Тема 12. Творческий (креативный) подход в системе управления персоналом

1. Факторы привлечения персонала организации к участию в творческой деятельности.

2. Механизм формирования творческого системного мышления в процессе профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Когда возникает потребность в творческом (креативном) менеджменте?

2. Что понимается под творческими способностями?

3. Какие проблемы существуют при подготовке творческих работников организации?

4. Каким образом горизонтально интегрированные компании помогают развитию творчества своего персонала?

5. Почему корпоративная культура считается творческим ресурсом персонала?

6. По каким причинам современное управление пронизано творчеством и без него вообще невозможно?

7. Каким образом семья и семейные отношения могут влиять на творческое отношение к труду?

Задания и задачи

1. Обоснуйте, почему антикризисное управление персоналом организации процесс творческий.

2. Приведите доводы, что мешает проявлению творческих способностей персонала организации.

3. Определите, по каким направлениям можно формировать личность профессионального менеджера в процессе обучения в вузе.

4. Проанализируйте возможности проявления творческих способностей личности в процессе юридического труда.

5. Подготовьте предложения руководителю организации по развитию творчества среди работников управленческого труда.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Совершенствование организации трудового процесса.

2. Совершенствование организации рабочих мест на основе их аттестации и рационализации.

3. Организация и пути совершенствования нормирования труда.

4. Современное состояние и пути улучшения условий труда и быта персонала.

5. Режимы труда и отдыха персонала и пути их совершенствования.

6. Совершенствование организации оплаты труда руководителей и специалистов

7. Организация использования персонала.

8. Анализ эффективности использования персонала на предприятии.

9. Анализ использования рабочего времени персоналом предприятия.

10. Совершенствование оплаты труда как фактора повышения эффективности производства.

11. Производительность труда и резервы ее повышения.

12. Проектирование организации труда.

13. Дисциплина труда как элемент его организации.

14. Планирование и организация работы по НОТ.

15. Современное состояние рынка труда региона, области, района.

16. Социальные гарантии в сфере труда.

17. Аудит в социально-трудовой сфере.

18. Социально-трудовые отношения и их регулирование.

19. Планирование персонала в организации.

20. Персонал предприятия как объект управления

21. Факторы влияющие на эффективность работы персонала в организации.

22. Системный и функциональный подходы к организации труда на предприятии.

23. Виды и формы разделения труда в организации

24. Экономическая, психофизиологическая и социальная задача НОТ

25. Основные направления совершенствования НОТ.

26. Планипрование и внедрение научной организации труда персонала

27. Уровеь и границы разделения труда

28. Коллективные формы организации труда

29. Разделение и кооперация труда

30. Организация рабочего пространства

31. Социальные и психофизиологические основы организации труда

32. Управленческий труд и его специфика

33. Регламентация труда управленческого персонала

34. Регламентация и проектирование организации труда.

35. Руководство как разновилность власти

36. Решение в процессе управления

37. Индивидуальное планирование рабочего времени управленческого персонала

38. Оценка эффективности труда персонала управления

39. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени

40. Основы норомирования труда в сфере управления

41. Управление нормированием труда

42. Коллектив: закономерности становления и функционирования

43. Влияние социально-психологического климата в коллективе на стабильность персонала

44. Организация процессов труда по управлению коллективом.

45. Влияние стресса на работу персонала

46. Формирование кадровой политики организации;

47. Оценка и аттестация персонала. Управление карьерой работников;

48. Организация профессионального обучения и переподготовки персонала;

49. Организация мотивации и стимулирования персонала;

50. Организация профессионального развития работников

51. Значение кадровой политики в стратегии фирмы

52. Роль корпоративной культуры в менеджменте человеческих ресурсов

53. Оценка деятельности подразделений управления персоналом.

54. Методы подбора и отбора персонала

55. Современные методы оценки и аттестации персонала

56. Основные правила делегирования полномочий.

57. Методы и средства выполнения управленческих операций.

58. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления как форма осуществления управленческого решения.

59. Научная организация труда: понятие, содержание, задачи и принципы.

60. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и содержание курса организации труда.

2. Элементы и направления организации труда.

3. История развития науки организации труда.

4. Принципы и задачи организации труда.

5. Формы и виды разделения труда.

6. Формы кооперации труда.

7. Направления совершенствования кооперации и разделения труда.

8. Формы и принципы организации трудовых коллективов.

