формулы для средней наработки до отказа в рассматриваемом случае нет. Поэтому необходимо воспользоваться соотношением:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

2. Найдем выражение для вероятности безотказной работы Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru устройства. Очевидно, что

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ,

где Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ,

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ,

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Тогда, подставляя значения Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru в выражение для Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ,получим:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Так как Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , то

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

3. Определяем среднюю наработку до отказа:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

Подставляя в выражение для Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru значение интенсивности отказов из условия задачи, получаем:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Задача № 3 Необходимо выполнить ориентировочный расчет надежности системы, состоящей из N элементов различного типа. Требуется вычислить вероятность безотказной работы системы в течение времени t и среднюю наработку до отказа системы Тср.

Расчет следует выполнить по данным о надежности элементов, приведенным в приложении Б.

Таблица 3.2

Наименование и количество элементов

Предпоследняя цифра номера Резисторы R Конденсаторы С Диоды D Транзисторы Т Силовые трансформаторы, шт Дроссели, шт L, шт Время работы t, час
тип шт тип шт тип шт тип шт
ВС-0,25 слюдяные выпрямительные точечные германиевые мощные низкочастотные Nст
ВС-0,5 танталовые маломощные низкочастотные германиевые
ВС-1
МЛТ-0,5 керамические выпрямительные точечные германиевые мощные низкочастотные Nст
МЛТ-1 танталовые маломощные низкочастотные германиевые
МЛТ-2
МЛТ-0,25 слюдяные выпрямительные плоскостные маломощные низкочастотные кремниевые Nст
МЛТ-1 керамические
танталовые
МЛТ-0,25 слюдяные выпрямительные точечные кремниевые маломощные низкочастотные кремниевые Nст
МЛТ-0,5
МЛТ-1
МЛТ-0,25 керамические выпрямительные точечные германиевые маломощные германиевые низкочастотные Nст
МЛТ-0,5 танталовые
ПКВ-2
МЛТ-0,25 керамические выпрямительные точечные кремниевые мощные высокочастотные германиевые Nст
ПКВ-2 танталовые
ВС-0,25 керамические импульсные точечные маломощные низкочастотные германиевые Nст
МЛТ-1 танталовые
МЛТ-2
МЛТ-0,5 слюдяные выпрямительные плоскостные мощные низкочастотные Nст
МЛТ-1 танталовые
МЛТ-0,5 бумажные выпрямительные повышенной мощности мощные низкочастотные Nст
СПО-2
ПЭВ-10
МЛТ-0,25 керамические выпрямительные точечные германиевые маломощные низкочастотные германиевые Nст
МЛТ-0,5 танталовые
ПКВ-2

Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 3.2. Количество силовых трансформаторов Nст соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (цифра 0 соответствует Nст=10).

Номер варианта определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента.

Типовой пример. Система состоит из 14 маломощных низкочастотных германиевых транзисторов, 4 плоскостных кремниевых выпрямителей, 56 керамических конденсаторов, 168 резисторов типа МЛТ мощностью 0,5 Вт, 1 силового трансформатора, 2 накальных трансформаторов, 6 дросселей и 3 катушки индуктивности. Необходимо найти вероятность безотказной работы системы в течение t=260 час и среднюю наработку до отказа системы Тс.

Решение.

1. Для выполнения ориентировочного расчета надежности составим и заполним табл. 3.3, вычислив величину интенсивности отказов изделия. Значения интенсивностей отказов λi элементов (графа 4) выбирается из таблиц приложения Б.

Таблица 3.3

Наименование и тип элемента Обозначение на схеме Количество элементов Ni Интенсивность отказов, 10-5 1/час Ni ∙ λi × 10-5, 1/час Примечание
1. Транзистор маломощный низкочастотный кремневый VT1 – VT14 0,3 4,2 Табл. Б.3
2. Диод выпрямительный плоскостной VD1 –VD4 0,5 Табл. Б.3
3. Конденсатор керамический C1 – C56 0,14 7,84 Табл. Б.2
4. Резистор МЛТ, 0,5 Вт R1 – R168 0,05 8,4 Табл. Б.1
5. Трансформатор силовой Т1 0,3 0,3 Табл. Б.4
6. Трансформатор накальный Т2, Т3 0,2 0,4 Табл. Б.4
7. Дроссель L1 – L6 0,1 0,6 Табл. Б.4
8. Катушка индуктивности L7 – L9 0,05 0,15 Табл. Б.4

2. Вычисляем суммарную интенсивность отказов системы:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

3. Вычисляем вероятности безотказной работы системы за время t=260 часов:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru .

4. Вычисляем среднюю наработку до отказа системы:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , час.

