Тема 6. Муниципальное право и эффективность модернизации
Местного самоуправления
1. Развитие муниципального права. Правореализация, правовое обеспечение институтов местного самоуправления и их дальнейшей демократизации.
2. Инновационные технологии муниципального управления. Основные направления реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Эффективность реформирования местного самоуправления: объективные и субъективные факторы. Критерии эффективности местного самоуправления.
3. Дальнейшее развитие и сочетание прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления. Совершенствование организационно-правовых форм местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Эффективность организации и осуществления государственной поддержки местного самоуправления, деловых мероприятий, осуществляемых должностными лицами местного самоуправления. Методы повышения эффективности модернизации местного самоуправления.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
54. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г.
55. Федеральный Закон от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ № 35, 1995, ст. 3506, Собрание Законодательства РФ № 30, 2005, ст. 3108.
56. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по сост. На октябрь 2008.
57. Областной закон от 19.12.05 № 414-ЗС (ред.30.03.06) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в ростовской области» Наше время. №330-332.№88.
58. Областной закон от 28.12 05.№ 429 –ЗС (ред. От 30. 03.06) «О выборах глав муниипальных образований в Ростовской области» Наше время. №344-348 №88.12.04.06.
59. Федеральный Закон от 26.11.96 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления".
60. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
55. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Н.С.Бондаря. М., 2002.
56. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. 3-е изд.перераб. и доп.М., 2008.
57. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. Г.Н.Чеботарева. М., 2005.
58. Муниципальное право. Курс лекции. Под ред. Кокотова А.И., Захаров И.В., Костюков А.Н. Изд-во Проспект (ТК Велби) 2008г.
59. Муниципальное право Российской Федерации. Учебное пособие. Под ред Дмитриева Ю.А. Изд-во Элит 2000. 2008.
60. Муниципальное право. Учебник для вузов.-2-е изд. Кокотов А.Н., Соломатин А.С.. Изд-во Юристъ.2007.
61. Муниципальное право. Учебное пособие. Под ред. Чанов С.Е., Велиева Д.С., Лысенко В.В.. Омега –Л. 2008.
62. Муниипальное право. Учебник (Гриф УМО) под ред. Постовой Н.В. Изд-во Юриспруденция. 2008.
63. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. -3-е изд. Перераб. и доп. Кутафин О.Е.,Фадеев В.И. Проспект ТК Велби. 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
230. Авакьян С.А. Территориальное сообщество: проблемы правового статуса // Местное самоуправление: проблемы и решения: материалы международного симпозиума. М., 1996.
231. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической ответстенности. Государство и право №7.2006.
232. Автономов А.С., Захаров А.А. Основы местного самоуправления и муниципального управления. М., 1999.
233. Антонов В.Н., Романков Л.П. О системе органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге // Ученые записки. Вып. 9. СПб., 2002.
234. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран). М., 1991.
235. Белкин А., Еремин А. О категориальных пределах местного самоуправления // Право и жизнь. 1997. № 11.
236. Беседина В.А. Принципы местного самоуправления и их реализация в современных условиях Российской Федерации. 2004.
237. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов-н/Д, 1996.
238. Бургомистров А.С. Местное сообщество как субъект самоуправления // Правоведение. 2000. № 5.
239. Бурьянов В.Ф. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. 2004.
240. Бухвальд Е.,Завьялов Д.Национальные проекты в системе государственного управления. Государство и право. №2. 2007.
241. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2002. № 4.
242. Бялкина Т.М. О некоторых аспектах статуса выборного должностного лица местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. № 1.
243. Васильев В.И. Как выбрать главу муниципального образования: сравнительный анализ избирательного законодательства // Журнал российского права. № 12. 1997.
244. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.
245. Власенко Н.А., Никитин С.В., Мадьярова А.В. Правовые меры преодоления кризисных ситуаций в местном самоуправлении: новые идеи и первый опыт // Российский юридический журнал. 2000. № 4.
246. Граф И.В. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в зарубежных странах // Налоги. Инвестиции. Капитал. 1999. № 3 - 4.
247. Граф И.В. Компетенционные пределы самостоятельности местного самоуправления // Юридическая наука и юридическое образование в России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы. (Материалы региональной научно-практической конференции.). Ч. 1. Тюмень. 2001.
248. Гавришев А.А. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации. М.2005.
249. Дуров А.И. Проблемы законности в организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 1998. № 1.