9. Основные понятия рабочего и нерабочего времени.

10. Основные требования проектирования внутрисменного режима труда и отдыха.

11. Основные требования проектирования суточного режима труда и отдыха.

12. Основные требования проектирования недельного режима труда и отдыха.

13. Основные требования проектирования годового режима труда и отдыха.

14. Гибкие режимы труда и отдыха.

15. Основные понятия условия труда.

16. Психофизиологические условия труда.

17. Санитарно – гигиенические условия труда.

18. Эстетические условия труда.

19. Гуманизация условий труда.

20. Дисциплина труда.

21. Понятие и виды рабочих мест. Рабочая зона.

22. Оснащение рабочего места.

23. Проектирование, планировка и обслуживание рабочих мест.

24. Аттестация и рационализация рабочих мест.

25. Характеристика элементов трудового процесса.

26. Классификация трудовых движений.

27. Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приёмов и методов труда.

28. Карта организации труда.

29. Организация трудового процесса.

30. Рационализация трудового процесса.

31. Понятие и составные элементы трудового процесса и их классификация.

32. Методы и средства управленческих операции.

33. Служебно-коммуникационные операции.

34. Распорядительные и координационные операции.

35. Контрольно-оценочные операции.

36. Информационно-технические операции.

37. Классификация затрат рабочего времени.

38. Основные понятия нормирования труда.

39. Классификация норм труда.

40. Организация нормирования труда.

41. Порядок изменения норм труда.

42. Принципы нормирования труда.

43. Методы нормирования труда.

44. Аналитический метод нормирования.

45. Суммарный метод нормирования.

46. Способы изучения трудового процесса и затрат рабочего времени.

47. Состав норм труда.

48. Принципы нормирования труда.

49. Установление норм труда для различных категорий.

50. Основные понятия проектирования организации труда.

51. Разработка типовых проектов организации труда.

52. Типовой проект организации труда на рабочем месте.

53. Типовой проект организации труда на производственном участке.

54. Основные разработки по научной организации труда.

55. Планы организации проектирования.

56. План реализации мероприятий по научной организации труда.

57. Разработка проектов и внедрение организации управленческого труда.

58. Показатели экономической эффективности научной организации управленческого труда.

59. Определение содержания процессов труда.

60. Особенности умственного труда.

61. Методы управления рабочим временем.

62. Специфика организации труда руководителей.

63. Планирование научной организации труда.

64. Внедрение научной организации труда на предприятии.

65. Определение уровня организации труда.

66. Использование коэффициентов организации труда и расчёт его производительности.

67. Баланс рабочего времени. Номинальный и эффективный фонд рабочего времени.

68. Среднесуточная численность работников. Списочное число работников.

69. Определение потребности персонала по методу трудоёмкости.

70. Определение потребности персонала по нормам обслуживания.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алиев В. Г. Организационное поведение : учебник / В. Г. Алиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2004. - 311 с.

Балдин К. В. Управленческие решения : учебник для вузов / К. В. Балдин. -2-е изд. - М. : Дашков и К , 2006. - 494 с.

Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально : пер. с нем. / А. Бишоф. - М. : Омега-Л, 2006. - 126 с.

Бодров В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М. : ПЕРСЭ , 2006. - 527 с.

Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко. - М. : Мысль, 1983. - 207 с.

Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.

Бычин В. Б. Организация и нормирование труда : учебник для вузов / В. Б.Бычин, С. В. Малинин, Е. В. Шубенкова, Ю. Г. Одегов - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2005. - 463 с.

Васильев Г. А. Организационное поведение : учебное пособие / Г. А. Васильев. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 255 с.

Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский. - 3-е изд. - М. : Экономистъ, 2004. - 528 с.

Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации : пер. с нем. / Р. Гейссельхарт. - М. : Омега-Л, 2006. - 118 с.

Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : учебник для вузов / Б. М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : НОРМА, 2004. - 389 с.

Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях М.: НОРМА, 2003 – 400 с.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда : учебник / Б. М. Генкин. -5-е изд., доп. - М. : НОРМА, 2005. - 402 с.

Егоршин А.П. Организация труда персонала / А. П. Егоршин. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 320 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник для вузов / А. П. Егоришн. - 3-е изд. - Н. Новгород : НИМБ, 2001. - 720 с.

Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках : пер. с нем. / Л. Зайверт. - М. : Экономика, 1991. - 232 с.