Задача № 4 Для графа состояний восстанавливаемой резервированной системы, изображенного на рис. 3.4 (в соответствии с вариантом: номер варианта определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента) необходимо: определить способ структурного резервирования, кратность резервирования, начертить ССН системы, вычислить коэффициент готовности системы КГ, сделать вывод о необходимости увеличения кратности резервирования системы. Исходные данные для расчета: КГзад=0,999; λ=n1∙10-4 1/час; μ=n2∙10-4 1/час, где n1 – последняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n1=10); n2 – предпоследняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n2=10).

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.4.

На рис. 3.4 приняты следующие обозначения: G0 и G1 – работоспособные состояния системы; G2 – неработоспособное состояние; Рi – вероятность нахождения системы в i-ом состоянии; λ – интенсивность отказа; μ – интенсивность восстановления.

Типовой пример. Система обеспечения движения поездов имеет общее резервирование замещением кратности m=1. Интенсивность отказов нерезервированной системы равна λ=0,001 1/ч, а интенсивность восстановления – μ=0,1 1/ч. Необходимо вычислить коэффициент готовности восстанавливаемой резервированной системы КГ, если заданное значение коэффициента готовности равно КГзад = 0,999, а восстановление работоспособного состояния системы является ограниченным.

Решение

1. Чертим структурную схему надежности восстанавливаемой резервированной системы (рис. 3.5)

 
  Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.5

2. Чертим граф состояний системы (рис. 3.6)

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.6

3. С использованием полученного графа состояний системы записываем систему линейных алгебраических уравнений по указанным в разделе 1 правилам (правилам составления дифференциальных уравнений Колмогорова А.Н.):

 
  Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Полученная система уравнений является линейно зависимой.

4. Приводим данную систему уравнений к системе линейно независимых уравнений путем исключения второго уравнения и добавления нормировочного уравнения:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

5. Используя полученную систему уравнений, составляем и вычисляем определители D и Di (i=0, 1, 2):

P0 P1 P2
Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

 
 
P0 P1 P2

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

 
 
P0 P1 P2

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

 
 
P0 P1 P2

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

6. Вычисляем вероятности нахождения восстанавливаемой резервированной системы в соответствующих состояниях G0, G1, G2:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ;

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

7. Вычисляем коэффициент готовности:

КГ=P0(t)+P1(t)=0,990000+0,009900=0,9999.

Вывод. Вычисленное значение коэффициента готовности превышает заданное значение ( Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ). Следовательно, кратность резервирования m=1 является достаточной.

Задача № 4 Для восстанавливающего органа (ВО) типа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (в соответствии с вариантом: номер варианта определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента) запишите логическую функцию (функцию алгебры логики) и постройте структурную схему на основе логических элементов «И», «ИЛИ». Определите количество отказов по «0» и «1», которое может корректировать восстанавливающий орган данного типа. Исходные данные: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , если Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru или Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , если Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru > Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru , где n1 – последняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n1=10); n2 – предпоследняя цифра номера зачетной книжки (цифра 0 соответствует n2=10).

Типовой пример. Для восстанавливающего органа (ВО) типа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru запишите логическую функцию (функцию алгебры логики) и постройте структурную схему на основе логических элементов «И», «ИЛИ». Определите количество отказов по «0» и «1», которое может корректировать восстанавливающий орган данного типа.

Решение

1. В соответствии с условием: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru и Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (так как знак мажоритирования в общем виде записывается как: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ).

2. Определяем число корректируемых отказов по «1» ВО типа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru :

n1 = ρ – 1 = 2 – 1 = 1.

3. Определяем число корректируемых отказов по «0» ВО типа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru :

nо = r – ρ = 3 – 2 = 1.

4. В соответствии с выражением:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

запишем логическую функцию (функцию алгебры логики) ВО Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru в дизъюнктивной нормальной форме:

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Количество логических слагаемых в данной функции определяется числом сочетаний Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (в данном случае: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ), а количество логических сомножителей в каждом слагаемом определяется значением Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru (в данном случае: Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru ):

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

5. В соответствии с правилами синтеза комбинационных схем на булевом базисе (логические элементы «И», «ИЛИ», «НЕ») структурная схема ВО типа Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru для полученной логической функции будет иметь вид (рис. 9):

 
  Системы обеспечения движения поездов» - student2.ru

Рис. 3.7

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Шаманов В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учебное пособие для вузов ж.д. трансп. / Под ред. Вл.В. Сапожникова. – М.: Маршрут, 2003, – 263 с.

2. Сапожников В.В. и др. Теоретические основы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи / В,В, Сапожников, Ю.А. Кравцов, Вл. В. Сапожников. – М.: Транспорт, 1995. – 320 с.

3. Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надежности. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 704 с.

4. Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надежности. Практикум. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 560 с.

5. Гнеденко Б.В. и др. Математические методы в теории надежности / Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев. – М.: Наука, 1965. – 524 с.