250. Ерохин А.А. Правовое регулирование выборов в организации местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. М. 2005.
251. Жаромских Д.Г. Конституционное право на осуществление местного самоуправления и его защита судебными органами конституционного (уставного) контроля в РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тюмень: Изд-во ТГУ. 2001.
252. Жаромских Д.Г. Дифференциация муниципальных образований в механизме разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации. // Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. (Материалы научно-практического семинара). Тюмень. 2002.
253. Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Взаимоотношения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. № 2.
254. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999.
255. Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. № 6.
256. Игнатюк Н. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. № 1.
257. Капинус Н. Проблемы распределения властных полномочий между государством и местным самоуправлением по законодательству стран СНГ и Балтии // Право и жизнь. 1998. № 15.
258. Киреева Е.Ю.Соотношение принципов централизации и децентрализации в правовом регулировании муниц. служ. в Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. №14. – 2007.
259. Кирюхина М.Н. Проблемы взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области финансово-экономической деятельности // Местное право. 2000. № 7.
260. Китаев П.М. О правовых предпосылках формирования территорий местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Ученые записки. Вып. 9 / Под ред. А.А. Ливеровского. СПб., 2002.
261. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // Журнал российского права. 2001. № 7.
262. Косторамов В.Г. Проблемы разграничения полномочий между уровнями публичной власти и формирование компетенции местного самоуправления // Местное право. 2001. № 8.
263. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003.
264. Кочубей З.К. К вопросу о единстве органов государственной и муниципальной власти // Журнал российского права. 2000. № 12.
265. Крылова Е.Г. Принцип разделения власти в организации государственной службы. Государство и право. №11. 2007.
266. Лазебная Н.В. Кодификация законодательства о местном самоуправлении: понятие, содержание, применение // Право и жизнь. 2000. № 28.
267. Лапшина И.Е. Формы взаимодействия центральных и местных органов управления Великобритании. Государство и право. №5 2007.
268. Лыскова Е.И. Роль органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении защиты прав граждан на обращение. Государство и право. №9. 2007.
269. Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000. № 2.
270. Максимов В.А. Проблемы местного самоуправления в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 1999.
271. Максимова А.А. Правовое регулирование местного самоуправления в современной России. М.2007.
272. Мялковский С.С. Юридическая ответственность и местное самоуправление в Российской Федерации: теоретические и правовые аспекты. 2004.
273. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М., 2000.
274. Нудненко Л.А., Хаманева Н.Ю.Новый закон об обращениях граждан:достоинства и недостатки Государство и право. №3. 2007.
275. Розенфельд В.Г., Сергеев А.А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. 2000. № 6.
276. Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. 2002. № 3—4.
277. Петрова Т.К. Население как субъект местного самоуправления. Законодательство. №4.- 2007.
278. Чанов С.Е. Конфликт интересов на муниципальной службе: проблемные аспекты реализации нового закона. Российская юстиция. -№7.- 2007.
279. Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. № 4.
280. Чеботарев Г.Н. Понятие и правовая природа местного самоуправления // Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, содержание, значение: сборник статей, под ред. В.В.Невинск-ого, Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2003.
281. Чеботарев Г.Н. Консолидация публичной власти в регионе // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2 томах. Том 2. М.: Издательская группа «Юристъ», 2002.
282. Чеботарев Г.Н. Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления // Сборник материалов «круглого стола» Совета Федерации, выпуск 14, Москва: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2001.
283. Чеботарев Г.Н., Матейкович М.С. и др. Местный референдум: правовые основы подготовки и проведения. Тюмень: Тюменский издательский дом. 2001.
284. Чеботарев Г.Н. Территориальная организация местного самоуправления: многообразие или унификация Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления. // Тезисы выступлений участников «круглого стола» Совета Федерации Федерального собрания РФ. 25 апреля 2001.г.Тюмень. 2001.
285. Чеботарев Г.Н. Разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления // Конституционные основы организации функционирования институтов публичной власти в РФ. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 20-21 апреля 2001 г. г.Екатеринбург 2001.
286. Чеботарев Г.Н. Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления // Сборник региональной научно-практической конференции «Юридическая наука и юридическое образование на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы». Тюмень. ТГУ. 2000.
287. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право России // Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Выпуск №12, М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
288. Чеботарев Г.Н. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Правовые и социально-экономические проблемы нефтегазового региона. Тюмень. 1997. С.21-24.
289. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.
290. Черногор Н.Н. Некоторые проблемы исследования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 1998. № 1.
291. Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления // Российский юридический журнал. 1995. № 3.
292. Хабриева Т.Я. Общие подходы к разграничению полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления // Ученые записки. Вып. 9. СПб., 2002.
293. Шарнина А.А. Территориальная организация местного самоуправления. МГУ. 2004.
294. Широков А., Юркова С. Новые территориальные принципы в подписанном Президентом России базовом законе // Муниципальная власть. 2003. № 5.
295. Шугрина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству субъектов Российской Федерации // Конституционно-правовая реформа и региональное законодательство в субъектах Российской Федерации. М., 1999.
296. Харючи Н.Н., Жаромских Д.Г. Правовые основы организации местного самоуправления в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. Тюмень. 2005.
297. С.В. Пылин. Муниципальный контроль: проблемы и пути правового обеспечения. Конституционное и муниципальное право.-2006.-№11
298. Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Представительные начала в природе контрольного органа муниципального образования. Конституционное и муниципальное право.-2006.-№11
299. Малько А.В. Проявления законных интересов на муниципальном уровне правовой жизни. . Конституционное и муниципальное право.-2006.-№11
300. Захаров И.А. Применение норм Европейской Хартии местного самоуправления в российском законодательстве. Муниципальная власть. -2006.-№5
301. Еремеева Л. Проблемы осуществления расходных полномочий в условиях реализации административной реформы на муниципальном уровне. Муниципальная власть. -2006.-№4
302. Туктаров Ю.Е. Гарантии муниципальных образовании и субъектов Российской Федерации. Закон. – 2007. -№2
303. Бабичев И. О некоторых актуальных вопросах муниципального права и местного самоуправления: по страницам книги А.А. Сергеева «Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования».Муниципальная власть. -2007. -№2
304. Захватова Ю. Общие принципы и конкретные законы: как будет развиваться мунициальное право?. Муниципальная власть.-2007.-№32.
305. Дегтяров А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки. Общество и экономика . - №1. -2008.
306. Бондар А.В. Оптимизация роли государства в современной России. Власть. №2.- 2007.
307. Каримов Д.А. Деятельность публичной администрации в сфере средств массовой информации: существующее положение и перспективы развития. Государственная власть и местное самоуправление. -№2. – 2008.
308. БАРЦИЦ И.Н. управление на основе права – формула Ю.А. Тихонова. Журнал Российского права. -№7.- 2007.
309. Сурин А.В. Пятый национальный проект. Каким он может быть?. Чиновник. -№4 (50). – 2007.
310. Феофанов Ю. Интерес и законность. Российская Федерация сегодня. -№6. – 2008.
311. Корякин Е.А. Административно-юрисдикционная деятельность как элемент административного процесса в государственном управлении. Государственная власть и местное самоуправление. -№10. – 2007.
312. Ливеровский А.А. О некоторых теоретических предпосылках административной реформы. Конституционное и муниципальное право. -№17. – 2007.
313. Тавокин Е. Социология управления и социальное управление: проблемы взаимодействия. Государственная служба. -№2 (52). – 2008.
314. Барциц И.Н. Конституционное правовое обеспечение реформы государственного управления. Конституционное и муниципальное право№24.- 2007.
315. Юхименко О.С. К вопросу о сущности местного самоуправления в России. Социология власти. - №2. – 2008.
316. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
1. Гребенщикова Я.Б. Понятие муниципального контракта, его правовая природа. / Я.Б. Гребенщикова - //Российская юстиция. - 2007. - №9. - С. 38-41
2. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. / М.Ю. Дитятковский - //Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №2. - С. 29-30
3. Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в РФ и структура органов местного самоуправления. / Н.Е. Егорова - //Журнал российского права. - 2007. - №12. - С. 110-117
4. Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы. / Е.Ю. Киреева - //Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №3. - С. 38-40
5. Конкин А.И. Образовательные и научные ресурсы в развитии района. / А.И. Конкин - //Образование и наука - основной ресурс социально-экономического развития в третьем тысячелетии. ( материалы Международной научно-практической конференции . Ноябрь 2005 г.): сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. - С. 297-299
6. Левицкая Е.А. О проекте ФЗ "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания. / Е.А. Левицкая - //Вестник Южно-Российского Университета. - 2007. - №2. - С. 28-34
7. Федорова Е.А. Экономическая политика местных органов власти. / Е.А. Федорова - //ЭКО. - 2007. - №8. - С. 61-68
8. Чаннов С.Е. Правовой режим персональных данных на государтвенной и муниципальной службе. / С.Е. Чаннов - //Российская юстиция. - 2008. - №1. - С. 21-23
9. Черногор Н. Н. Классификация ответственности (ее виды) органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципально-правовой науке. / Н.Н. Черногор - //Государство и право. - 2007. - №11. - С. 40-48
1. Васильев В. И. о функциональном назначении местного сауправления. / В.И. Васильев - //Журнал российского права. - 2007. - №7. - С. 13-23
2. Левицкая Е.А. Гарантии соблюдения публичного и частного интереса в ФЗ "О концессионных соглашениях". / Е.А. Левицкая - //Сборник научных работ аспирантов, соискателей и молодых ученых.: сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2007. - С. 77-84
3. Левицкая Е.А. Судьба коммунального имущества в свете законодательства о приватизации. / Е.А. Левицкая - //Образование и наука - основной ресурс третьего тысячелетия. (Материалы юбилейной международной научно-практической конференции (13 ноября 2006 года).): сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. - С. 353-359
4. Модьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. / А.В. Модьярова - //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №2. - С. 27-29
5. Мотыжева Н.В. Понятие избирательного процесса в системе местного самоуправления. / Н.В. Мотыжева - //Вестник Южно-Российского университета. - 2007. - №4. - С. 86-88
6. Петрова Е.А Население как субьект местного самоуправления. / Е. Петрова - //Законодательство. - 2007. - №4. - С. 59-63
7. Сергеев А. А. О новеллах бюджетного законодательства и их влиянии на правовой статус российского местного самоуправления. / А.А. Сергеев - //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №14. - С. 32-35
8. Соколов В. Успешный страрт муниципальной реформы. / В. Соколов - //Вестник Донской экономики. - 2007. - №2. - С. 20-20
9. Шутрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами. / Е.С. Шутрина - //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №6. - С. 23-29
10. Щепачев В.А. Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органами местного самоуправления. / В.А. Щепачев - //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №12. - С. 38-39
4. План самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа является важнейшей частью всего учебного процесса. Цель самостоятельной работы заключается в углубленном и всестороннем изучении студентами материала, полученного в ходе аудиторных занятий. При самостоятельном изучении студентами материала необходимо проводить проверку собственных знаний после изучения каждой темы. Данной цели служат контрольные вопросы, приведенные в главе пятой, шестой и восьмой настоящего методического пособия. В случае недостаточного овладения материалом или в случае возникновения затруднений при ответах на контрольные вопросы соответствующая тема подлежит более подробному изучению.
В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется ознакомиться с публикациями в журнале «Государство и право» о предмете, содержании и системе административного права как отрасли права.
Студенту необходимо:
- провести анализ и дать характеристику источникам административного права, нормативной базе, составляющей их основу;
- разобраться в понятиях системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации;
- изучить основы прохождения государственной и муниципальной службы, правовой статус служащих, реестр государственных должностей;
- проблемы обеспечения законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении.
Окончательный итог самостоятельной работе студента подводится путем собеседования, либо контрольной работы и т.п. Проверка качества самостоятельной работы студентов может быть проведена во время аудиторных семинарских занятий или в дополнительное время.
Темы самостоятельной работы указаны в учебно-тематическом плане
ВОПРОСЫ К 1 ФОРУМУ
1. Что входит в понятие «компетенция органов местного самоуправления»? Какими способами определяется компетенция органов местного самоуправления.
2. Что такое предметы ведения местного самоуправления? По каким признакам те или иные вопросы могут быть отнесены к вопросам местного значения? Входят ли в предметы ведения местного самоуправления вопросы государственного значения?
3. Возможна ли и при каких условиях, в каком порядке передача полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления и наоборот, от органов местного самоуправления органам государственной власти?
4. Какими способами реализуются полномочия органов местного самоуправления?
5. Что относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления? Возможно ли существование исключительных полномочий исполнительного органа местного самоуправления?
ВОПРОСЫ К 2 ФОРУМУ
1. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.
2. Структура представительных органов местного самоуправления.
3. Полномочия представительных органов местного самоуправления. Вопросы, отнесенные к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления.
4. Заседания представительных органов местного самоуправления, порядок их подготовки и проведения. Регламент работы представительных органов местного самоуправления.
5. Правовые акты представительных органов местного самоуправления: виды, порядок их принятия, вступления в силу, отмены.
6. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления.
7. Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления.
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
ВАРИАНТ 1