Камионский С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя / С. А. Камионский. - М. : URSS, 2005. - 192 с.

Кермани К. Аутогенная тренировка. Эффективная техника расширения потенциала возможностей сознания и снятия стрессов : пер. с англ. / К. Кермани. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 447 с.

Китов А.И. Психологические особенности принятия управленческих решений / А. И. Китов - М. : Знание, 1983. - 63 с.

Кноблаух Й. Управление временем : пер. с нем. / Й. Кноблаух. - М. : Омега-Л, 2006. - 139 с.

Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат коллектива / Б. Н. Лебедев - М.: Знание, 1976. - 64 с.

Менеджмент: тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум : учебное пособие / под ред. Н.П. Беляцкого.- МН.: Книжный Дом, 2005. - 244с.

Мескон М. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2005. - 719 с.

Митева И. Ю. Курс управления стрессом / И. Ю. Митева. - М. : Март, 2005.-285 с.

Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью : пер. с англ. / Д. Моргенстерн - М. : Добрая книга, 2006. - 255 с.

Николаев А. Н. Стресс : его преодоление и профилактика / А. Н. Николаев. -СПб. : Знание, 2005. - 36 с.

Организационное поведение : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. - 752 с.

Организация, нормирование и оплата труда : учебное пособие / под ред. А. С. Головачева. - 3-e изд., испр. - М. : Новое знание, 2007. - 602 с.

Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений: учебное пособие/А.И. Орлов.-М.: Март, 2005.-495с.

Панов А. В. Разработка управленческих решений : информационные технологии : учебное пособие / А. В. Панов. - М. : Горячая линия - Телеком, 2004. - 151 с.

Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии : учебно-практическое пособие / В. П. Пашуто. - 3-е изд. -М. : Кнорус, 2007. - 317 с.

Петров М.И. Нормирование труда М: Альфа-Пресс.2005.-87с.

Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - М. : АСТ, 2001. - 480 с.

Пушкарев Н. Ф. Практикум по кадровому менеджменту : учебное пособие / Н. Ф. Пушкарев, Е. В. Троицкая, Н. Н. Пушкарев. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 160 с.

Рапопорт Б. М. Оптимизация управленческих решений / Б. М. Рапопорт. - М. : ТЕИС, 2001. - 264 с.

Ричардз М. Стресс. Карманный справочник : пер. с англ. / М. Ричардз. -М. : HIPPO, 2005. - 107 c.

Роббин С. Основы организационного поведения : пер. с англ. / С. Роббинз.- 8-е изд. - М. : Вильямс, 2006. - 443 с.

Рофе А. И. Организация и нормирование труда : учебник для вузов / А. И. Рофе. - М. : МИК, 2001. - 368 с.

Русинов Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений : учебное пособие / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин.- М. : ИНФРА-М, 1996. - 351 с.

Саакян А. К. Экономика и социология труда : учебное пособие / А. К. Саакян. - СПб. : Питер, 2002. - 128 с.

Самоукина Н. В. Психология оптимизма / Н. В. Самоукина. - М. : МИП, 2001. - 225 с.

Самсонова М. В. Технология и методы коллективного решения проблем : учебное пособие / М. В. Самсонова, В. В. Ефимов. - Ульяновск : УлГТУ, 2003. - 152 с.

Сингер Б. Азбука создания победоносной Бизнес-Команды : пер. с англ. / Б. Сингер. - Минск : Попурри, 2005. - 175 с.

Синельников В. В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни / В. В. Синельников. - М. : Центрполиграф, 2005. - 206 с.

Смирнов Э. А. Управленческие решения : учебное пособие / Э. А. Смирнов. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 264 с.

Спивак В. А. Управление персоналом для менеджеров : учебное пособие / В. А. Спивак. - М. : Эксмо, 2008. - 624 с.

Таранов П. С. Приемы влияния на людей / П. С. Таранов. - М. : Гранд : ФАИР, 1998. - 603 с.

Теплякова, Т. Ю. Организация труда персонала : учебно-методический комплекс / Т. Ю. Теплякова - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 124 с.

Томпсон, Л. Создание команды: пер. с англ. / Л. Томпсон. - М. : Вершина, 2006. - 541 с.

Травин В. В. Подготовка и реализация управленческих решений : учебно- практическое пособие / В. В. Травин. - 2-e изд., испр. - М. : Дело, 2005. - Модуль 6. - 79 с.