6. Козлов Б.А., Ушаков И.А. Справочник по расчету надежности аппаратуры радиоэлектроники и автоматики. – М.: Советское радио, 1975. – 472 с.

7. Дружинин Г.В. и др. Теория надежности радиоэлектронных систем в примерах и задачах / Г.В. Дружинин, С.В. Степанов, В.Л. Шахматова, Г.А. Ярыгин. – М.: Энергия, 1976. – 448 с.

8. Половко А.М. и др. Сборник задач по теории надежности / А.М. Половко, И.М. Маликов, А.Н. Жигарев, В.И. Зарудный; Под ред. А.М. Половко и И.М. Маликова. – М.: Советское радио, 1972. – 408 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример выполнения титульного листа пояснительной записки

курсового проекта

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»

РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1

Номинальная интенсивность отказов резисторов при Тº=+20ºС и Кн=1

Тип резисторов Номинальная мощность рассеяния Рном, Вт
0,25 0,5
Интенсивность отказов λ0×10-6 1/час
Непроволочные МЛТ 0,4 0,5 1,0 1,6 - - - - - - - - - -
ТВО 0,4 0,45 0,8 1,4 2,2 3,0 - 4,0 - - - 6,0 - -
МОУ 0,5 0,55 1,1 1,5 2,3 3,1 - - 4,2 - 5,5 - -
МУН 0,6 0,6 1,2 2,0 - - - - - - - - - -
УНУ 0,6 0,7 1,2 1,7 2,3 3,0 - - 4,8 - 8,0 - -
КЭВ 0,6 0,75 1,3 1,75 2,4 3,1 - - 5,0 - - - - -
ВС 0,7 0,8 1,35 1,8 2,5 3,3 - - - - - - - -
УЛИ 0,6 0,65 1,3 - - - - - - - - - - -
БЛП 0,7 0,75 1,4 - - - - - - - - - - -
СПО 0,6 0,7 1,15 1,8 - - - - - - - - - -
СП 0,7 0,8 1,3 2,0 - - - - - - - - - -
Проволочные ПТН - 1,1 1,4 1,8 - - - - - - - - - -
ПКВ - 1,2 1,5 2,0 2,5 - - - - - - - - -
ПЭВ - 1,6 2,0 2,6 2,9 3,2 3,5 - 4,5 5,0 5,6 - 8,0
ПТП - - 2,2 2,6 3,0 - - - - - - - - -
РП - - - 3,0 - - - - 4,7 - - - 8,5 -

Таблица Б.2

Номинальные интенсивности отказов конденсаторов при Тº=+20ºС и Кн=1

Тип конденсатора Интенсивность отказов λ0×10-6 1/час
бумажные 1,8
металлобумажные 2,0
слюдяные 1,2
стеклянные 1,6
керамические 1,4
пленочные 2,0
электрические алюминиевые 2,4
электрические танталовые 2,2

Таблица Б.3

Номинальные интенсивности отказов полупроводниковых приборов при Тº=+20ºС и Кн=1

Полупроводниковые приборы Интенсивность отказов λ0×10-6 1/час приборов
германиевых кремниевых
Диоды Выпрямительные точечные 0,7
Выпрямительные микроплоскостные 0,7
Выпрямительные плоскостные
Выпрямительные плоскостные повышенной надежности 2,5
Выпрямительные повышенной мощности
Импульсные точечные -
Импульсные плоскостные мезадиодны 2,5
Импульсные сплавные 0,6
Управляемые
Стабилитроны
Варикапы
Выпрямительные столбы
Микромодульные 4,2 4,5
Транзисторы Маломощные низкочастотные
Мощные низкочастотные 4,6
Маломощные высокочастотные 2,6
Мощные высокочастотные 1,7
Микромодульные

Таблица Б.4

Номинальная интенсивность отказов трансформаторов и моточных изделий (дроссели, катушки индуктивности и др.) при Тº=+20ºС и Кн=1

Трансформаторы и моточные изделия Интенсивность отказов λ0×10-6 1/час
Автотрансформаторы 5,0
Силовые 3,0
Высоковольтные 4,0
Накальные анодные 2,0
Импульсные 0,5
Дроссели 1,0
Катушки индуктивности 0,5

Таблица Б.5

Номинальные интенсивности отказов некоторых микроэлектронных элементов при Тº=+20ºС и Кн=1

Наши рекомендации

Элемент Интенсивность отказов λ0, 1/час
Интегральная схема 0,2∙10-7
Резистор 0,1∙10-7
Конденсатор керамический 0,3∙10-7
Паяные соединения ножек элементов на печатной плате 0,5∙10-7
Контакт разъема 0,2∙10-7
Печатная плата /на один слой/ 10-7
Соединение