Уколов В. Ф. Теория управления : учебник / В. Ф. Уколов. - 2-e изд., доп. - М. : Экономика, 2004. - 655 с.

Управление персоналом организации : учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

Управление персоналом организации. Практикум : учебное пособие / под ред. А Я Кибанова. - 2-е изд., пераб. и доп. - М : ИНФРА-М, 2007. - 365с.

Управляем стрессом. - М. : Книги «Искателя», 2002. - 255 с.

Урбанович,А А. Психология управления : учебное пособие / А. А. Урбанович. - Минск : Харвест, 2001. - 640 с.

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2005. - 343 с.

Хроленко А. Т. Самоменеджмент : для тех, кому от 16 до 20 / А. Т. Хроленко. - М. : Экономика, 1996. - 139 с.

Шарапов В. М. Универсальные технологии управления / В. М. Шарапов. - М. : Техносфера, 2006. - 494 с.

Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство : пер. с англ. / Э. Х. Шейн. - СПб. : Питер, 2002. - 336 с.

Шейнов В. П. Скрытое управление человеком : психология манипулирования / В. П. Шейнов. - М. : АСТ, 2006. - 815 с.

Экономика и социология труда: под ред. д.э.н. проф. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА, 2003, 584 с.

Экономика и социология труда: учебное пособие / под ред. Н. Н. Абакумовой. - Новосибирск : НГАЭиУ, 1994. - 99 с.

Экономика труда : учебник / под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Кокина. - М. : Юристъ, 2003. - 588 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Управление персоналом

Кадровая служба и управление предприятием

Охрана труда и социальное страхование

Трудовые отношения

Труд и социальные отношения

Человек и труд

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1

1. Основоположником науки об организации труда считается:

1. Д.К. Советкин

2. Ф.У. Тейлор

3. В.Р. Поляков

4. Ф.Б. Гилберг

5. Г. Форд

2. Начало развития НОТ относится к:

1. началу XIX в.

2. середине XIX в.

3. концу XIX в.

4. началу ХХ в.

5. середине ХХ в.

3. Первым доказал возможность рациональной организации в любом масштабе:

1. Ф.У. Тейлор

2. Ф.Б. Гилберт

3. Г. Эмерсон

4. Э. Мэйо

5. Г. Форд

4. Отцом научного менеджмента называют:

1. Ф.Б. Гилберта

2. А. Файоля

3. Г. Эмерсон

4. Г. Форд

5. Ф.У. Тейлор

5. Автором теории «человеческих отношений» является:

1. Ф.Б. Гилберт

2. Г. Эмерсон

3. Э. Мэйо

4. А. Файоль

5. А.К. Гастаев

Задание 2

1. Что важнее в работе многофункционального менеджера

1.Поддержание дисциплины

2.Оперативное управление

3.Контроль персонала

4.Воспитание персонала

5.Подбор персонала

6.Организация труда персонала

2. В чем наиболее существенный недостаток классической школы менеджмента

1.Деление производственного процесса на операции

2.Увольнение отстающих

3.Интенсификация труда

4.Отношение к персоналу

3. Укажите фактор, который более полно отвечает понятию фактора-мотиватора

1.Безопасность

2.Условия труда

3.Оплата труда

4.Отношения в коллективе

5.Интересная работа

4. Укажите наиболее важную причину создания Международной организации труда

1.Социальная защита

2.Безопасность труда

3.Социальное партнерство

4.Правовая база труда

5.Трудовые конфликты

5. Что такое трипартийность

1.Взаимодействие трёх ветвей власти

2.Социальное партнерство под контролем государства

3.Вариант многопартийности

4.Форма организации управления

5.Способ разрешения конфликта между трудом и капиталом

Задание 3

1. Что такое монопсония

1.Это монополия на рынке труда

2.Это явление противоположное монополии

3.Это связано с текучестью кадров

4.Это причина безработицы

5.Это явление рыночной экономики

2. Как рассчитать списочную численность работников данной профессионально-квалификационной группы (Т-трудоемкость работ, Ф-фонд времени)

1.Т/Ф- календарный

2.Т/Ф- номинальный

3.Т/Ф - действительный

4.Т/Ф- групповой

5.Т/Ф - индивидуальный

3.Как рассчитать явочную численность работников данной профессионально-квалификационной группы

1.Т/Ф -календарный

2.Т/Ф- номинальный

3.Т/Ф- групповой

4.Т/Ф- действительный

5.Т/Ф- индивидуальный

4.Какой способ корректировки профессионально-квалификационной структуры кадров наиболее эффективен

1.Переподготовка персонала

2.Увольнение и набор молодых специалистов

3.Увольнение и набор специалистов

4.Систематическое пополнение

5.С помощью центров занятости

5.Какой фактор оказывает наибольшее влияние на профессионально-квалификационную структуру кадров

1.Объемы производства

2.Сложность продукции и технологии

3.Рынок трудовых ресурсов

4.Номенклатура продукции

5.Конкурентоспособность продукции и услуг

Задание 4

1.Для производственного коллектива средний возраст работников желательно поддерживать на уровне

1. 27 лет

2. 30 лет

3. 34 года

4.40 лет

5.46 лет

2.Укажите, какая функция коллектива имеет наибольшее значение для руководителя в его повседневной работе

1.Производственная

2.Социальная

3.Педагогическая

4.Политическая

5.Функции коллектива для руководителя значения не имеют

3.Укажите наиболее серьезный недостаток автократического стиля руководства

1.Излишняя самоуверенность

2.Авантюризм

3.Недооценка профессиональных знаний

4.Недооценка подчиненных

5.Концентрация власти

4.Укажите наиболее важное преимущество демократического стиля руководства

1.Высокая компетентность

2.Учет человеческого фактора в управлении

3.Стремление к коллегиальности в управлении

5.Какое утверждение верно? Социально-трудовые отношения – это отношения:

1.По поводу включения трудоспособного населения в общественное производство;

2.Возникающие между людьми непосредственно в процессе общественного труда;

3.Оба утверждения верны;

4.Верных ответов нет.

Задание 5

1. Какая из перечисленных ниже категорий населения входит в понятие «трудовые ресурсы», но не входит в понятие «экономически активное население»?

Работающие инвалиды;

Работающие пенсионеры;

Работающие подростки;

Безработные;

Учащиеся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте.

2. Какая из перечисленных ниже категорий не относится к занятому населению?

Предприниматели;

Работающие по найму;

Учащиеся;

Лица свободных профессий.

3. Экономически активное население - это:

Занятые в общественном хозяйстве;

Занятые и безработные;

Население трудоспособного возраста.

4. Какое утверждение не верно? Право на труд как одно из основополагающих прав личности установлено:

в Гражданском кодексе Российской Федерации;

в Декларации прав человека ООН;

в Кодексе законов о труде;

4. в Конституции Российской Федерации.

5. Труд обеспечивает его владельцу доход в виде:

Заработной платы;

Процента;

Ренты;

Прибыли.

Задание 6

1.Какие из следующих видов деятельности представляют собой труд как производственный фактор?

Деятельность оптовика по реализации товаров розничным продавцам;

Приготовление еды дома;

Ночное дежурство врача в больнице, когда нет пациентов;

Услуги банков и страховых компаний;

Игра футболиста-непрофессионала.

2.Какое утверждение верно? Рынок труда – это:

Совокупность актов купли-продажи рабочей силы;

Сфера обращения рабочей силы;

Основанный на отношениях обмена механизм обеспечения потребностей общества в факторе труда;

Система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками;

Все утверждения верны.

3.Правомерно ли утверждение, что отраслевой рынок труда – это рынок работников определенной профессии?

Да;

Нет.

4.Субъекты рынка труда – это:

Наемные работники;

Государство;

Профсоюзы.

5.Какой из перечисленных ниже законодательных актов регулирует рынок труда?

Закон о занятости населения в Российской Федерации;

Положение о Фонде занятости;

Гражданский кодекс;

Таможенный кодекс.

Задание 7

1.Какой из перечисленных ниже институтов не относится к инфраструктуре рынка труда?

Биржа труда;

Рекрутерское агенство;

Пенсионный фонд;

Институт исследования рынка труда;

Газета «Работа и зарплата».

2. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на спрос на труд?

Спрос на конечные продукты;

Технология производства;

Изменения в номинальной заработной плате, вызванные инфляцией.

3. Недостаточный совокупный спрос приводит:

К росту фрикционной безработицы;

К росту структурной безработицы;

К росту циклической безработицы;

Не ведет к росту безработицы.

4. Дж.М.Кейнс считал, что для снижения безработицы:

1.Правительство должно использовать государственные закупки и налоги;

2.В рыночной системе имеются механизмы, способные самостоятельно в короткие сроки обеспечить полную занятость;

3.Экономика должна развиваться на основе централизованного планирования;

4.необходимо уничтожить частную собственность.

5. Уровень безработицы - это процентное отношение числа безработных к:

1.Численности экономически активного населения;

2.Численности трудоспособного населения;

3.Числу желающих работать;

4. Численности всех лиц, получающих доходы.

Задание 8

1.Социальное партнерство – это:

1. Отношения сотрудничества между работодателями и наемными работниками.

2.Социальное партнерство в России невозможно.

3.Социальное партнерство в России возможно.

2. Согласны ли Вы, что современный этап развития государственного регулирования рынка труда характеризуется ориентацией на активные меры обеспечения занятости?

1.Да;

2.нет.

3. Эффективность труда характеризуется:

1.Производительность;

2.Продолжительность;

3.Масштаб вовлечения населения в производство;

4.Нерегламентированность рабочего времени.

4. Конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда называются:

1.Организацией производства;

2.Организацией труда;

3.Организацией управления.

5. Гуманизация труда - это:

1.Упразднение социальной поддержки;

2.Увольнение рабочей силы;

3.Улучшение условий труда, обогащение его содержания и повышение его привлекательности;

4.Экспорт рабочей силы;

5.Привлечение рабочей силы из-за рубежа.

Задание 9

1. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):

1. Ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;

2. Распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;

3. Ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.

2. Какой перечень задач точнее характеризует содержание управления персоналом. Выбрать и указать только одну группу задач управления персоналом:

1. Использование собственных человеческих ресурсов, разделение труда, укрепление дисциплины труда;

2. Контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией предприятия;

3. Планирование и развитие профессиональной карьеры, стимулирование труда, профессиональное обучение;

4. Найм персонала, организация исполнения работы, оценка, вознаграждение и развитие персонала.

3. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):

1. С высокой монополизацией и концентрацией российского производства;

2. С регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости;

3. С ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени

4. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):

1. Разработка стратегии управления персоналом;

2. Работа с кадровым резервом;

3. Переподготовка и повышение квалификации работников;

4. Планирование и контроль деловой карьеры;

5. Планирование и прогнозирование персонала;

5. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:

1. Функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;

2. Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;

3. Необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

Задание 10

1. Принцип комплексности подразумевает:

1. Многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;

2. Учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;

3. Ориентированность на развитие производства, опережение функций управление персоналом функций, направленных на обеспечение функционирования производства.

2. К методам формирования системы управления персоналом относятся (при необходимости указать несколько):

1. Метод аналогий;

2. Метод структуризации целей;

3. Морфологический анализ.

3. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):

1. Административные;

2. Экономические;

3. Статистические;

4. Социально-психологические;

5. Стимулирования.

4.К каким методам управления персоналом Вы отнесете разработку положений, должностных инструкций:

1.Административные;

2.Экономические;

3.Социально-психологические.

5. Какие методы имеют косвенный характер управленческого воздействия (при необходимости указать несколько):

1. Административные;

2.Экономические;

3.Социально-психологические.

ЗАДАНИЕ 11

По продукту труда различают труд на:

1. Творческий и репродуктивный

2. Живой и прошлый

3. Конкретный и абстрактный

4. Производительный и непроизводительный

5. Простой и сложный

2. Отметьте правильное утверждение:

1. Один исследователь может наблюдать почти неограниченное число объектов

2. Достоверность наблюдения не пострадает , если оно будет прервано, а потом продолжено

3. Возможность привлечения к исследованиям самих работников

4. Достоверность наблюдения не зависит от квалификации наблюдателя

5. Наблюдатель не оказывает на объект наблюдения существенного психологического воздействия

3. Хронометраж следует проводить:

1. В первый и последний день рабочей недели

2. С первой минуты рабочего времени

3. Через 50-60 мин. после начала работы и за 60-90 мин. до конца работы

4. Через 50-60 мин. после перерыва

5. В начале и конце рабочей смены

4. Какой графы нет в наблюдательном листе индивидуальной фотографии рабочего времени:

1. «Начало наблюдения»

2. «Текущее время»

3. «Продолжительность»

4. «Индекс затрат»

5. «Перекрываемое время»

5. Какой из цветов стимулирует к активной деятельности:

1. Белый

2. Зеленый

3. Синий

4. Оранжевый

5. Желтый

Наши рекомендации